ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ |
Комментарий В.Е. Гантмахера
|
Проводимые нынче реформы в сфере образования и науки вызвали множество дискуссий в российских СМИ. Прояснить ситуацию мы попросили проректора по науке НовГУ. Итак, слово доктору технических наук, профессору Владимиру Ефимовичу Гантмахеру: |
Было (от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ) Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности. Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета. Стало Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности (от 22.08.2004 №122-ФЗ). Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
- Как бы Вы прокомментировали выступления министра образования и науки А.Фурсенко о реформировании науки и образования? - Выступления министра Андрея Фурсенко, в том числе накануне учебного года, отражают общую политику нынешнего Правительства РФ. Эта политика заключается в разгрузке государственного бюджета от лишних расходов, концентрации финансовых средств на прорывных направлениях науки и техники, реализации инновационного пути развития экономики России. Постановка задачи очень четкая, понятная и, несомненно, верная. Сомнения вызывают лишь методы решения поставленных задач и способы определения "лишних" расходов. Пока внимание всех средств массовой информации было отвлечено на "монетаризацию" льгот ветеранам войны и труда, во всех инстанциях (Госдума, Совет Федерации, Администрация Президента) прошел утверждение Закон о внесении дополнений и изменений в федеральные законы. После его опубликования выяснилось, что федеральный бюджет освободили от выплаты "чрезмерных льгот" ветеранам, а государство освободили от обязательств тратить на науку не менее 4% расходной части федерального бюджета и на образование - не менее 10% от национального дохода. А чтобы наполнить казну, государственные образовательные учреждения и научные организации, наравне с частными, должны будут платить налог за недвижимость и за землю, которые им не принадлежат, а также налог на добавленную стоимость за выполненные научно-исследовательские работы. До введения "дополнений и изменений" образовательные учреждения и научные организации были освобождены от этих налогов. В своем желании разгрузить госбюджет от "лишних" расходов министр образования и науки Андрей Фурсенко от имени Правительства заявил, что государству не нужно так много вузов, две трети из них можно сократить. Затем был опубликован проект "Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки". В нем предлагается из 2243 научных организаций, находящихся в государственной собственности, оставить не более двухсот научных организаций и 300-400 инновационных предприятий, специализирующихся на коммерциализации открытий и разработок. Если учесть, что в России в настоящее время 58 государственных научных центров и свыше семисот академических институтов, то понятно, какой удар готовится по российской науке! Кто и как будет решать: какие вузы и научные организации оставить на федеральном бюджете, а какие снять с финансирования - неизвестно. - Как оценивает проводимые в стране реформы научно-педагогическая общественность? - Научно-педагогическая общественность оказалась в стороне от решения судьбоносного для России вопроса. Например, по словам вице-президента РАН Геннадия Месяца упомянутый выше законопроект поступил в Академию наук за час до того, как был передан в профильные комиссии Государственной думы для подготовки к принятию. Похоже, никто не просчитывает последствий принимаемых реформаторами решений. Любой ценой нужно удвоить ВВП за четыре года, а там - хоть трава не расти. Возмущение научной общественности было резюмировано на Президиуме РАН. Наиболее категорично высказался академик Дмитрий Львов, призвав выразить недоверие министру образования и науки. Президент РАН Юрий Осипов предложил направить министру "острое письмо", в котором указать, что Российская академия обеспокоена ходом проводимых в стране реформ науки и образования, а также изоляцией научной общественности страны от обсуждения таких важных для России вопросов. - Есть ли шансы у нашего университета остаться федеральным государственным университетом? - Наш университет попал в сотню лучших университетов России, и мы надеемся, что он останется на госбюджете. - После реформирования государственной структуры управления образованием и наукой появились Министерство образования и науки, две федеральные службы, агентство по образованию и агентство по науке. Университеты подведомственны агентству по образованию. А как будет финансироваться вузовская наука? - Что касается финансирования вузовской науки как обязательной составляющей образовательного процесса в высшей школе, интернатуре, ординатуре, аспирантуре, докторантуре, то в проекте бюджета на 2005 г. предусмотрено 3,5 млрд. руб. (столько же, сколько в прошлом году в Минобразовании). Но каким образом эти деньги попадут в вузы (на конкурсной основе, пропорционально рейтингу вуза, "от достигнутого", пропорционально госзаказу на подготовку специалистов, только вузам, оставшимся на госбюджете или еще как-то), обещают рассказать проректорам по науке на совещании 29 октября. - Предполагается, по мысли министра, что инновационные организации будут связывать науку и бизнес, а научные центры - создавать базовую среду для генерации знаний. Есть ли шанс у нашего университета стать площадкой для создания такого центра? - В большинстве высокоразвитых стран мира научными центрами являются университеты. Например, Массачусетский технический институт в США является исполнителем многих научных проектов, в том числе государственных. Годовой объем научных исследований института составляет несколько миллиардов долларов! В России такими центрами являются наукограды и государственные научные центры. - Помогут ли, на Ваш взгляд, проводимые реформы решить проблемы образования и науки? - Образование, как и медицина, относится к самым консервативным отраслям деятельности человека, которые могут развиваться лишь эволюционно. Если реформы высшего образования будут проводиться с учетом этих особенностей, то можно надеяться на успех. В противном случае они обречены на провал. - На что, в свете последних предложений министерства, Вы ориентировали бы научно-педагогическую общественность нашего университета? - Подождать до 29 октября. Изучить новые "правила игры". Разработать стратегию и тактику развития университетской науки в условиях новой реформы. Реформаторы приходят и уходят, а наука и образование - вечны! ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Было (от 13.01.1996 №12-ФЗ, от 20.07.2004 №68-ФЗ) Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Стало Статья 40. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ. |