Медики к аттестации-2007 готовы! А университет в целом? | ||
Лариса Иванова
| ||
Наш университет завершает активную подготовку к аттестации, которой предшествовало самообследование НовГУ в целом и его структурных подразделений. В ходе этой работы проведен анализ содержания, уровня и качества подготовки выпускников, содержания профессиональных образовательных программ и условий их реализации. | ||
Была проведена оценка динамики развития НовГУ и состояния его материально-технической базы, выполнение требований, установленных лицензией, по представляемым к внешней аттестационной экспертизе специальностям на соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОС). Для НовГУ предстоящая аттестация - третья. Первую проходил в мае 1997 года. Вторую - в апреле 2002 года. По результатам обеих аттестаций университет получал государственную аккредитацию. В полном объеме отчет о самообследовании помещен на сайте университета, и все желающие могут с ним познакомиться. Мы же сегодня обратились с вопросами к В.Р. Веберу (на фото Марины Галкиной), директор Института медицинского образования: показатели ИМО наиболее ярко говорят об успешном развитии вуза. - Виктор Робертович, с чего Вы начали 10 лет назад, приняв руководство новым для Новгородского высшего образования вузом? - На начальном этапе были выполнены некоторые, очень важные для сохранения ИМО действия. На уровне додипломной подготовки специалистов были исправлены серьезные нарушения, допущенные в отношении структуры и содержания образовательного процесса, и все учебные планы приведены в полное соответствие с государственными образовательными стандартами. Благодаря этому деятельность ИМО была признана практическим здравоохранением города и области, министерством здравоохранения и медицинскими вузами РФ. Буквально в течение года мы заключили договоры о взаимном сотрудничестве со многими лечебными учреждениями Новгорода, что позволило создать на их базе полноценные клинические кафедры. К сегодняшнему дню заключены договоры более чем с 30 лечебно-профилактическими и фармацевтическими учреждениями. Структурные изменения охватили создание лечебного и стоматологического факультетов, организацию кафедр общей патологии, общей и факультетской хирургии, госпитальной хирургии, сестринского дела, специализированной терапии с курсом фармакологии, последипломного образования и поликлинической терапии. Была объединена кафедра общественного здоровья и здравоохранения с кафедрой общей гигиены. Курс биологии и кафедра химии переданы на профильные факультеты Академии сельского хозяйства и природных ресурсов, а кафедра русского и иностранного языка - в Гуманитарный институт. - А что с системой последипломного образования? - Она была создана практически с нуля. В 1997-98 годах открыты по основным специальностям клиническая интернатура, клиническая ординатура, аспирантура, курсы по специализации и усовершенствованию врачей, в 2002 г. создана профильная кафедра. Важным достижением стало открытие диссертационного совета по двум специальностям, вначале (с 2002 года) по защите кандидатских, а затем (с 2006 года) и докторских диссертаций. Ежегодно в этом совете защищается от 11 до 13 человек. Это не только наши сотрудники и аспиранты, но и врачи Великого Новгорода и Новгородской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей, Омска, Ульяновска, Казахстана, Молдовы, Непала. - Насколько поддерживаются все эти изменения материально? - Материальная база нашего института получила значительное развитие. Это касается как основного здания института (фасада, кровли, ограждения, столовой, спортзала, поточных аудиторий и всех других помещений), так и кафедр, расположенных в лечебных учреждениях города. Созданы анатомический театр, учебный центр по отработке практических навыков, центральная учебно-научная лаборатория с виварием, учебный Центр семейной медицины, центр охраны зрения, учебные базы для фармацевтического факультета и кафедры общественного здоровья, здравоохранения и общей гигиены, три стоматологические клиники, шесть компьютерных классов с выходом в Интернет, первые в стране дистанционные системы для передачи видеоизображений из операционных и секционных залов, совместно с практическим здравоохранением внедрена система телемедицины. Полученное оборудование от шведских коллег позволило полностью переоснастить отделение диализа в областной клинической больнице. - Как Вам удается формировать и удерживать кадры ИМО? - Решение кадрового вопроса мы считаем основным достижением этого десятилетия. На начальном этапе эта проблема решалась благодаря мудрой политике руководства университета, выразившейся в приглашении докторов и кандидатов наук из других городов бывшего Союза с одновременным решением их жилищного вопроса. Сейчас мы делаем акцент на подготовке научно-педагогических кадров из числа врачей, аспирантов, защиту ими и сотрудниками ИМО диссертаций. За анализируемый период сотрудниками ИМО защищено 11 докторских и 37 кандидатских диссертаций. Сегодня на 19 кафедрах ИМО преподают 53 доктора наук, профессора и 87 кандидатов наук, доцентов. Активно привлечены к учебному процессу лучшие врачи практического здравоохранения, ведущие профессора из вузов Москвы и Санкт-Петербурга. - Хватает ли учебников студентам и аспирантам? - Нашими преподавателями и профессорами написаны десятки учебников, учебных пособий и руководств, которые имеют гриф УМО и рекомендованы для учебного процесса во всех медицинских вузах и факультетах РФ. Во много раз вырос библиотечный фонд ИМО. Создан современный читальный зал, имеющий выход в Интернет. - Насколько интенсивно развивается наука в ИМО? - Наш институт представлен 5 научными школами. Одну из них возглавляет академик РАМН, профессор К.В. Судаков. Еще одну - член-корреспондент РАМН, профессор В.А. Медик. Ведущие ученые нашего института плодотворно работают в лабораториях созданного в 1999 году Новгородского научного центра СЗО РАМН. Заключены договоры с НИИ физиологии человека РАМН, академией наук Белоруссии, Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины МЗиСР РФ. Учеными института проведены десятки научных форумов, изданы десятки монографий и сборников научных трудов, тысячи статей и тезисов, получены десятки патентов и грантов. Создан совет молодых ученых, студенческое научное общество, представители которых активно заявляют о себе на всероссийских и международных конференциях. - Не наукой единой жив Ваш вуз... - Да, наши студенты активно привлекаются к участию в важных сферах деятельности института: созданы студенческие совет и дума, театр и сайт. У нас много спортивных секций. Гордость ИМО - команда КВН! Она неоднократный победитель университетских и городских конкурсов. Постоянно побеждают наши студенты и в творческих конкурсах. А наши красавицы были победителями и призерами в конкурсах "Ярославна" и "Жемчужина НовГУ". - А что Вы считаете главным в деятельности ИМО? - Это около 1,5 тысяч специалистов с высшим образованием, подготовленных для практического здравоохранения Новгородчины и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, сотни врачей, прошедших специализацию и циклы усовершенствования. Успешной реализации этой задачи в значительной мере способствовало создание совместно с областным комитетом здравоохранения целевой программы "Кадры здравоохранения", позволяющей решать текущие проблемы и планировать подготовку кадров на долгие годы. В заключение хотелось бы отметить, что перечисленные успехи были бы невозможны вне нашего университета, без активного участия в учебной, научной и общественной жизни, создании материальной базы всех структурных подразделений НовГУ; без постоянного внимания, поддержки и понимания особенностей медицинского образования со стороны руководства университета; без тесного взаимодействия и помощи со стороны практического здравоохранения, попечительского совета ИМО. И, конечно, без огромного, напряженного и творческого труда всего коллектива института. |