Анатомия деструктивности. Зачем стулья ломают | ||
С.И. Андрианов, О.В. Еремин
| ||
Нередки случаи, когда человек, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, "нападает" на автобусную остановку или телефон-автомат, разбивая их. Довольно часто сотрудникам правоохранительных органов приходится применять статью Уголовного кодекса РФ "Причинение телесных повреждений из хулиганских побуждений", то есть без мотива. Все это является типичным проявлением деструктивного поведения. | ||
Что же заставляет человека вести себя подобным образом? Являемся ли мы разумными хозяевами своей судьбы или находимся под контролем глубинных иррациональных сил, о самом существовании которых не подозреваем? Мы считаем, что для глубокого понимания этой актуальной в изучении современной личности проблемы необходимо придерживаться подхода, учитывающего и биологические, и психологические, и культурно-социальные корни феномена деструктивного поведения человека. Однако довольно интересной представляется и позиция так называемого психодинамического направления теории личности, а также изучение явления синергетики в применении к данной проблематике. Инстинкт смерти Рассмотрим более детально понятие деструктивного, саморазрушающего поведения. К нему относят: - агрессивные проявления, направленные на окружающую среду, предметы и объекты, причем деструктивность поведения характеризуется здесь отсутствием объективной ситуации, в которой данное поведение могло носить вполне конструктивный характер, например, самооборона или защита третьего лица; - агрессивные проявления, направленные на самого себя, причем речь идет не только о клинических случаях аутоагрессии как явного признака психического расстройства, но и о таких явлениях саморазрушающего поведения, как алкоголизация, употребление наркотиков, табакокурение, беспорядочные половые связи и неоправданный риск; - суицид как кульминация саморазрушаюшего поведения. Основоположник психодинамического направления в теории личности Зигмунд Фрейд утверждал, что любая активность человека, будь то мышление, восприятие, память или воображение, определяется инстинктами. Влияние последних на жизнь человека может быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. По Фрейду, инстинкты - это психические образы телесной активности, выраженные в виде желаний. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает вести себя так бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа, под общим названием "Эрос", включает силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Вторая группа - инстинкты смерти, называемые "Танатос", - лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Фрейд считал Танатос биологически обусловленными инстинктами и такими же важными в регуляции поведения человека, как и инстинкты жизни. Фрейд считал, что инстинкты смерти подчиняются закону энтропии. Энтропия - закон термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к состоянию динамического равновесия. Ссылаясь в своей работе "По ту сторону принципа удовольствия" на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: "Целью жизни является смерть". Согласно Фрейду, люди являются сложными энергетическими системами. Данные системы подчиняются закону сохранения энергии, то есть энергия может переходить из одного состояния в другое, но ее количество остается неизменным. Объект насмешек и агрессии Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения, в выборе объектов, является понимание "смещенной активности". Согласно этой концепции, высвобождение энергии и уменьшение напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-либо причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и сфокусировать свою энергию на каком-нибудь объекте. К примеру, человеку, пинающему газетный киоск, только что пригрозили увольнением на работе, а человека, который лезет в драку, накануне побили в темном проулке. Что с ними произошло? Они выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к их состоянию, это было непрямое выражение эмоций. Альфред Адлер, основоположник индивидуальной теории личности, как и Фрейд, рассматривал человека как сложную систему. Причем Адлер понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи и общества. В своем труде "Постижение человеческой природы" он писал: "Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него". Адлер, как и представители социально-когнитивного направления теории личности А. Бандура и Дж. Роттер, подчеркивал социальные детерминанты личности. Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Несмотря на то, что большинство положений индивидуальной психологии Адлера развивались как антитезисы теории Фрейда, Адлер, так же, как и Фрейд, рассматривал человека как систему, хотя и более интегрированную в социум. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому поведение человека, в том числе и деструктивное, происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что как Фрейд, так и Адлер рассматривали поведение человека как сложную систему. Фрейд утверждал, что человек есть энергетическая система, подчиняющаяся закону сохранения энергии и закону энтропии, а Адлер понимал поведение человека как целостную систему взаимосвязей, которая выступает интегральным элементом больших систем семьи и общества. Энергия сливается: через край Исходя из этих тезисов, обратимся к трактовке термина "синергетика", используемого в настоящей работе. Синергетика - теория самоорганизации систем. Как справедливо отмечает В.