Интеллект - в массы! Рискуйте, господа! | ||
Влад Макаров
| ||
Многим, наверное, памятен эпизод из фильма "День сурка", когда герой удивляет окружающих, правильно отвечая на все без исключения вопросы телевизионной игры "Jeopardy!" Оно и понятно: ведь он, по сюжету, смотрел ту программу далеко не в первый раз. Впрочем, зрители российского аналога "Jeopardy!" - "Своей игры" - не раз наверняка ловили себя на мысли, что знают ответы на большинство вопросов и могли бы выступить не хуже тех, кто получил свои "15 минут славы". Автору этих строк посчастливилось недавно на своей шкуре испытать разницу между уютным просмотром "Своей игры" на диване и собственным участием в сражении интеллекта и быстроты реакции. Он принял участие в качестве игрока в съемках цикла игры, который выйдет в эфир после Нового года. | ||
Сразу скажу, что не буду в этой статье раскрывать подробности самой игры, Большой Приз, который предстоит разыграть участникам и кто его выиграл (если, конечно, выиграл). Не буду портить удовольствие от наблюдения за интригой турнира, отмечу лишь, что посмотреть это все стоит. Коснемся лишь некоторых любопытных моментов закулисья состязаний. УчастникиБ. Кому-то кажется, что в "Своей игре" участвуют какие-то необычные люди и попасть в их число обычному человеку довольно-таки сложно. Это и так, и не так. Всех игроков обычно условно делят на две группы: "профессионалы" и "любители". "Профи" - это те, кто и в жизни отдает должное интеллектуальным играм, ездит на турниры по спортивной "Своей игре" и "Что? Где? Когда?" Там их обычно и примечают редакторы программы. "Любители" же приходят обычно через сито телефонного отбора. Впрочем, в игре отличить "профи" от "любителя" на глаз почти невозможно. Первые хотя и имеют теоретическое преимущество в опыте, оно им далеко не всегда помогает. Но первичный отбор (заочный или письменный), который показывает определенный уровень знаний, - это только начало. Вторая ступень - личный отбор. Здесь смотрят не столько на умение отвечать на вопросы, сколько на игровые качества - активность, готовность идти на риск, телегеничность. По результатам отборочной игры могут взять на съемки не победителя, а того, кто занял второе или третье место, или вообще никого не взять. В первый съемочный день в итоге появляется довольно пестрое сборище - от студентов до докторов наук - и далеко не всегда профессура одерживает верх. Студия Вначале съемки "Своей игры" проходили в Останкино. Теперь используется студия, похожая на большой ангар, расположенная в районе метро "Сокол" (северо-запад Москвы). Здесь же в другое время проходят, судя по оставшимся надписям, съемки других программ, например "Час суда". Все игры снимают в течение трех дней - по 6 в день. Перерывы минимальны, и все равно все заканчивается ближе к 10 вечера. То, что попадает в кадр, - площадка и зрительские места - составляет только малую часть студии. В остальной части, далеко не такой презентабельной, располагаются технические службы, компьютеры и прочие телевизионные атрибуты. Условия, прямо скажем, спартанские. Как мрачно пошутил ведущий Петр Кулешов, "в туалет приходится подниматься по трапу", с которого, добавим, запросто можно свалиться и сломать себе шею. Звукопроницаемость студии абсолютная: если на улице кому-то вздумалось переставить машину или отремонтировать дорогу, съемки приходится прерывать. В середине второго дня пришлось уговаривать удалиться бригаду таджикских рабочих, которые намеревались что-то починить. Зрители Первая когорта зрителей - собственно, сами участники программы, не занятые в данный момент в съемках. Их обычно уговаривают занять места в первом ряду. Особенно охотно участники поддаются на уговоры с утра: в студии еще очень холодно, а тем, кто на первом ряду, выдают халаты (кстати, вблизи не сказать чтобы очень презентабельные, но мало-мальски греющие). Остальные категории зрителей таковы. Во-первых, заходят "на огонек" бывшие участники программы, не участвующие в настоящем цикле. Во-вторых, любители своей игры. Здесь и пожилые джентльмены, ветераны интеллектуального фронта, чем-то похожие на легендарных "пикейных жилетов" Ильфа и Петрова. Тут же юные и не очень дамы, которые знакомятся с игроками (не подумайте ничего плохого, просто из любопытства). Эту категорию редакторы передачи знают давно и по именам. Наконец, самая большая группа зрителей, которую я про себя условно назвал "профессиональными". Их профессионализм состоит в