Уход от женственности? | ||
Елена Луковицкая, ИНПО НовГУ
| ||
Проведенное нами региональное исследование методом фокус-групп показало, что у опрошенных нами женщин существует ощущение наличия женских проблем, ощущение несправедливости по отношению к женщинам. Но у наших респонденток не было четкого осознания источника несправедливости, для них характерно восприятие круга своих проблем, как связанных чаще всего с материнством. Материнство и репродуктивная функция воспринималось женщинами чаще всего как обязанность, долг, а не право, как заявлено в современных международных конвенциях. Как можно объяснить это возникающее у женщины "ощущение несправедливости" ее положения в обществе? | ||
Вся наша цивилизация - маскулинная цивилизация. Государство, законы, мораль, религия и наука - все это творение мужчин. Мы оцениваем все социальные достижения, все свойства человеческого характера, все качества мужественности и женственности по определенным нормам, однако, нормы эти не нейтральны в отношении пола - они имеют мужское основание.
Г.Зиммель полагал, что женщина обладает внутренней самотождественностью в отличие от мужчины. Для мужчины его жизнь как представителя мужского пола "существует только в его отношении с женщиной, в сфере половых отношений с ней. В то время как для женщины жизнь ее пола не может быть отделена от ее остальной жизни, она переживается ею не только в половых отношениях с мужчиной, но и в полном репродуктивном цикле - менструация, половые отношения, зачатие, беременность, роды, кормление". Мужчина же вынужден утверждаться другим путем - он всегда стремится за пределы самого себя и в результате расщепляет исходное единство жизни в дихотомические формы субъекта/объекта, цели/средства, процесса/результата и т.д., с помощью которых он стремится восстановить единство на другом уровне. Г. Зиммель так пишет об этой драме расщепления: "Мужчина дуалистичен, релятивен, в то время как женщина абсолютна, полностью заключает в себе свой пол: Для женщины ее бытие и идея непосредственно едины, и потому даже если судьбой ей уготовлено одиночество, она никогда так не одинока, как мужчина. Она всегда у самой себя дома, тогда как мужчины находятся вне его. Мужчина сколько угодно может жить и умирать за идею, она всегда останется вне его, она составляет для него бесконечную задачу:". Однако если "внутренняя" жизнь женщины протекает "в глубочайшей тождественности бытия и бытия женщиной, абсолютно определяющей в самой себе свою "половость" и не нуждающейся для определения себя в соотношении с другим полом", то ее "внешняя" жизнь провоцирует ее на зависимость от мужчины, здесь отношения с ним оказываются отношениями первостепенной жизненной важности (для женщины, зачавшей от мужчины, возникает потребность в опоре и защите?). В целом же, не смотря на "свежее"" утверждение о самодостаточности женщины, взгляды Г.Зиммеля не отходят от традиционного разделения между полами приоритетных сфер бытия: "мужчина - культура, женщина - природа". Таким образом, женская психология долгое время рассматривалась лишь с позиций субъективных аффективных мужских взглядов и предназначалась для обслуживания желаний и разочарований мужчин. К. Хорни отмечает здесь очень важный результат этого - женщины действительно приспосабливаются к желаниям мужчин и принимают эту адаптацию за свою истинную природу. Они видят (или раньше видели) себя такими, какими хотят их видеть мужчины, бессознательно усваивая подсказку мужской мысли. В своей работе К.Хорни анализирует причины "ухода от женственности" (я бы назвала это "уходом от себя, своей личностной сущности") и приходит к выводу, что начало типичных биологических мотивов ухода в роль мужчины лежит в Эдиповом комплексе. На генитальной стадии развития личности анатомическая разница между полами имеет определенные следствия - "мальчики могут осмотреть свои гениталии, чтобы проверить, имеют ли место ужасные последствия онанизма (запрещаемого культурой - мой курсив). Девочки, напротив, в буквальном смысле "пребывают во мраке" по этому поводу и остаются в полном неведении: в порядке ли их гениталии?". Собранный К.Хорни психоаналитический материал показывает, что этот фактор играет значимую роль в женской ментальности и вносит особую роль в формирование внутренней неуверенности, так часто встречающейся у женщин. Кроме того, желание быть мужчиной у девочек содействует подавлению кровосмесительных женских желаний или сопротивлению вытаскиванию их на поверхность. Фантазия "я мужчина" позволяет девочке уйти от либидозных желаний, связанных с отцом, а также от женской роли, слишком перегруженной в данной ситуации виной и тревогой. Однако попытка уйти от женского стиля к мужскому неизбежно приносит чувство неполноценности, так как девочка начинает примерять к себе чужие притязания и при этом сталкивается с чувством, что она никогда не сможет соответствовать этим чужим меркам. И хотя начало ухода в роль мужчины у девочек лежит в Эдиповом комплексе, то позднее они подкрепляются и поддерживаются реальной дискриминацией женщины в обществе, которая в реальности гораздо сильнее, чем большинство женщин это осознает. Трудно даже оценить, до какой степени бессознательные мотивы ухода от женственности обуславливаются реальным социальным неравенством женщины и еще очень многое предстоит исследовать в этой области. |