На дно реки за танками |
И.Вязинин
|
Трудным был путь к победе. Немало было совершено на Волховском фронте боевых операций, геройских подвигов, прежде чем они увенчались освобождением нашего города. Среди многих - и беспримерный подвиг старшего техника-лейтенанта В.П. Тарасенко. |
Если выйдет из строя машина, Тарасенко за нею на фронт, Как ни выли бы вражьи мины - Уведет он машину в ремонт. (Из песни танкистов-ремонтников). Январь 1942 года. Части 11-ой армии вели упорные бои за освобождение старорусской земли. Под покровом темноты фашисты в районе села Юрьево контратаковали наши части. Разгорелся ночной бой. В помощь пехотинцам, отбивающим яростные атаки, командование прислало танки - две роты 150-го танкового батальона. Но из-за сильной метели и больших снежных заносов танкисты не разглядели место слияния рек Верготи и Ловати. Оказавшись на льду, машины проломили его, и десять Т-34 ушли на дно. Большинство танкистов успели выбраться из ледяной купели, несколько членов экипажей погибло. Эвакоремонтных средств, да и опыта эвакуации танков из воды, никто в 150-м батальоне не имел. Не было и водолазных костюмов. Танков насчитывалось слишком мало, и затонувшие десять грозных машин надо было срочно спасать. Узнав о происшедшем, начальник отдела бронетанковых и механизированных войск штаба 11-й армии полковник Катенин, прежде чем доложить вышестоящему начальству, мучительно соображал. - Кому же, кому поручить эту ответственную операцию? Дело нелегкое. Танки затонули невдалеке от вражеских позиций, и район, как доложили, беспрерывно обстреливается неприятельской артиллерией и минометами. Кроме того, выяснилось: буксирные тросы на ушедших под лед машинах надеты, и набросить на них другие серьги трудно, скорости в танках не выключены. Даже в самых оптимальных погодных условиях операция чрезвычайно сложная, а тут 40-градусный мороз... - Да, кроме Тарасенко, некому, - подал мысль кто-то из сотрудников отдела. Тарасенко, старший техник-лейтенант из 103-го тяжелого танкового батальона... Смелый, инициативный, умевший находить выход из самых сложных ситуаций. Уже несколько машин буквально из-под носа гитлеровцев вытащил. Не зря же о нем танкисты в песне поют... Полковник схватил телефонную трубку. - Немедленно соедините с Полубояровым! Вспоминая героический подвиг Тарасенко, Полубояров рассказывает: "Мы вызвали его. Указали места, где затонули танки, объяснили задачу и предстоящие трудности. Выслушали его соображения и согласились с ними. Тарасенко без колебаний принялся за дело. С выделенными ему в помощь людьми сразу же направился в район "ЧП". На месте пришлось подумать не только о маскировке, но и о том, как сохранить танки после того, когда они будут извлечены из воды. На реке мороз оказался куда крепче, чем в лесу. Термометр показывал более сорока градусов, и надо было предотвратить размораживание двигателей. Тарасенко приказал в ближайшем укреплении натянуть большую брезентовую палатку и поставить в ней железные печки. Когда это сделали, в палатку втянули автомашину с отапливаемой будкой. Затем ремонтники занялись изготовлением багров и лестниц. Прибыли тяжелые танковые тягачи, и вот солдаты пробили на Верготи широкую прорубь и протянули к ней прикрепленные к тягачам тросы. Чтобы Тарасенко не простудился, боевые друзья пропитали его нижнее белье в универсальной смазке (смесь солидола с консталином), затем обильно пропитали ею ватные брюки и телогрейку". "Как сейчас помню, - рассказывает Полубояров, - как по длинной лестнице Тарасенко спускается под воду. На нем маска противогаза, в трубку которой заправлен шестиметровый шланг, а к ремню поверх телогрейки прикреплены грузы и сигнальная веревка. Вот он под водой, но пробыл там недолго. Сигнальная веревка, как это делается у водолазов, сразу потребовала помощи. Ремонтники немедленно вытащили его наверх". - В воде темно, не могу, - страшно стало, - прошептал он посиневшими губами, сняв противогаз. Руки его дрожали. Но смятение длилось недолго. - Все, пора идти. Собрав всю волю, Тарасенко вторично опустился на дно. После долгих усилий ему удалось надеть серьгу троса на правый крюк танка. За второй зацепить не смог: там была надета серьга левого бортового троса. После этого он потянул веревку. Стоящие у проруби воины извлекли своего командира из реки. Тарасенко был бледен, зубы стучали. Он приказал водителям тягачей осторожно тянуть из реки первую "тридцатьчетверку", затем зашел в палатку. Здесь же его подняли в отапливаемую будку автомашины. Врачи протерли тело танкиста спиртом, и через 20 минут он снова ушел под воду... Когда первый танк был извлечен из реки, его втянули в теплую палатку, освободили от находившейся в моторе и других системах воды, чтобы восстановить без разборки двигатель, узлы и механизмы. Но вот снова заработала сигнальная веревка, и начался тот же цикл подъема наверх отважного танкиста и извлечение очередной машины из ледяного плена... И так десять раз! Без водолазного костюма, без навыков и опыта! Все машины были спасены. А когда полковник Катенин сообщил, что это действительно так, генерал просил передать Тарасенко личную благодарность и сообщить, что за самоотверженный поступок он представлен к награждению орденом Красного Знамени. Вскоре все десять танков были отремонтированы и приняли участие в боях по окружению демянской группировки противника... Пройдя тернистыми дорогами войны, Тарасенко остался жив. Кавалер восемнадцати правительственных наград, гвардии полковник в отставке Владимир Павлович Тарасенко живет в городе Бобруйске Белорусской ССР и возглавляет межрайонное объединение "Сельхозтехника". К его боевым наградам прибавились мирные. "Политехник", № 2 (42), 23 января 1985 г. |