И. Аршинов в своей работе "Синергетика как феномен постнеклассической науки", она "выросла" в недрах системного подхода и формирует "новое мировидение", нестандартное, эволюционное, выявляя законы самоорганизации и эволюции сложных систем любой природы. Термин "синергетика" (от греч. synergeia - сотрудничество - взаимодействие) был предложен немецким физиком Г.Хакеном, который использовал его при описании самоорганизации лазерного излучения. В дальнейшем Хакен занялся изучением мозга, психологии и поведения человека и пришел к выводу, что и природные и социальные системы способны к спонтанному образованию пространственных, временных или функциональных структур. В названии синергетики передается идея совместности функционирования и взаимосвязи всех элементов и частей системы: "синергия" подразумевает "слияние энергий". В России синергетика разрабатывалась многими научными школами. По мере развития этого направления стал возможен переход от синергетики физико-химических процессов к синергетическому осмыслению социальной и психической деятельности человека. Синергетика изучает механизмы саморегулирования в процессе функционирования сложных незамкнутых иерархических систем в состоянии неравновесности, возникающем в ходе их развития. Основы синергетического понимания эволюции системы можно представить следующим образом. Некая сложная незамкнутая система находится в состоянии относительного равновесия. Это состояние определяется параметрами порядка - факторами, управляющими функционированием системы. Эти элементы в своем поведении тяготеют к состоянию наибольшей упорядоченности, это цель существования системы, наиболее благоприятный режим функционирования. Перенося принципы синергетики на систему человека и общества, мы видим, что в поведении любой "нормальный" человек стремится к наибольшей гармонизации, что, как было сказано выше, снижает уровень внутреннего напряжения, снижая тем самым и давление социума. Смысл функционирования системы общества и государства, поддержание уровня благоприятного функционирования и порядка. По мере развития начального состояния динамические процессы внутри системы и сигналы из внешней среды приводят к возникновению случайных колебаний - "флуктуации", которые могут оказать столь сильное воздействие на систему, что она приближается к точке разделения - "бифуркации", переломному моменту в выборе дальнейшего пути развития. Вблизи этих точек в системах усиливаются процессы дезорганизации. Переводя вышесказанное на язык психологии, под влиянием внутренних факторов и факторов среды человек может начать вести себя деструктивно либо отказаться от подобного поведения, но и в первом, и во втором случае, согласно законам синергетики, он претерпевает изменение по сравнению со своим начальным состоянием. Кризис = возможность Чтобы сопротивляться этим разрушительным тенденциям, система избавляется от излишков вещества, энергии или информации: происходит их рассеивание во внешнюю среду, а также приток ресурсов извне, позволяющий погасить разупорядоченность. То есть человек пинает газетный киоск, или идет в тренажерный зал, либо как-то иначе социализирует свои бессознательные деструктивные импульсы, либо ведет себя саморазрушительно, употребляет алкоголь, наркотики и т.д. В качестве "ресурсов извне" можно рассматривать помощь социума (семьи, друзей, коллег, специалистов в области психического здоровья), а в системе общества и государства - правоохранительные органы, психоневрологические диспансеры и т.д. В конце концов, система приобретает спонтанно возникшие свойства, не характерные для отдельно взятых элементов, но присущие системе как целостному образованию, в котором когерентность и взаимодействие составляющих имеют первостепенное значение. Подобным образом проявляется свойство нелинейности, которое выражается в формуле "результат суммы воздействий не равен сумме результатов". Затем система осуществляет фазовый переход на качественно новый уровень организации, а описанный механизм саморазвития системы "запускается" по тому же сценарию. В противном случае система рушится. Таким образом, развитие как индивида, так и общества, о чем неоднократно упоминает в своих работах Абрахам Маслоу, возможно при наличии проблемной ситуации, преодолевая которую, человек самосовершенствуется либо, наоборот, деградирует. Итак, с позиции энтропийно-синергетического подхода, человек, движимый инстинктами Танатоса, которые подчиняются закону энтропии, под влиянием принципов синергетики может вести себя деструктивно. Как же в этом случае защитить общество и человека от самого себя? Современная наука о поведении человека ставит целью предупреждение деструктивных проявлений, изучая аспекты поведения как относительно здоровых, так и психически больных лиц. Ведь без понимания причин деструктивного поведения невозможно предотвратить его проявления. |