Здоровье и медаль | ||
Проект Института непрерывного педагогического образования "Технология обучения школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута" награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и отмечен медалью Всероссийского образовательного форума 2004 года. Для НовГУ оказаться в числе дипломантов было весьма почетно, тем более что на форуме демонстрировалось много уникальных разработок, успешно опробованных в образовательных учреждениях России. Авторы проекта: Н.Н. СЕМЧУК, кандидат сельскохозяйственных наук, зав. лабораторией экспериментальной ботаники НовГУ, учитель биологии Новгородской гимназии "Эврика", соросовский доцент, учитель высшей квалификационной категории, изобретатель СССР; Г.А.ОРЛОВА, кандидат педагогических наук, декан ППРР; М.Н. ЩЕРБИНА, аспирантка, ИНПО НовГУ. Слово авторам проекта | ||
Идеи, на которых основаны наши предложения (за исключением, пожалуй, одного, которое касается шкалы отметок), не новы. Они разрабатывались и анализировались педагогами и психологами практически всех обозримых поколений педагогической истории. Некоторые из них используются в мировой практике. Сущность предлагаемых компонентов реформы образовательного процесса: 1. Реструктуризация государственного образовательного стандарта. 2. Реконструкция шкалы отметок для оценки достижений учащихся. 3. Изменение статуса и формы экзамена. Особенность проекта заключается в двух моментах - в проявлении эффекта синергизма (взаимного усиления) за счет уникального сочетания предпринимаемых действий и в использовании специфики российской системы образования. Предлагаемая методика реструктуризации государственного образовательного школьного стандарта в сочетании с реконструкцией шкалы отметок позволяет не только полностью сохранить современное содержание образования, но даже последовательно и существенно (практически - без жестких рамок) увеличивать его объем и сложность. 10 уровней оценки "отлично" Суть реструктуризации состоит в разделении содержания образования на две части - обязательную и творческую. Причем усвоение обязательной части стандарта оценивается в 5,0 балла, без каких-либо дополнительных условий. Усвоение же творческой части стандарта оценивается по творческой шкале последовательно в 5,1; 5,2; 5,3; 5,4; 5,5; 5,6; 5,7; 5,8; 5,9 балла в соответствии с количеством и сложностью освоенного материала. Таким образом, отметка "отлично" получает десять уровней, из которых только первый является обязательным. В случае необходимости (например, для оценки результатов ЕГЭ) можно легко перейти и к ста уровням, добавив в качестве значимых сотые доли (например, 5,49 балла). Этот же принцип может быть применен и к другим отметкам шкалы (например, 1,86 или 3,21 балла). Кстати, как показала практика со студентами университета, значимость сотых долей актуальна при следующих условиях текущей оценки достижений: регулярном проведении тестирования и возможности пересдачи любой темы в течение семестра, т. е. до выведения окончательной отметки. Как известно, в настоящее время в школах и вузах России, Украины и Беларуси проводится экспериментальное использование нескольких вариантов шкалы отметок (в 10, 20, 100 баллов и др.). Однако все равно итог обычно переводится (или, по меньшей мере, сопоставляется для осознания реальной оценки) в привычную для нас пятибалльную систему. И самое главное - во всех существующих модификациях достижения учащегося оцениваются, исходя из 100%-го выполнения программы. Новизна предложенной творческой шкалы заключается в появлении возможности оценки достижений ребенка, которые превышают норму отличного результата. Практически речь идет об известном желании учителя поставить пять с плюсом, чтобы отметить выдающийся ответ, результат. Но если в дневнике или даже классном журнале поставить 5+ или 5++, то в аттестате сейчас такая отметка не будет отражена. Оценка успехов, которые превышают норматив отличной отметки (при условии регистрации этих достижений в аттестате), может явиться стабильным и мощным стимулом к учению. Талантов станет больше Однако, как уже было отмечено выше, одна только шкала отметок (в том числе и творческая) все-таки не сможет радикально изменить ситуацию. Ключевыми моментами в данном случае являются объем и уровень сложности содержания образования обязательной части стандарта. По большинству предметов школьной программы оба эти параметра нужно изменить в сторону уменьшения. Следует признать, что именно объем и сложность обязательной части стандарта могут способствовать (или, напротив, препятствовать) развитию творческих способностей личности. Большой объем и высокий уровень сложности программы по всем предметам не позволяет многим детям в силу физической и психической перегрузки достичь максимально возможных высоких результатов по тем предметам, которые им нравятся, то есть проявить относительно них свою одаренность. Кроме того, выше пятерки прыгнуть невозможно, что в результате оказывается мощным сдерживающим фактором гармоничного индивидуального развития способностей и, соответственно, "потери" в каждом классе не одного одаренного ребенка. По этому поводу в печати имеется много диаметрально противоположных высказываний, иногда достаточно резких. Некоторые авторы считают, что снижение требований, уменьшение объема и уровня сложности содержания образования приведет к деградации самого процесса, появлению аттестованных неучей. Другую крайность можно увидеть в следующей цитате: ": Если бы решение вопроса, будут или нет моих дочерей год от года насиловать формулами галогенирования ароматических углеводородов, зависело от того, что мне надо было заплатить 10 рублей, то я бы не заплатил и пятака. И тогда была бы надежда, что это зомбирование и насилие будут экономически приостановлены. Но пока мнение школьников и родителей никого не волнует". Внесенные предложения несколько меняют ситуацию. Во-первых, уменьшается объем и сложность не всего стандарта, а только той его части, которая является обязательной для усвоения всеми учащимися. Во-вторых, некоторым детям очень нравится заниматься именно химией, и они будут с удовольствием изучать не только ароматические углеводороды, но и другие разделы органической химии. Творческая часть стандарта для них и предназначена. В данном случае каждый сможет изучать углубленно именно те предметы, которые ему нравятся (или химию, или, например, математику). Так что в одном классе могут появиться сразу и выдающиеся химики, и математики, и филологи: Как выяснилось, именно эта проблема является центральной и самой сложной в предлагаемых изменениях. Кольцо вместо медали В течение нескольких лет мы пытались найти алгоритм разработки содержания образования для подготовки специалиста в вузе. Получались очень сложные конструкции, требующие привлечения многих сторон: участников образовательного процесса, потребителя (производства), управления и т. д. Проблему оптимизации содержания образования для средней школы решить несколько проще, если в основу положить принцип целесообразности. К примеру, в средней школе нет необходимости изучать особенности конструкции, номенклатуру комплектующих элементов и технологию производства материнской платы и звуковой карты для компьютера IBM PC Pentium 4. Почему? Потому что в нашей обычной жизни нет потребности в применении подобных знаний и умений. Вместе с тем совершенно необходимо научить школьника пользованию компьютером, работе, например, с программами "Word" и "Excel". Значит, основу содержания образования средней школы должны составлять знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы в нашей обычной жизни. Если согласиться с этим мнением, тогда потребуется узнать, какие знания в пределах предметов школьной программы следует отнести к категории потенциально остаточных. Оптимальным решением этой проблемы можно считать получение среза знаний у людей с высшим образованием, например, учителей школ и преподавателей вузов. Это возможно посредством формализации всего объема информации в пределах школьных предметов и составления карты встречаемости правильных ответов по каждому пункту содержания образования. Позиции единиц информации, встречающиеся в абсолютном большинстве, и могут составить содержание образования на уровне 5,0 балла. Все, что сверх того, необходимо отнести в творческий раздел стандарта. Самые высокие по сложности уровни (5,7; 5,8 и 5,9 балла) можно использовать для установления знаков отличия (медалей). Предположим, что нам абсолютно точно известно, чему нужно обязательно научить школьника за 10 лет, чтобы он чувствовал себя комфортно в современном обществе. В этом случае можно оценивать уровень его подготовки по базовой части стандарта в 5,0 балла, а за сверхнормативные усилия и достижения выставлять в аттестате от 5,1 до 5,9 балла. Без сомнения, творческую часть стандарта ребенок будет осваивать лишь по тем предметам, которые ему нравятся, то есть в соответствии с индивидуальными природными задатками, гармонично развивая, таким образом, свои способности. Высвобожденные от большого объема обязательной нагрузки энергия и дополнительное время плюс мотивация позволят добиться высоких (а некоторым детям - и выдающихся) результатов по любимым предметам, которые и смогут достаточно объективно показать направление для предстоящего выбора профессии. Следовало бы изменить и порядок выдачи знаков отличия по результатам учебы в средней школе. Разработка положения о золотой (а также серебряной и бронзовой) медали - дело особое. Как один из вариантов - для золотой медали нужно получить по всем предметам школьной программы отметки не ниже 5,0, а по одному предмету - 5,9 балла, или по двум - 5,8 балла, или по трем предметам - 5,7 балла. При этом отличившимся выдавать аттестат особого образца, а вот саму медаль желательно заменить специальным кольцом, которое выпускник мог бы по случаю (и без случая) носить на руке. Это намного практичнее собственно медали, о наличии которой можно узнать, только посмотрев аттестат или саму медаль. Экзамен - не испытание, а процесс В качестве третьего компонента рассматривается изменение статуса и формы экзамена. По своей сути экзамен - это процесс определения уровня компетентности индивидуума по владению знаниями, умениями и навыками в конкретной области человеческой деятельности (наука, культура, производство). Если рассматривать переводные экзамены как оценку качества работы учителей, тогда на эти испытания нужно в каждую школу, во все классы приглашать независимых экспертов. Если доверие к учителям имеется, а экзамены все-таки проводятся для определения уровня подготовленности учащихся, то можно гарантировать, что и без экзамена учитель сможет по результатам текущего контроля, который проводился в течение учебного года, дать достаточно объективную оценку достижений ученика за каждую четверть и в целом за год. Более того, экзамен, как известно, - лотерея, и любой, даже очень хороший ученик, может "споткнуться" в стрессовой ситуации. Переводные экзамены - это дополнительный (для многих учащихся - очень сильный) продолжительный стресс, по существу - ненужный. Особая проблема - экзамены выпускные (9 и 11 классы). Здесь форма экзаменов должна быть модифицирована, чтобы предоставить учащимся возможность добиваться максимально высоких результатов и, более того, стимулировать их к работе. Для этого экзамен разбивается на туры, каждый из которых включает в себя одну или несколько тем. В выпускном классе экзамены проводятся на протяжении всего года, и результаты каждого тура являются составной частью итоговой отметки. Но в данном случае учащимся предоставляется возможность также в течение всего года пересдавать экзаменационные темы любого тура с целью улучшения итоговой отметки по предмету. Результат распределенного экзамена заносится в аттестат без дополнительного испытания. Однако в случае, когда учащийся претендует на медаль, испытания по предмету или по предметам, определяющим присуждение медали, зачитываются и заносятся в аттестат только по результатам ЕГЭ, которые будут являться обязательными. При этом достижение по распределенному экзамену или подтверждается, или аннулируется. Соответственно медаль выдается (в случае подтверждения на ЕГЭ) или нет, если отметка (или отметки - при нескольких экзаменах) оказываются ниже нормативных. И не надо бояться ЕГЭ Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) - большое достижение российского образования. Пока еще институт ЕГЭ имеет много недостатков, за что его справедливо критикуют. Что может сделать ЕГЭ привлекательным для школьников, абитуриентов, учителей, родителей и убедительным для приемных комиссий вузов? 1. Единый государственный экзамен должен проводиться в течение всего года без перерыва на каникулы и отпуска. Учащимся должно быть предоставлено право и возможность сдавать ЕГЭ многократно, получая каждый раз сертификат по результатам испытания. 2. Желательно, чтобы он проводился без посредников (экспертов), в прямом диалоге испытуемого и компьютера со следующим составом участников: экзаменующийся (экзаменующиеся), компьютер (компьютеры) в режиме on line с регистрирующим центром и организатор (государственный представитель по соблюдению правил самого процесса). 3. Тестовые задания должны иметь широкий диапазон по сложности - от обычных (в пределах школьной программы с уровнем сложности в 2,0:5,0 балла) до очень трудных (уровни 5,7:5,9 балла). В этой ситуации резко возрастает значение качества тестов, которые используются для ЕГЭ. При помощи хорошего теста можно с высокой степенью достоверности выяснить уровень подготовки практически по любому вопросу программы испытаний, кроме тех, которые связаны непосредственно с физическими возможностями и особыми способностями человека (пение, рисование, координация и скорость движения, выносливость и т. п.). В качестве примеров удачных вариантов можно привести тестовые испытания GRE, GMAT и т. п., которые проводятся в прямом диалоге испытуемого с компьютером и позволяют объективно установить уровень его компетенции. При соответствующем финансировании вполне реально в течение одного года подготовить тестовые задания для проведения ЕГЭ в режиме диалога абитуриент - компьютер. Допуск к сдаче ЕГЭ учащийся должен иметь как до получения аттестата, так и после этого. Сертификаты с результатами ЕГЭ следует рассматривать как приложения к аттестату о среднем образовании. Эти приложения можно заменять по мере получения более высоких результатов по ЕГЭ или прилагать новые (если ЕГЭ по какому-либо предмету раньше не был сдан). Срок действия сертификата - один год. В этих условиях появляется возможность изменения правил приема в вуз - вместо одноразовой кампании зачисление можно проводить в течение всего учебного года. Причем выиграют от этого прежде всего вузы, потому что увеличивается период времени для набора студентов, а нужный уровень подготовленности абитуриентов можно регулировать высотой планки по ЕГЭ, которую устанавливает приемная комиссия. Для абитуриентов (и их родителей) это также очень удобно, так как неудачная попытка (особенно первая) уже не будет восприниматься как жизненная катастрофа. Если, например, не удалось поступить в университет до сентября, то за счет дополнительной подготовки и пересдачи ЕГЭ это может получиться, скажем, в январе или марте. А затем, уже будучи студентом, можно спокойно ждать 1 сентября и приступать к занятиям. Такая практика существует в мире достаточно давно. Выбор профессии и поступление в университет - судьбоносный рубеж. Именно поэтому для большинства абитуриентов (и их родственников) ожидание вступительных экзаменов, а затем еще и сам процесс поступления превращаются, к сожалению, в продолжительное и жуткое самоистязание со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья. И прежде всего потому, что выделяется практически лишь одна попытка, а в случае неудачи повторить ее можно только через год. Итак, что может дать реализация предлагаемых изменений? 1. Защиту здоровья детей, учителей и родителей. 2. Формирование у школьников устойчивой мотивации к обучению. 3. Создание объективных условий для развития творческих способностей личности. 4. Оптимизацию процесса выбора профессии и перехода к профессиональному образованию. Причем предлагаемые преобразования не потребуют большого финансового сопровождения и поэтому являются реальными с точки зрения экономических возможностей страны. |