Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Анатомия деструктивности. Зачем стулья ломают

С.И. Андрианов, О.В. Еремин

Нередки случаи, когда человек, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, "нападает" на автобусную остановку или телефон-автомат, разбивая их. Довольно часто сотрудникам правоохранительных органов приходится применять статью Уголовного кодекса РФ "Причинение телесных повреждений из хулиганских побуждений", то есть без мотива. Все это является типичным проявлением деструктивного поведения.


Что же заставляет человека вести себя подобным образом? Являемся ли мы разумными хозяевами своей судьбы или находимся под контролем глубинных иррациональных сил, о самом существовании которых не подозреваем?

Мы считаем, что для глубокого понимания этой актуальной в изучении современной личности проблемы необходимо придерживаться подхода, учитывающего и биологические, и психологические, и культурно-социальные корни феномена деструктивного поведения человека. Однако довольно интересной представляется и позиция так называемого психодинамического направления теории личности, а также изучение явления синергетики в применении к данной проблематике.

Инстинкт смерти

Рассмотрим более детально понятие деструктивного, саморазрушающего поведения. К нему относят:

- агрессивные проявления, направленные на окружающую среду, предметы и объекты, причем деструктивность поведения характеризуется здесь отсутствием объективной ситуации, в которой данное поведение могло носить вполне конструктивный характер, например, самооборона или защита третьего лица;

- агрессивные проявления, направленные на самого себя, причем речь идет не только о клинических случаях аутоагрессии как явного признака психического расстройства, но и о таких явлениях саморазрушающего поведения, как алкоголизация, употребление наркотиков, табакокурение, беспорядочные половые связи и неоправданный риск;

- суицид как кульминация саморазрушаюшего поведения.

Основоположник психодинамического направления в теории личности Зигмунд Фрейд утверждал, что любая активность человека, будь то мышление, восприятие, память или воображение, определяется инстинктами. Влияние последних на жизнь человека может быть как прямым, так и косвенным, замаскированным.

По Фрейду, инстинкты - это психические образы телесной активности, выраженные в виде желаний. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает вести себя так бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа, под общим названием "Эрос", включает силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Вторая группа - инстинкты смерти, называемые "Танатос", - лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Фрейд считал Танатос биологически обусловленными инстинктами и такими же важными в регуляции поведения человека, как и инстинкты жизни. Фрейд считал, что инстинкты смерти подчиняются закону энтропии.

Энтропия - закон термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к состоянию динамического равновесия. Ссылаясь в своей работе "По ту сторону принципа удовольствия" на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: "Целью жизни является смерть". Согласно Фрейду, люди являются сложными энергетическими системами. Данные системы подчиняются закону сохранения энергии, то есть энергия может переходить из одного состояния в другое, но ее количество остается неизменным.

Объект насмешек и агрессии

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения, в выборе объектов, является понимание "смещенной активности". Согласно этой концепции, высвобождение энергии и уменьшение напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-либо причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и сфокусировать свою энергию на каком-нибудь объекте.

К примеру, человеку, пинающему газетный киоск, только что пригрозили увольнением на работе, а человека, который лезет в драку, накануне побили в темном проулке. Что с ними произошло? Они выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к их состоянию, это было непрямое выражение эмоций.

Альфред Адлер, основоположник индивидуальной теории личности, как и Фрейд, рассматривал человека как сложную систему. Причем Адлер понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи и общества. В своем труде "Постижение человеческой природы" он писал: "Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него". Адлер, как и представители социально-когнитивного направления теории личности А. Бандура и Дж. Роттер, подчеркивал социальные детерминанты личности. Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.

Несмотря на то, что большинство положений индивидуальной психологии Адлера развивались как антитезисы теории Фрейда, Адлер, так же, как и Фрейд, рассматривал человека как систему, хотя и более интегрированную в социум. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому поведение человека, в том числе и деструктивное, происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что как Фрейд, так и Адлер рассматривали поведение человека как сложную систему. Фрейд утверждал, что человек есть энергетическая система, подчиняющаяся закону сохранения энергии и закону энтропии, а Адлер понимал поведение человека как целостную систему взаимосвязей, которая выступает интегральным элементом больших систем семьи и общества.

Энергия сливается: через край

Исходя из этих тезисов, обратимся к трактовке термина "синергетика", используемого в настоящей работе.

