Реформирование образования и науки: цели и методы |
Людмила Симонова
|
Ректора НовГУ А.Л. Гаврикова дважды говорить практически об одном и том же (сначала на Ученом совете НовГУ, позже на расширенном ректорате НовГУ) заставила ситуация, которая возникла после прочтения проектов двух концепций: участия Российской Федерации (РФ) в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, и участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки. Неопределенность порождает не только дискуссию, но и слухи. В том числе о том, что прямо с 1 января 2005 года высшее образование станет платным, а сам университет превратится в некое акционерное общество, что НовГУ не выиграл некий грант на обучение студентов. |
- Все это домыслы, - с этого начал свое информационное сообщение Анатолий Леонидович, - в действительности же речь идет о реформировании всей системы образования. Далее ректор познакомил вкратце с проектами концепции реформирования образования, предупредив, что пока нет оснований говорить определенно об отнесении нашего университета к ГАУ (государственное автономное учреждение), ГАНО (государственная автономная независимая организация) или СГМНО. Но, по авторитетному мнению президента Международной академии наук высшей школы, президента АН высшей школы В.Шукшунова "Главная идея концепций-клонов состоит в том, чтобы резко сократить участие Российской Федерации в управлении государственными секторами образования и науки; сократить их масштабы на основе реструктуризации, передачи большой части государственных учреждений профессионального образования на региональный уровень управления; преобразовать подавляющее большинство государственных образовательных и научных организаций в другие организационно-правовые формы: В результате не менее 50 процентов государственных образовательных организаций высшего профессионального образования после реорганизации будут осуществлять свою деятельность при минимальном участии в управлении федеральных органов государственной власти; сократится число федеральных организаций науки до 100-200, которые, по мнению авторов концепций, составят исследовательское "ядро" госсектора науки, и т.п. В концепциях такие революционные преобразования обосновываются тем, что ":в условиях чрезмерной концентрации на федеральном уровне государственных учреждений профессионального образования и научных организаций, а значит, и ответственности за результаты их деятельности, федеральный центр перестал справляться с поставленными задачами эффективного управления подведомственными образовательными учреждениями и научными организациями, что привело к падению доверия общества к нему". Авторы концепций видят один выход из этой ситуации - разгрузить федеральный центр. Однако уход государства из сфер образования и науки, как это предлагается в концепциях, еще в большей степени приведет к их упадку, что неизбежно станет причиной интеллектуального оскудения нашей страны". Полностью изложить выступление А.Л. Гаврикова и точку зрения других специалистов у нашей газеты нет возможности. Поэтому мы рекомендуем всем обратиться на сайт газеты "Поиск", где размещены оба проекта концепций: http://www.poisknews.ru |