том, что они, судя по всему, ходят на съемки любых программ, где требуется публика. С ними я столкнулся еще в первый день перед входом на студию. Они формировались согласно каким-то предварительным спискам, похожим на те, по которым в советские времена отпускали дефицит типа автомобилей и подписных изданий. Затем приходил "покупатель" и уводил полученные группы внутрь. Основную массу таких зрителей составляют дамы пред- и пенсионного возраста. Одеты они как в театр, с хорошими прическами. Знают друг друга и занимают места в зрительном зале, стараясь попасть туда, куда направляются телекамеры. С собой берут бутерброды и проводят в зале целые дни. Ничего, конечно, не понимают в правилах "Своей игры", постоянно выясняют тот или иной нюанс, что не мешает им неистово болеть за понравившегося игрока. В их присутствии участники ощущают себя почти гениями. Ведущий Петр Кулешов не является завзятым эрудитом. Его задача - играть эрудита в кадре. Вне эфира он не стесняется показывать незнание того или иного вопроса. Впрочем, в студии это и так очевидно. Большинство комментариев, которыми он сопровождает правильные ответы, либо написаны у него в карточке, либо подсказываются в технических перерывах присутствующими тут же редакторами Ильей Бером (он также ведет на канале "Культура" передачу "Власть факта") и Владимиром Молчановым (очень известным телезнатоком). Петр Кулешов - человек театра, рассказывает много баек из этой жизни. Очень эмоционален, я даже удивляюсь, как монтажеры умудряются вырезать все порой не очень печатные замечания, которые он отпускает по поводу качества некоторых вопросов и различных Технических накладок Куда без них, родимых! Очень часто перегорают лампы, те самые, которые дают удивительной красоты прямые лучи, видимые в начале каждого раунда. Замена каждой такой лампы - 10-15 минут перерыва. Часто открывают не те ячейки с вопросами, которые нужно. Иногда даже загружают не ту игру. Также останавливают съемки: шум на улице, зависающие компьютеры, звуки источников бесперебойного питания, проблемы с микрофоном у игроков, оговорки ведущего (особенно при чтении рекламных текстов). Все это может случиться в любой момент, даже посередине вопроса. Однажды в моей игре, как только вопрос появился на экране, внезапно заиграла какая-то посторонняя музыка. Пока безуспешно искали ее источник, мне удалось вспомнить правильный ответ. Но чаще все эти вынужденные перерывы только дергали и нервировали игроков. Но что ж, и это испытание надо было пройти. Вопросы Редакторам невыгодно молчание игроков, поэтому еще до начала игры их опрашивают на предмет того, какие темы те считают "своими". Но для победы, естественно, надо уметь брать не только любимые вопросы, но темы, избранные соперниками. Теперь, собственно, об отличии ощущений "на диване" и в студии. Во-первых, надо не только правильно отвечать, но и быстро соображать и нажимать кнопку раньше соперников (по моим ощущениям, не меньше 60-65 процентов вопросов надо выигрывать на скорость). Во-вторых, какого-то особого волнения, о котором я слышал, за игровым столом нет. Что не мешает забывать иногда очевидные ответы на простые вопросы (просто замыкает что-то или не можешь вспомнить). В-третьих, нужна правильная тактика. Каким бы не был суперэрудит, всегда найдутся "не его" темы, на которых его можно обыграть. А иногда надо помолчать и не лезть на рожон, особенно на аукционах. В-четвертых, прислушиваться к интуиции. Очень немного ответов ты знаешь твердо, что называется на сленге, "тупо". Остальное берется догадками, выбором наиболее очевидного варианта. Не зря оригинал игры называется "Jeopardy!", что можно перевести как "Рискуй!" Послевкусие После съемок несколько дней ощущаешь некоторое "интеллектуальное похмелье", отвращение к ответам на любые вопросы, которое чередуется с острым желанием продолжить игру, еще раз всем доказать: "Своя игра", в отличие от "Что? Где? Когда?", рассчитана в основном на чистую эрудицию. Но без азарта, без страсти, как убедил меня просмотр двух десятков игр, победить нельзя. Ведь в эмоционально насыщенной атмосфере игры бывает не только "внезапная забывчивость", но и удивительные прозрения, и за такие секунды можно заплатить дорого. Уверен, что каждый участник программы, какими бы ни были его результаты, идя домой, ощущал гораздо большую значительность факта своего существования в мире, чем прежде. Для меня это главный приз в игре, которая не зря называется "своей". |