Работать и учиться с профсоюзом | ||
Наталья Баскакова
| ||
Помните, был такой слоган советских времен "Профсоюзы - школа коммунизма"? | ||
Как-то это все быстро подзабылось. Да и коммунизм превратился почти в ругательство. Но ведь изначальный смысл его весьма положителен: от латинского сommunis, т.е. общий. А многие наши проблемы можно решить только сообща, всем миром. Недавно в Политехническом институте произошло, можно сказать, веховое событие: в рамках общеуниверситетского профкома, где на все тысячи учащихся и работающих - один председатель, профком и несколько административных работников, теперь создано и работает профбюро ИПТ. Пока в нем только 5 человек - преподаватели и студенты, примечательно, что двое из них только заканчивают первый курс. Мы встретились с А.И. Косенко, доцентом кафедры "Технология машиностроения", а теперь еще и председателем профбюро Политехнического института. - Анатолий Иванович, что послужило причиной, нам не хватает одного профкома НовГУ? - Я считаю, что профком не может дойти до каждого: в НовГУ огромная организация, а в профкоме всего несколько человек плюс его уважаемый председатель Сергей Николаевич Бритин, представляющий наш коллектив в составе Ученого совета НовГУ. Но комитету трудно дойти до каждого конкретного человека. Ведь у нас - крупные институты, например, в ИПТ около 1000 студентов, преподавателей и сотрудников. Профком НовГУ не может вместить всю информацию, быть в курсе всех перемен, происходящих с людьми, вовремя откликаться на их нужды. Поэтому мы решили, что должен быть какой-то организующий орган на местах, таким и стало профбюро. - Это была инициатива снизу? - Да, так считал не только я, но и другие наши коллеги. В последние два десятка лет роль профсоюзов явно была принижена. Видимо, надо было пройти этот период, чтобы понять, что мы потеряли. А ведь ясно, что перед коллективом стоят серьезные задачи. И справиться с ними, не опираясь на организованное сообщество снизу, очень трудно и для руководства, и для самого коллектива. В своем подразделении профкому или профбюро легче быть в курсе производственных дел, своими методами способствовать повышению производительности труда. Здесь должно быть взаимопонимание: профком не должен подменять руководство, вмешиваться в текущие управленческие дела, но он должен своими методами участвовать в жизни вуза. Например, в наболевшем вопросе о повышении зарплаты роль профкома не должна сводиться только к требованию, чтобы нам повышали зарплату. - То есть речь идет не о повышении зарплаты, а об ее адекватности? - Зарплата должна выплачиваться согласно трудовому договору, в разработке которого профком принимал непосредственное участие. Вот, например, те изменения, которые произошли в начале года, должны решаться совместно с профсоюзами: люди в руководстве сверху часто не видят, как и кто работает. В этом отношении должно учитываться мнение профсоюза, что четко оговаривается в нормативных документах. Это не значит, что профсоюзы руководят процессом, но, повторяю, его мнение руководство должно учитывать. В этом смысле роль профсоюза должна быть выше, чем она есть сейчас. Немаловажный вопрос - создание единого коллектива в Политехническом институте, который только что пережил крупную реорганизацию - объединение двух ранее независимых друг от друга факультетов. В процессе сплочения коллектива, который может происходить, например, через поездки, встречи, праздники, организуемые по профсоюзной линии, роль профбюро не должна быть второстепенной (кстати, сейчас в планах - поездка в Кунсткамеру). Только так сможет образоваться коллектив, нацеленный на эффективную результативную работу! - Что дает членство в профсоюзе, например, студенту? - Мы сейчас ставим задачу - вовлекать студентов, многие из которых, как оказалось, не только вне профсоюза, а вообще вне каких-либо организаций. Кстати, профсоюз - единственная организация, которая законно существует рядом с администрацией. Есть немало вопросов, которые должны решаться обязательно с участием профсоюза в рамках коллективного договора. Ведь студентов, не являющихся членами профсоюза, в частности тех, кто учится на платном отделении, довольно сложно поощрить за определенные достижения или оказать помощь. Собравшись вместе, мы можем решать такие вопросы. - Как агитируете? - Сначала собрали старост. Встал вопрос о тех, кто не получает стипендию - они как будто выпавшие из коллектива. Это ненормальное явление: коллектив должен быть единым. Все должно быть взаимосвязано - работа, отдых. Конкретная работа: собираем информацию - кому надо помочь, как можно отдохнуть на наших базах отдыха; собираемся проводить тематические собрания. Надо много и целенаправленно работать для главного - создания коллектива. |