Настроены на работу. От первого лица |
А.Л. Гавриков, президент НовГУ
|
Отгремели фейерверки, прошли праздники, закончились студенческие каникулы. Начались рабочие будни, которые определяют жизнь. |
Мы должны вновь настроиться на серьезную и достаточно трудную работу. Прежде всего, меньше года осталось до аттестации, к которой необходимо подготовить все документы. На предварительном этапе мы готовили себя концептуально, разработали программу, подготовили документ "Стратегия развития вуза", определились с миссией. А теперь мы должны ввести документы нового качества на всех уровнях образовательной деятельности. С отчетом по организации функционирования вуза дело обстоит благополучно. Сложнее отчитаться о содержании работы со студентами: общая оценка вуза при аттестации будет зависеть от того, как мы с ними работаем. Я хочу заострить внимание на ведении образовательного процесса, так как в основу нашего отчета положены данные, полученные путем контрольных испытаний или опроса студентов. Не секрет, что в последние годы к нам приходят абитуриенты, которые по-иному, чем прежде, расставляют акценты, они учились в новых школьных условиях, многие из них менее стремятся к широкому кругозору, но сосредотачиваются на узкопрофильном образовании. С их позиции - это правильно. Но мы, как вуз, работаем в поле образовательных стандартов, которые предполагают самый широкий подход к университетскому образованию. Поэтому мы должны настраивать студентов на ответственное усвоение всей университетской программы. Не уходят из вузовского образования проблемы. У нас это своевременная ликвидация задолженностей у студентов; посещаемость лекций, семинаров и пр. студентами, которые начинают работать буквально со второго-третьего курсов. Повторный прием зачетов и экзаменов, встречи с неуспевающими вовремя - все это требует определенных ресурсов преподавателя, общение с такими студентами выводит его за рамки спланированного учебного процесса. И, думаю, что студент-бюджетник, теряя контакт с преподавателем, теряет и право на бюджетное обеспечение. Это не простая проблема, но ее решение необходимо найти. Теперь о перспективах. Во-первых, мы взяли курс на участие в конкурсе инновационных образовательных программ для вузов России. Здесь у нас особая надежда на коллег из Института электронных и информационных систем. Во-вторых, в связи со сложной демографической ситуацией предстоит большая агитационная работа среди выпускников. Мы должны пойти и к школьникам, и к педагогам. В-третьих, проблема престижа профессии учителя. Она всеобщая для России, и нам ее надо решать. С целью совершенствования профориентационной работы по специальностям психолого-педагогического профиля издан приказ по НовГУ о совершенствовании деятельности структурных подразделений системы непрерывного педагогического образования: мы должны предъявить выпускникам новые компетенции, способности работать в новой школе. Это сложно, так как до сих пор нет должного внимания к педагогам со стороны власти. И, наконец, напомню еще раз о важных исторических датах - 300-летие высшего образования на Новгородчине, мероприятия по празднованию которого пройдут в рамках Дня города. И 1000-летие образования на Руси: под флагом этих событий будет финишировать 2006 год, и традиционный "Ярославов день" будет им посвящен. Надеемся, что пафос этих празднований разделят с нами все новгородцы. |