Думай , что пьешь! Секреты минеральных вод (советы потребителю) | ||
Елена Мещанинова, студентка ИЭиУ, ЭФ, гр. 3271
| ||
Сегодня в России все популярнее становится здоровый образ жизни. Поэтому с каждым годом растет потребление минеральной, питьевой и столовой воды. Покупая воду, расфасованную в пластиковые бутылки и полиэтиленовые канистры, люди думают, что укрепляют свое здоровье. Но это не всегда соответствует действительности. Вопросы фальсификации продукции в настоящее время становятся все более актуальными. Поэтому в данной статье рассматривается состояние рынка минеральных вод в РФ. | ||
Во времена существования СССР количество заводов, разливающих минеральные воды, было ограниченным, вся их продукция проходила тщательный контроль, и потребителям было гарантировано не только качество продукции, но и соответствие маркировки фактическому содержимому тары. После распада СССР на рынке минеральных вод, как и на остальных, воцарилась полная свобода и, соответственно, беспорядок. Количество заводов по разливу минеральных вод многократно возросло, и невозможно было проследить, кто, где и что разливает в бутылки с красивыми этикетками. Когда политические проблемы немного улеглись, государство решило заняться исправлением ошибок и стало внедрять систему контроля и надзора. Правда, как в большинстве случаев, опять с перегибом. На сегодняшний день в России такая жесткая система по контролю производства минеральной воды, какой нет больше ни в одной цивилизованной стране. Чем больше требований и преград, тем сильнее желание их обойти. Виноваты в этом не только производители, но и сами правила. Например, в России считается, что минеральная вода обязательно должна лечить болезни. Действительно, врачи выписывают прием минеральной воды для лечения, например желудка. Но в рецепте обязательно указывается химический состав, температура, время и количество приема воды. Как видно, недостаточно купить минералку в магазине и пить вместо обычной кипяченой воды. Поэтому на Западе минеральная вода, разлитая в бутылки, - это обычный пищевой продукт, а не лечебная микстура. Не все знают, что такое минеральная вода и чем она отличается от обычной питьевой или столовой воды. Любую воду можно сделать питьевой, но не всякую - минеральной. Разберемся в терминах Минеральные воды - это подземные воды с постоянным химическим составом. Источники их находятся среди заповедной природы вдалеке от промышленных предприятий. Проходя сквозь толщу горных пород, вода очищается и приобретает уникальный минеральный состав. Чтобы его сохранить, воду необходимо разлить в месте, где находится источник, т.к. при транспортировке в баках или цистернах она теряет свои свойства. Химический состав воды должен быть неизменным на протяжении неограниченного количества времени, вплоть до времени ее употребления в пищу. Производителям позволяется удаление из воды железа с помощью фильтрации. Это делается для того, чтобы вода в бутылках не желтела. Лечебные свойства минеральных вод определяются прежде всего тем, сколько в них содержится растворенных солей. Этот показатель называется минерализацией. Вместе с увеличением концентрации солей изменяются свойства и назначение минеральных вод. Существует несколько видов минеральной воды: 1. Минеральная питьевая лечебная вода. Воды с минерализацией 10-15 г/л или при меньшей минерализации при наличии в них повышенных количеств бора, мышьяка или некоторых других биологически активных микрокомпонентов. 2. Минеральная лечебно-столовая вода. Воды с минерализацией 1-10 г/л или при меньшей минерализации, содержащие биологически активные микрокомпоненты (бор, бром, йод, органические соединения и т.д.). 3. Минеральная столовая вода. Воды с минерализацией меньше 1 г/л, биологически активных компонентов не содержат. Обязательное условие - все они не содержат в себе вредных компонентов, например, тяжелых металлов. В последнее время популярной становится питьевая вода. Это чистая вода, которая пригодна для питья в любых количествах. Питьевая вода может быть из озера (очищенной) или природной (из скважины). Иногда на этикетках указывается, что вода искусственно минерализованная. Это, как правило, питьевая вода, в которую искусственно добавили соли (не более 2 граммов на литр) и загазировали. Газ - сдерживающий фактор (много газировки не выпьешь). А еще его наличие в воде создает условия, в которых не выживает кишечная палочка и многие другие бактерии. И не зря многие источники минеральной воды от природы слабогазированные - именно газ позволяет им уже на протяжении многих поколений оставаться чистыми. И сегодня, употребляя слабогазированную воду, мы можем быть практически уверены, что бактерий в ней нет и она не повредит нашему кишечнику. Но не вся минеральная вода газированная, некоторые виды нуждаются в дополнительной обработке на предприятии - газировании. В РФ существуют строгие "газовые" стандарты. Так, обязательно газируются минеральные лечебные и минеральные лечебно-столовые воды. Минеральные и питьевые столовые воды могут производиться как газированные, так и негазированные. Как распознать обман В настоящее время на прилавках магазинов очень много контрафактной