Синергетика - теория самоорганизации систем. Как справедливо отмечает В.И. Аршинов в своей работе "Синергетика как феномен постнеклассической науки", она "выросла" в недрах системного подхода и формирует "новое мировидение", нестандартное, эволюционное, выявляя законы самоорганизации и эволюции сложных систем любой природы.

Термин "синергетика" (от греч. synergeia - сотрудничество - взаимодействие) был предложен немецким физиком Г.Хакеном, который использовал его при описании самоорганизации лазерного излучения. В дальнейшем Хакен занялся изучением мозга, психологии и поведения человека и пришел к выводу, что и природные и социальные системы способны к спонтанному образованию пространственных, временных или функциональных структур. В названии синергетики передается идея совместности функционирования и взаимосвязи всех элементов и частей системы: "синергия" подразумевает "слияние энергий".

В России синергетика разрабатывалась многими научными школами. По мере развития этого направления стал возможен переход от синергетики физико-химических процессов к синергетическому осмыслению социальной и психической деятельности человека. Синергетика изучает механизмы саморегулирования в процессе функционирования сложных незамкнутых иерархических систем в состоянии неравновесности, возникающем в ходе их развития.

Основы синергетического понимания эволюции системы можно представить следующим образом. Некая сложная незамкнутая система находится в состоянии относительного равновесия. Это состояние определяется параметрами порядка - факторами, управляющими функционированием системы. Эти элементы в своем поведении тяготеют к состоянию наибольшей упорядоченности, это цель существования системы, наиболее благоприятный режим функционирования. Перенося принципы синергетики на систему человека и общества, мы видим, что в поведении любой "нормальный" человек стремится к наибольшей гармонизации, что, как было сказано выше, снижает уровень внутреннего напряжения, снижая тем самым и давление социума. Смысл функционирования системы общества и государства, поддержание уровня благоприятного функционирования и порядка.

По мере развития начального состояния динамические процессы внутри системы и сигналы из внешней среды приводят к возникновению случайных колебаний - "флуктуации", которые могут оказать столь сильное воздействие на систему, что она приближается к точке разделения - "бифуркации", переломному моменту в выборе дальнейшего пути развития. Вблизи этих точек в системах усиливаются процессы дезорганизации. Переводя вышесказанное на язык психологии, под влиянием внутренних факторов и факторов среды человек может начать вести себя деструктивно либо отказаться от подобного поведения, но и в первом, и во втором случае, согласно законам синергетики, он претерпевает изменение по сравнению со своим начальным состоянием.

Кризис = возможность

Чтобы сопротивляться этим разрушительным тенденциям, система избавляется от излишков вещества, энергии или информации: происходит их рассеивание во внешнюю среду, а также приток ресурсов извне, позволяющий погасить разупорядоченность. То есть человек пинает газетный киоск, или идет в тренажерный зал, либо как-то иначе социализирует свои бессознательные деструктивные импульсы, либо ведет себя саморазрушительно, употребляет алкоголь, наркотики и т.д. В качестве "ресурсов извне" можно рассматривать помощь социума (семьи, друзей, коллег, специалистов в области психического здоровья), а в системе общества и государства - правоохранительные органы, психоневрологические диспансеры и т.д.

В конце концов, система приобретает спонтанно возникшие свойства, не характерные для отдельно взятых элементов, но присущие системе как целостному образованию, в котором когерентность и взаимодействие составляющих имеют первостепенное значение. Подобным образом проявляется свойство нелинейности, которое выражается в формуле "результат суммы воздействий не равен сумме результатов". Затем система осуществляет фазовый переход на качественно новый уровень организации, а описанный механизм саморазвития системы "запускается" по тому же сценарию. В противном случае система рушится.

Таким образом, развитие как индивида, так и общества, о чем неоднократно упоминает в своих работах Абрахам Маслоу, возможно при наличии проблемной ситуации, преодолевая которую, человек самосовершенствуется либо, наоборот, деградирует.

Итак, с позиции энтропийно-синергетического подхода, человек, движимый инстинктами Танатоса, которые подчиняются закону энтропии, под влиянием принципов синергетики может вести себя деструктивно.

Как же в этом случае защитить общество и человека от самого себя? Современная наука о поведении человека ставит целью предупреждение деструктивных проявлений, изучая аспекты поведения как относительно здоровых, так и психически больных лиц. Ведь без понимания причин деструктивного поведения невозможно предотвратить его проявления.