Университет и жизнь. Экотуризм на экспорт |
Татьяна Васильева
|
Вопросы, связанные с ландшафтными исследованиями, развитием сферы туризма и образовательным процессом в этом направлении, постоянно находятся в сфере внимания ИСХПР. Так, наши преподаватели участвовали в VI Международном семинаре "Геология, геоэкология и эволюционная география", состоявшемся в Петербурге на базе РПГУ им. А.И. Герцена. |
Состав его участников был широк: представлены Россия, Греция, Украина, Польша и Сенегал. От НовГУ в работе принимали участие заведующий кафедрой географии, страноведения и туризма ИСХПР Дмитрий Александрович Субетто (входил в организационный комитет конференции), Наталья Леонидовна Мухортова и Наталья Геннадьевна Дмитрук, в печатных работах участвовала Анна Анатольевна Степанова. - На конференции рассматривался широкий спектр различных вопросов, - рассказал Д.А. Субетто, - в числе других освещались проблемы геологии, геоэкологии и эволюционной географии. Заинтересовали доклады о восстановлении различных каменных памятников и реставрации уличных ваз. Прежде чем восстановить, нужно определить, откуда пришёл минерал, то есть узнать его точное название и месторождение - такая вот работа для Шерлока Холмса. А поскольку многие памятники были построены два века назад, то часто не бывает известно, откуда какой камень появился. Определить минерал на глазок, по внешнему виду бывает очень трудно: за столетия памятник покрывается налётом гари, городской пыли. Идёт экспертная и поисковая работа. Зачастую при исследовании обнаруживается, что сырьём послужил не тот минерал, который указан в исторической и искусствоведческой литературе. Приходится выдержать спор с историками. Например, при реставрации вазы, подаренной Николаю I в 1838 году королём Швеции Карлом XIV, обнаружилось, что она изготовлена не из розового порфира, а из серо-чёрного долерита (диабаза). В результате необходимая для реставрации горная порода была найдена в скалах Эльфдалена - небольшого шведского городка в лене Даларна. Здесь же увидели и старинную копию подаренной вазы с памятной надписью. - На научное обсуждение обычно выносятся материалы, которые прошли определённую апробацию и имеют завершённый вариант, - рассказала Наталья Геннадьевна Дмитрук. - Наш доклад был посвящён памятникам культуры в развитии туризма Новгородской области. Не секрет, что у нас много памятников культуры - более двухсот, они собраны под разными классификациями, - это касается не только Новгорода, но и Новгородской области. Некоторые из них входят в список культурного наследия ЮНЕСКО, другие имеют не менее значительный статус. К сожалению, далеко не все из них используются в туристическом бизнесе. Многие нуждаются в реставрации. Иные используются не по назначению. Область ориентирована в основном на выездной туризм: больше всего туроператоры занимаются продажей турпакетов крупных туроператов Санкт-Петербурга и Москвы. У нас не работают активно ни реклама, ни турфирмы. Новгородская область, к сожалению, практически не имеет активного туроператорского рейтинга. Нет чёткой политики в области развития сферы туризма на уровне областной администрации. Поэтому существует достаточно острая проблема привлечения к нам в регион туристов из-за рубежа и из регионов России. По мнению специалистов кафедры, область и Новгород имеют достаточный потенциал для развития не только историко-культурного, но и природно-рекреационного туризма. Это в мире сейчас актуально. Растёт интерес к активным видам туризма, например экологическому. Но сегодня из-за недостаточной изученности туристско-рекреационного потенциала, из-за слабого развития инфраструктуры туризма не только в отдалённых районах, но и окрестностях Новгорода, из-за неграмотной организации маркетинга многие направления туризма практически не развиваются. Да и туристические фирмы не готовы поддержать это начинание: это направление требует определённых затрат и, кроме того, на первых порах приносит меньший доход, чем простая продажа путёвок, которые предлагают турфирмы Москвы и Санкт-Петербурга. Так что турфирме легче получить доход от перепродажи готовых туров, чем самостоятельно, шаг за шагом, создавать свои. И, конечно, любой бизнес должен иметь поддержку со стороны администрации. Здесь-то и возникают проблемы. Даже те туристы, которые к нам приезжают, покупают путёвки не у нас, а у туроператов Москвы и Санкт-Петербурга. Типичный пример - Валдайский национальный парк. Новгородские турфирмы дают объявления, в которых доминируют приглашения за пределы области, по области же совсем мало. У нас есть туроператоры, например "Стиф", которые в какой-то степени занимается внутриобластным туризмом. Но процент туристов, который к нам едет по этим программам, пока ещё невелик. Чем может помочь кафедра? Проводить совместные исследования и готовить турпакеты в сотрудничестве с турфирмами. Анализировать, почему они эти направления не "раскручивают". В ближайшее время мы намерены это делать, уже существуют контакты. Хотя предпосылки для развития у области есть - мы имеем достаточно развитую социальную инфраструктуру, которая может быть использована в этой сфере. Но она недостаточно привлекательна именно для туристов. Так, у нас недостаточно гостиниц. - Причём разного уровня - дорогих и дешёвых, - вступает в разговор Дмитрий Субетто. - Нет недорогих и в большом количестве точек питания - кафе, баров. Причём это больше касается окрестностей Великого Новгорода: выедешь в окрестности, и уже негде остановиться. Витославлицы и Юрьево ничем таким не обеспечивают туристов. Сейчас областные власти стали обращать на это внимание. Развивается анимационный туризм в Любытинском районе, где строят туристскую деревню. Активно стал развиваться рафтинг - сплав по реке с большими перепадами, но пока только по Мсте. А больше и предложить нечего. Развитие может стать одним из направлений кафедры, по которому мы предполагаем серьёзно работать: готовить научные обоснования, практические составляющие в области развития туризма. - Может быть, свою фирму создадут ваши студенты, особенно выпускники? - Насчёт фирмы сложнее, - с сомнением в голосе говорит Д.Субетто, - Госдума приняла новый закон, требующий большого установочного капитала: хочешь заниматься международным туризмом - он должен быть 10 миллионов, внутренним - 500 тысяч рублей. Они это объясняют тем, что туроператоры должны страховать риски: турист к вам приехал, вдруг с ним что-то случилось, фирма должна оплачивать расходы на лечение и прочее. С другой стороны, государство проявляет большой интерес к развитию туризма. В январе на заседании правительства было подписано постановление о выделении семи туристических зон: это Иркутск, Саяны, Алтай, Краснодарский край, Байкал, Калининград. Мы, к сожалению, в список не попали, хотя Новгород в конкурсе участвовал (Валдайский национальный парк), но на втором этапе выбыл из программы. Государство будет вкладывать деньги в развитие туризма там, где каждый регион может на чем-то специализироваться: Краснодар - это солнце и море, Иркутск - Саяны, горы, рафтинг, лыжи: - Не совсем справедливо: собираются вкладывать туда, где уже есть гостиницы, где всё налажено. - В любом случае у Новгородской области должна быть своя долгосрочная стратегическая программа развития туризма. - Так что - "поезд ушёл"? - Даже если этот "поезд" ушёл, другой придёт: туризмом всё равно придется заниматься. В Новгородской области есть, что показать. Каждый раз, когда приезжают коллеги, говорят: "О-о-о! Как здесь замечательно, как хорошо!". Но где-то чего-то пока чуть-чуть не хватает. Ничего! Есть студенты с практической жилкой, есть студенты, которые работают в туристических фирмах, в этом направлении начала работать кафедра, возник интерес со стороны областной администрации. Так что перспектива, безусловно, есть! |