Новый декан - известный профессор | ||||
Татьяна Васильева
| ||||
В новом учебном году у технологического факультета Института сельского хозяйства и природных ресурсов появился новый декан. Им выбран известный учёный, Соросовский профессор, доктор наук, заведующий кафедрой растениеводства Анатолий Дмитриевич Шишов. | ||||
- Анатолий Дмитриевич, какой вы видите перспективу развития факультета? Будет ли меняться структура факультета? - У меня давно созрел план того, как должен развиваться факультет. Ведь наш факультет - один из самых крупных, у нас 1507 студентов, 58 преподавателей, на факультете работает 12 докторов наук, 38 доцентов, 8 ассистентов, это, собственно, маленький факультет. У нас очень высокая остепенённость - средняя на факультете 86 процентов, это выше, чем по институту (на кафедре животноводства и растениеводства - 100 процентов, на кафедре переработки - 85 процентов, лесного хозяйства - 75, самая низкая на кафедре механизации - 70 процентов). Меня как декана, очень беспокоит, что на кафедре технологии и переработки штатное расписание14 единиц, а работает всего восемь преподавателей, то есть, имеется 7 вакансий, из-за этого страшная нагрузка ложится на работающих преподавателей. Во-первых, они работают на износ, а меня волнует здоровье преподавателей, да и качество преподавания от этого страдает. Во-вторых, им некогда заниматься научной работой. Такое же положение на кафедре механизации, там штатное расписание 12 единиц, а работает всего 6 преподавателей. И сразу же цепляет такой вопрос. Вот, казалось бы, у нас всё хорошо - на факультете 38 доцентов. Но 14 кандидатов наук-то не хватает - по скромным подсчётам! Значит, должна работать аспирантура, должны готовиться молодые кадры. Но в этом направлении у нас, в основном, работают две кафедры - животноводства, где интенсивно идёт работа в этом направлении, и кафедра растениеводства. К сожалению, некоторые профессора не выпускают аспирантов, не имеют учеников. Я думаю, что если на кафедре нет "очереди" из аспирантов, как работать? Меня это волнует, готовить себе смену надо! Конечно, заниматься аспирантами хлопотно, да и не из каждого получится кандидат наук, но работать нужно. - А какие проблемы есть в работе со студентами? - Тут проблемы следующие, и я, когда избирался на должность декана, о них говорил в своей программе. Первое, сейчас нужно решить проблему с бакалаврами и магистрами. В этом году мы сделали первый набор по направлениям бакалавриата. Через четыре года мы их выпустим как бакалавров, а дальше? Поэтому сейчас перед нами стоит задача на кафедре растениеводства, на кафедре животноводства разработать специальную программу. Этим мы занимаемся. Это важная работа, которую надо делать уже сейчас.
Следующая проблема, которая меня волнует, студенты из села. Если проанализировать списки абитуриентов, которые к нам приходят, то это, в основном, городские юноши и девушки, из городских школ. Они по уровню подготовки способны поступить. Хотя и об этом уровне надо вести разговор, я об этом чуть позже скажу. Люди, закончившие сельские школы, никаким образом не могут пройти это сито: знания у них слабые. Я много раз уже поднимал этот вопрос. Может быть, делать нулевой курс, чтобы они смогли догнать городских абитуриентов? Иначе: Ну, что из того, что мы подготовим мальчика из города на агронома? Он ведь не пойдет работать в деревню. В "Милаву" нашу пойдёт, куда-нибудь в озеленение пойдёт, но в сельскохозяйственное предприятие он не пойдёт, потому что не знает этого труда, не знает этих условий. И мы готовим не то, что сейчас нужно отечественной экономике. Передо мной, как перед деканом, стоит проблема: добиться, чтобы среди поступающих на первый курс хотя бы 20 процентов составляла сельская молодёжь. Тут, конечно, работать нужно вместе с администрацией. Потому что, ни для кого не секрет, мы давно потеряли продовольственную безопасность страны. У нас более 70 процентов продуктов питания завозное. - Но если мы организуем нулевой курс, чтобы подтянуть сельских выпускников до уровня городских школьников, то встанет вопрос, а где им жить? - Ахиллесова пята университета - мы не можем предоставлять общежития всем нуждающимся. А в деревнях люди живут, в основном, малоимущие, бедные. Снимать квартиру для своего ребёнка им не под силу. Мало кто из деревни сможет это себе позволить, так что да, вопрос с общежитием непременно тоже встанет. И, тем не менее надо думать, может быть даже на государственном уровне. Недавно закончилась девятая неделя у первых-вторых курсов, она принесла вполне ожидаемые проблемы: хвосты по математике и физике. Я назову удивительные цифры - у нас более 60 процентов студентов завалили математику, 50 процентов - физику, химию - 40 процентов. Причём, такая ситуация повторяется из года в год. Когда говоришь преподавателям химии, математики, физики, что надо что-то делать, один ответ: "Программа такая". - Но ведь можно её как-то адаптировать в зависимости от факультета, специальности. Одно дело - студенты, будущие преподаватели математики, другое дело - зоотехники, допустим. - Я хочу поднять вопрос о том, что в первые месяцы первокурсникам нужно хорошо напомнить школьную программу. Нужно смотреть на кафедрах, каким образом преподаватели смогут пересмотреть программы. Этот вопрос очень серьёзный. - Всё ли устраивает вас в организации практик? - Базы для практик, опытные поля, опытные фермы - это тоже головная боль деканата. А трудоустройство выпускников? Очень важно находить предприятия, чтобы выпускники наши в большинстве своём трудоустраивались ко времени получения диплома, а не просто выходили в открытое плавание. Здесь мы работаем и с областным комитетом по сельскому хозяйству, чтобы был от них такой заказ, и с профильными предприятиями. Ещё у меня есть давняя мечта - я считаю, что студент, закончивший пять курсов сельскохозяйственного образования, должен год или два отработать, и только после этого приезжать защищать диплом (да я ещё 15 лет назад ставил об этом вопрос). Как это делается в цивилизованных странах: чтобы ты подтвердил своё звание учёного агронома, ты должен два года им поработать. И если мы так поставим вопрос, то тогда ситуация будет решаема, не будут случайные люди поступать к нам на учёбу, лишь бы получить диплом о высшем образовании. Человек будет знать, что не получит диплом, пока не отработает, и задастся вопросом: а для чего мне это нужно? То есть никто не будет занимать место настоящих, тех, кто хотят работать в сельскохозяйственном производстве по специальности. Это очень важно. Поэтому могу сказать, что работа предстоит большая, и остаётся только работать, работать и работать. |