Учиться по-новому |
С.А. Маленко, доцент ИГУМ
|
Историю (даже культуры!), можно изучать по-разному: одни погружаются в пыльные фолианты, другие слушают "обязательную программу". |
Доцент кафедры истории философии и логики Андрей Григорьевич Некита, проведя необходимую "артподготовку" в виде начитки обязательного лекционного материала, все чаще старается разнообразить традиционные формы организации семинаров. Вот уже несколько недель лаборатория "Берестяная грамота" по вторникам превращается в зал документального кино: студенты-журналисты просматривают 11-серийный историко-документальный цикл "Советская империя". Созданные известными российскими тележурналистами Елизаветой Листовой и Алексеем Кондулуковым фильмы вызывают непредвзятые и заинтересованные дискуссии будущих "акул пера". На фоне антикризисных страстей и кризисной депрессии они с неподдельным интересом следили за историей появления знаменитых "хрущевских" домов - этот смелый проект, с одной стороны, был безусловным прорывом в деле обеспечения жильем тысяч и тысяч советских граждан, ютившихся в бараках со времен окончания Великой Отечественной войны. С другой же, и об этом шла речь в комментариях к фильму участвующих в нем экспертов и самого Андрея Григорьевича, "хрущевки" были весьма заметной вехой в процессах массовизации советского общества 50-60-х годов прошлого века. Они несли с собой специфический "типовой" образ жизни, унифицирующий потребности человека. Причем, как биологические, так и культурные! Непростое и драматичное обсуждение продолжилось и по фильмам этого же цикла "Каналы" и "Высотки". О гигантских жертвах советского народа, создавшего своим титаническим трудом символы великой империи, до сих пор спорят. Как и о стране, в которой судьбы тысяч и миллионов отдельных людей, рассматриваемых сталинским режимом в статусе "винтиков системы", воплощались в гигантские инженерные сооружения, составившие гордость и славу советской модели "массового общества". В курсе "Современное массовое общество", читаемом будущим журналистам уже несколько лет подряд, главный предмет изучения - острейшие социальные, политические, экономические и нравственные проблемы. Поднятые в документальном цикле "Советская Империя", они помогут новому поколению новгородских журналистов лучше понять, а главное, прочувствовать суть драматических взаимоотношений власти и народа как представителей "элиты" и "массы". Сотрудники кафедры истории философии и логики философского факультета в рамках проекта "MEDIA-HUMANUS", реализуемого ими совместно с учебно-методической лабораторией "Берестяная грамота", стараются быть на острие новаций. Менторские и во многом диктаторские лекции, "пыточные" семинары - эти неизменные "призраки" тоталитарной педагогики - все чаще уступают место заинтересованному непринужденному общению всех участников образовательного процесса. |