Общих рецептов не существует |
Процессы, происходящие сейчас в высшей школе, далеко неоднозначны и вызывают бурную полемику. |
О проблемах и возможных решениях размышляет заместитель декана ИТФ Политехнического института НовГУ Алла Филипповна Булгакова. Кто к нам приходит? Отсутствие конкурсов в технические вузы страны уже многие годы считается нормой. Увеличение количества вступительных испытаний при нынешней демографической ситуации делает задачу обеспечения приема 2009 г. трудноразрешимой. У большинства абитуриентов уровень физико-математической подготовки крайне низок. Школьная система тестового обучения малоэффективна. Недостаточное внимание школы к таким дисциплинам, как физика, геометрия, тригонометрия, и повсеместное отсутствие черчения сужает базу инженерных специальностей до минимума. Выпускники средней школы не научены мыслить самостоятельно, не стремятся к знаниям, не способны их добывать, не умеют правильно говорить, грамотно писать, с трудом производят в уме даже самые грубые, оценочные вычисления. Известен случай, когда первокурсник не мог умножить 2 на 9. На калькуляторе (!) нечаянно нажал не ту кнопку и получил 11. Вспомнить таблицу умножения ему даже в голову не пришло! Или в другой раз: "Да не помню я этой вашей теоремы Пифагора! Помню, что когда-то учил, но давно забыл. Можно я за лето выучу?" А ведь меньше года прошло со дня окончания школы. Что можно сделать? Сегодня на технических факультетах резко сократилось количество обязательных аудиторных занятий по базовым дисциплинам: теоретической механике, сопротивлению материалов, теории машин и механизмов и др. Чтобы в этих условиях вырастить высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста - а именно такой нужен современному производству, - нужно приложить немало сил и в корне изменить свое отношение к делу. Жаль иногда расставаться с устоявшимися взглядами на обучение и воспитание. Действовать по старинке намного проще. Но добиваться перемен к лучшему, оставаясь в рамках традиционных форм преподавания, - дело безнадежное. Нужно искать новые подходы, разрабатывать иные методы практической работы. Верный ориентир в поиске таких подходов - упор на индивидуальное обучение, на самостоятельную работу. Одно из перспективных направлений - управляемая внеучебная работа студентов. Положительного опыта такого рода в стране накопилось предостаточно, и его необходимо активно изучать, используя для этого научно-методические конференции и семинары, общение с коллегами на всех уровнях. Конечно, к чужому опыту нужно относиться критически, нельзя тиражировать его бездумно, каким бы привлекательным и бесспорным он ни казался на первый взгляд. То, что целесообразно в одном институте, может оказаться совершенно бесполезным, а то и вредным в других условиях. К тому же многие педагогические новации носят ярко выраженный личностный характер и не всякому преподавателю по плечу. Это касается как обучения, так и, еще в большей степени, воспитания. Только через общение с преподавателем, через интересную живую работу можно развить у студентов инициативу, самостоятельность, смелость суждений, волевую привычку к умственному труду - все, чем должна отличаться творческая личность. Управляемая самостоятельная работа студентов призвана восполнить дефицит учебного времени, а также решить только ей присущие задачи. Она может быть ориентирована как на работу с лучшими студентами, которым тесно в рамках программы, так и на выполнение учебного плана теми, кто с этим планом не справляется. Перестраивая, совершенствуя учебный процесс, необходимо учитывать мнение студентов по всем вопросам. Пора понять, что без участия студентов, эффективного и влиятельного студенческого самоуправления реформирование вуза не осуществить. Подводные камни Нам порой не хватает гибкости, часто - чувства меры, времени и ситуации. Любая инновация должна быть сначала опробована на какой-либо экспериментальной площадке. Ее внедрение должно сопровождаться большой разъяснительной работой. Достигнутый эффект нужно отслеживать на всех этапах внедрения. К анализу полученных результатов следует привлекать заинтересованную педагогическую общественность университета, все структуры, призванные надзирать за внедрением новых форм обучения и наделенные соответствующими полномочиями. Только после всестороннего изучения ближних и дальних последствий инновации, убедившись в ее безусловной эффективности, ее можно рекомендовать преподавателям других дисциплин. Рекомендовать, но не навязывать! А если после внедрения новых методов обучения, зачастую оторванных от современных реалий, резко падает успеваемость, издерганы и замучены студенты, на грани нервного срыва их родители, не справляется с ситуацией деканат, то стоит задуматься о целесообразности применения этих новшеств в предложенном варианте и о том, готовы ли мы в настоящее время к таким нововведениям. Возможно, без потери рационального зерна требуется небольшая корректировка, адаптация к существующим условиям, более серьезное педагогическое сопровождение. Новая идея или новая технология могут оказаться и вовсе несостоятельными или несвоевременными. Тогда от них лучше отказаться или отложить до лучших времен. В организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя общих рецептов для всех предметов не существует. Каждый из нас должен искать свои формы работы. Нужно культивировать плюрализм в преподавании. Цель у нас одна, а путей к ее достижению много. Опасно резкое шараханье из стороны в сторону - от полного забвения каких-либо методик до их повсеместного внедрения, буквально "притягивания за уши" к тем дисциплинам, которым эти новые веяния чужды по определению. Лет 20 назад приветствовалось повальное внедрение в учебный процесс телевидения. Теперь то же самое может произойти с дистанционным обучением, которое прекрасно дополняет традиционные методы преподавания, но ни в коем случае не заменяет их полностью. Во всяком новом деле опасны торопливость, перекосы и перегибы, которые чреваты непредсказуемыми последствиями. Даже самый идеальный и тщательно разработанный комплекс дистанционного обучения не дает преподавателю права самоустраняться от живого общения со студентами, ибо вуз должен не только подготовить грамотного специалиста с определенным объемом знаний и умений, но и привить коммуникативные навыки будущему руководителю производства, воспитать достойного гражданина своей страны, физически и нравственно здорового человека. Добиться этого без ежедневного (вживую) общения преподавателя со студентами, без воспитательной составляющей в его работе практически невозможно. И еще один существенный момент. Для обеспечения внеурочной работы нужно провести ряд методических и организационных мероприятий - разработать большое количество пособий, а также, что несколько проще, не забывать кафедрам составлять и вывешивать для всеобщего обозрения графики индивидуальной работы преподавателей со студентами уже с первых дней нового семестра и всё, что прописано, неукоснительно выполнять. Большая часть преподавательского корпуса Политехнического института принадлежит к старшему поколению. Мы более консервативны и не очень легко идем на радикальные изменения в своей работе. Всякое новшество нам в тягость. Зато какой бесценный опыт нами накоплен! Его обязательно нужно использовать, привязать к сегодняшнему дню и сделать всеобщим достоянием. Время не ждет. |