Технолог знает, как надо | ||||||||
Наталья Баскакова
| ||||||||
С 17 по 19 февраля в Политехническом колледже НовГУ проходила V региональная выставка "Среднее профессиональное образование Новгородской области-2009". | ||||||||
В этом году в выставке помимо учреждений среднего профессионального образования и преподавателей ССУЗов участвовали Политехнический институт НовГУ и Технологический лицей - он представлял начальное профобразование. Новые участники придали выставке более широкое звучание. Плюсом было посещение выставки школьниками: они из первых рук получили информацию по образовательным услугам в Новгороде. Всего на выставке демонстрировались 164 экспоната, но наше внимание, в первую очередь, привлекла "Энергия". Именно так называется спортивно-реабилитационное транспортное средство, разработанное студенческим конструкторским бюро НовГУ и изготовленное на заводе с одноименным названием. О больших возможностях малых форм мы побеседовали с профессором кафедры технологии машиностроения Политехнического института НовГУ Валерием Анатольевичем Щеголевым: - У Вас здесь представлены два вида колясок. Для кого они предназначены? - Одно средство - для тех, кто временно потерял способность передвигаться, но имеет шансы и надежду все-таки встать на ноги. Второе - для тех, чьи шансы невелики, зато оно позволяет вести более-менее самостоятельный образ жизни.
Вес каждой коляски около 20 кг, они достаточно портативны: и та, и другая складываются и помещаются в багажник легковой машины, с ними можно войти в автобус. С помощью этих транспортных средств можно жить в обычных домашних условиях, пользоваться обычной мебелью. Их широко опробовали - в Новгороде в областной больнице, в отделении хирургии, в Московском и Ленинградском военных госпиталях. Это не первая модификация, пожалуй, третья. - Как давно Вы занимаетесь подобными программами? - С "Энергией" я работаю с тех пор, как приехал в Новгород, с 1982 года, тогда еще была специальная программа развития научно-технического творчества молодежи - НТТМ. Я сам всегда был влюблен в автомобили, закончил Ленинградский политехнический по специальности "Гусеничные машины", т.е. на тот момент - танки. Выпускали нас адресно - на Кировский завод, где я был инженером-технологом, но очень узко направленным. Потом по очередному комсомольскому призыву перешел в соседний корпус, где как раз налаживалось производство атомного реактора. Тогда ведь выбора у нас не было - как ни жаль было бросать танки, тем более, что тогда уже стали организовывать производство тракторов "Кировец", но работать на становлении атомного подводного флота было интересно. Мы, например, делали реактор для первого в мире атомохода "Ленин". А потом - совершенно логичное быстрое завершение карьеры в области атомной техники - повышенная доза облучения. Затем - высшая школа.
- Ваши научные интересы? - Все мои работы, в том числе и диссертации - кандидатская и докторская, - были посвящены вопросам шлифования, процессу, который широко применяется и в автомобильной промышленности, и в танковой, в двигателестроении. Так, в свое время мы занимались обработкой антенных обтекателей, которые ставятся на носовую часть ракеты и закрывают головку самонаведения. Тогда это было страшно секретно. - Вы много работаете со студентами. Как Вы оцениваете современную молодежь? - Наши ребята сегодня, в среднем, знают больше, владеют компьютером, имеют гораздо больший поток информации. Конечно, в школе их учат действительно плохо, особенно физике и математике, но это не от них зависит. Государство обречено, если интеллектуальный труд ценится меньше, чем физический. И началось это не в перестройку, которая все добила, а когда была провозглашена доктрина: нам не нужны инженеры, нам нужны квалифицированные рабочие. В 70-е годы прошлого века во всех городах строились дворцы для ПТУ, они хорошо снабжались, там прилично платили преподавателям.
А сейчас встречаю своего выпускника, который работает на автомойке - загоняет машины, моет их. Спрашиваю: "А сколько ты получаешь?" В ответ: "Я не буду вас обижать:". Чтобы исправить положение, нужны самые решительные меры. - Перспективы у теперешних студентов есть? - Конечно, ведь технолог - человек, который знает, как надо правильно делать. И это относится не только к машиностроению. Всё - автомобили, приборы (и те, которыми мы пользуемся, и те, при помощи которых их изготавливают) - нуждается в инженерах-технологах. Работы здесь непочатый край. Помните, как у Высоцкого говорил технолог Петухов: "Мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, и также в области балета мы впереди планеты всей". Так вот, балет - тоже технология, а Петипа - технолог. - Вернемся к выставке и Вашим разработкам. Что мешает выпуску такой важной и нужной продукции? - Конечно, главная проблема - финансирование, т.е. нужны деньги. Мы очень надеемся, что участие во Всероссийской выставке, которая пройдет в апреле в Москве и будет посвящена программе "Здоровье", привлечет внимание, а возможно, и инвестиции. |