Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Новый декан - известный профессор

Татьяна Васильева

В новом учебном году у технологического факультета Института сельского хозяйства и природных ресурсов появился новый декан. Им выбран известный учёный, Соросовский профессор, доктор наук, заведующий кафедрой растениеводства Анатолий Дмитриевич Шишов.


Профессор А.Д. Шишов - не только теоретик, но и практик, для которого сельское хозяйство - дело всей жизни
Профессор А.Д. Шишов - не только теоретик, но и практик, для которого сельское хозяйство - дело всей жизни

- Анатолий Дмитриевич, какой вы видите перспективу развития факультета? Будет ли меняться структура факультета?

- У меня давно созрел план того, как должен развиваться факультет. Ведь наш факультет - один из самых крупных, у нас 1507 студентов, 58 преподавателей, на факультете работает 12 докторов наук, 38 доцентов, 8 ассистентов, это, собственно, маленький факультет. У нас очень высокая остепенённость - средняя на факультете 86 процентов, это выше, чем по институту (на кафедре животноводства и растениеводства - 100 процентов, на кафедре переработки - 85 процентов, лесного хозяйства - 75, самая низкая на кафедре механизации - 70 процентов).

Меня как декана, очень беспокоит, что на кафедре технологии и переработки штатное расписание14 единиц, а работает всего восемь преподавателей, то есть, имеется 7 вакансий, из-за этого страшная нагрузка ложится на работающих преподавателей. Во-первых, они работают на износ, а меня волнует здоровье преподавателей, да и качество преподавания от этого страдает. Во-вторых, им некогда заниматься научной работой. Такое же положение на кафедре механизации, там штатное расписание 12 единиц, а работает всего 6 преподавателей.

И сразу же цепляет такой вопрос. Вот, казалось бы, у нас всё хорошо - на факультете 38 доцентов. Но 14 кандидатов наук-то не хватает - по скромным подсчётам! Значит, должна работать аспирантура, должны готовиться молодые кадры. Но в этом направлении у нас, в основном, работают две кафедры - животноводства, где интенсивно идёт работа в этом направлении, и кафедра растениеводства. К сожалению, некоторые профессора не выпускают аспирантов, не имеют учеников. Я думаю, что если на кафедре нет "очереди" из аспирантов, как работать? Меня это волнует, готовить себе смену надо! Конечно, заниматься аспирантами хлопотно, да и не из каждого получится кандидат наук, но работать нужно.

- А какие проблемы есть в работе со студентами?

- Тут проблемы следующие, и я, когда избирался на должность декана, о них говорил в своей программе.

Первое, сейчас нужно решить проблему с бакалаврами и магистрами. В этом году мы сделали первый набор по направлениям бакалавриата. Через четыре года мы их выпустим как бакалавров, а дальше? Поэтому сейчас перед нами стоит задача на кафедре растениеводства, на кафедре животноводства разработать специальную программу. Этим мы занимаемся. Это важная работа, которую надо делать уже сейчас.

Профессорам Г.В. Твердохлеб и А.Д.Шишиову проблемы высшего сельскохозяйственного образования одинаково близки и дороги
Профессорам Г.В. Твердохлеб и А.Д.Шишиову проблемы высшего сельскохозяйственного образования одинаково близки и дороги

Следующая проблема, которая меня волнует, студенты из села. Если проанализировать списки абитуриентов, которые к нам приходят, то это, в основном, городские юноши и девушки, из городских школ. Они по уровню подготовки способны поступить. Хотя и об этом уровне надо вести разговор, я об этом чуть позже скажу. Люди, закончившие сельские школы, никаким образом не могут пройти это сито: знания у них слабые. Я много раз уже поднимал этот вопрос. Может быть, делать нулевой курс, чтобы они смогли догнать городских абитуриентов? Иначе: Ну, что из того, что мы подготовим мальчика из города на агронома? Он ведь не пойдет работать в деревню. В "Милаву" нашу пойдёт, куда-нибудь в озеленение пойдёт, но в сельскохозяйственное предприятие он не пойдёт, потому что не знает этого труда, не знает этих условий. И мы готовим не то, что сейчас нужно отечественной экономике.

Передо мной, как перед деканом, стоит проблема: добиться, чтобы среди поступающих на первый курс хотя бы 20 процентов составляла сельская молодёжь. Тут, конечно, работать нужно вместе с администрацией. Потому что, ни для кого не секрет, мы давно потеряли продовольственную безопасность страны. У нас более 70 процентов продуктов питания завозное.

- Но если мы организуем нулевой курс, чтобы подтянуть сельских выпускников до уровня городских школьников, то встанет вопрос, а где им жить?

- Ахиллесова пята университета - мы не можем предоставлять общежития всем нуждающимся. А в деревнях люди живут, в основном, малоимущие, бедные. Снимать квартиру для своего ребёнка им не под силу. Мало кто из деревни сможет это себе позволить, так что да, вопрос с общежитием непременно тоже встанет. И, тем не менее надо думать, может быть даже на государственном уровне.

Недавно закончилась девятая неделя у первых-вторых курсов, она принесла вполне ожидаемые проблемы: хвосты по математике и физике. Я назову удивительные цифры - у нас более 60 процентов студентов завалили математику, 50 процентов - физику, химию - 40 процентов. Причём, такая ситуация повторяется из года в год. Когда говоришь преподавателям химии, математики, физики, что надо что-то делать, один ответ: "Программа такая".

- Но ведь можно её как-то адаптировать в зависимости от факультета, специальности. Одно дело - студенты, будущие преподаватели математики, другое дело - зоотехники, допустим.

- Я хочу поднять вопрос о том, что в первые месяцы первокурсникам нужно хорошо напомнить школьную программу. Нужно смотреть на кафедрах, каким образом преподаватели смогут пересмотреть программы. Этот вопрос очень серьёзный.

- Всё ли устраивает вас в организации практик?

- Базы для практик, опытные поля, опытные фермы - это тоже головная боль деканата. А трудоустройство выпускников? Очень важно находить предприятия, чтобы выпускники наши в большинстве своём трудоустраивались ко времени получения диплома, а не просто выходили в открытое плавание. Здесь мы работаем и с областным комитетом по сельскому хозяйству, чтобы был от них такой заказ, и с профильными предприятиями.

Ещё у меня есть давняя мечта - я считаю, что студент, закончивший пять курсов сельскохозяйственного образования, должен год или два отработать, и только после этого приезжать защищать диплом (да я ещё 15 лет назад ставил об этом вопрос). Как это делается в цивилизованных странах: чтобы ты подтвердил своё звание учёного агронома, ты должен два года им поработать. И если мы так поставим вопрос, то тогда ситуация будет решаема, не будут случайные люди поступать к нам на учёбу, лишь бы получить диплом о высшем образовании. Человек будет знать, что не получит диплом, пока не отработает, и задастся вопросом: а для чего мне это нужно? То есть никто не будет занимать место настоящих, тех, кто хотят работать в сельскохозяйственном производстве по специальности. Это очень важно.

Поэтому могу сказать, что работа предстоит большая, и остаётся только работать, работать и работать.