продукции. Даже специалисты не всегда могут отличить подделку от оригинала. Признаки "левой" воды: - слегка разная конусность бутылок, - вариативность оттенков цвета бутылок и этикеток, - неправильное нанесение маркировки, которое может определить только представитель компании-производителя или эксперт. Естественно, что подпольные "производители" не задумываются о качестве "товара". Как правило, они просто берут воду из-под крана, засыпают в нее соль и соду и разливают в бутылки. Подделывают не то, что легче подделать, а то, что легче продать. Поэтому в группу риска попадают многие крупные производители. Большинство из них содержат собственные структуры по выявлению подпольных цехов по производству фальшивой продукции. Кстати, чем меньше торговая точка, тем легче купить "левую" воду и, наоборот, в крупном супермаркете почти нереально приобрести фаль- сифицированный товар. Вот некоторые правила, позволяющие отличить явную подделку от настоящей продукции производителя: Все воды, поступающие в продажу, должны соответствовать органолептическим показателям, а именно: вода должна быть прозрачной, без посторонних включений. Правда, допускается незначительный естественный осадок минеральных солей. На этикетке должно быть указано: страна-изготовитель, наименование источника, тип (газированная или негазированная), наименование фирмы-изготовителя и ее адрес, объем в литрах, товарный знак, химический состав воды, назначение воды, условия хранения, информация о добавках (например ароматизаторах). Но знание этих особенностей еще не гарантирует вам полного спокойствия. Как важно читать этикетки В рамках данной работы было проведено исследование маркировки минеральных вод. Исследование проводилось на базе универсама, расположенного по адресу: Великий Новгород, проспект Мира, 21 а, т.к. в этом магазине представлен наибольший в городе ассортимент минеральных вод не только местных, но и других производителей. Исследование заключалось в проверке наличия обязательной информации, а также ее подлинности. Анализу подверглась маркировка всех представленных в торговом зале вод. Данные исследования оказались неутешительными. Магазин "Универсам" реализует около 50 наименований минеральных, питьевых и столовых вод. Для анализа маркировки были отобраны 48 образцов. В результате исследования маркировки выяснилось следующее: 1. Минеральная вода питьевая лечебно-столовая газированная "Солецкая особая" и природная минеральная питьевая лечебно-столовая газированная вода "Святая София" (производитель обоих вод ООО "Ландыши") добыты из одной скважины № 2528, расположенной в поселке Сосновка Новгородской области на одной глубине, которая составляет 38 метров. Как говорилось выше, из одной и той же скважины нельзя добыть воду разного состава. ООО "Ландыши" на своих этикетках опровергло эту истину. "Святая София" ими признана как сульфатно-хлоридная магниево-натриевая вода, ее тип не указан на этикетке. А "Солецкая особая" - сульфатно-хлоридная магниево-кальциево-натриевая вода. Тип - Хиловский. Как известно, наименование товара должно отражать его суть. Химический состав на этикетках обоих образцов указан одинаковый. Поэтому остается лишь гадать, почему производители решили одну и ту же воду продавать не только под разными марками, но еще и с разными полными наименованиями. 2. По-другому ведет себя ООО "Усполонь". Оно выпускает одну и ту же воду под разными торговыми марками ("Усполонь", "Ультра" и "Панацея"), но на этикетке чуть выше названия воды расположена надпись: "минеральная питьевая лечебно-столовая газированная вода "Усполонь". По крайней мере, честно указано, что в бутылке содержится вода "Усполонь", не какая-то другая. 3. ЗАО "Ариана" из г. Владикавказ утверждает, что их слабоминерализованная вода "Ариана" по своему химическому составу является полным аналогом французской воды "Перрье". В ассортименте универсама присутствует вода "Перрье" производства "Нестле Уотерс Франс". Сравнив химический состав воды, приведенный на этикетках, можно убедиться, что вода "Ариана" ни по одному показателю не дотягивает до "звания" "Перрье". К остальным нарушениям в маркировке можно отнести то, что многие производители "забывают" указать номер и место источника воды, другие - неправильно называют свою воду. Есть в данном магазине и качественная продукция, маркировка на которой не только полная и правильная, но даже во многих случаях развернутая (например, указаны телефоны горячей линии для потребителей, карта местности с указанием расположения источника, геолого-гидрогеологический разрез скважины ("Ариана"). К таким водам относятся: минеральные воды из Кавказских месторождений ("Ессентуки" (все номера), "Боржоми", "Меркурий", "Нарзан", "Ледяная жемчужина" и т.д.), а также артезианские воды ("Аква Минерале", "Живая вода"), очищенные питьевые воды "Колодезная", "Гжелка", "Аква Про", "Ильменская" и "Бон Аква". Хочу оговориться, что все данные о качестве той или иной воды, приведенные мною, основаны на изучении маркировки. Поэтому выявлены лишь подозрительные названия вод, которые имеет смысл проверить вышестоящим инстанциям на соответствие воды в бутылке наименованию на этикетке. |