Если хочешь быть здоров! Новые подходы к физическому воспитанию студентов НовГУ |
М.С. Цветков, зав. кафедрой физкультуры НовГУ
|
Из данных ВОЗ известно, что 50% в здоровье жителей индустриальных стран определяющее значение имеет образ жизни, то есть поведенческая адаптация, обусловливающая выживание в определенной среде, и использование ее ресурсов. В этой связи значимость образа жизни студента, его здоровья как социально-научной категории выступает на первый план. Проведенные нами анализы медицинского осмотра студентов-первокурсников, поступающих в наш университет, медосмотров и анкетирования учащихся НовГУ показали, что студентов с высоким уровнем функционального состояния в покое (короче - здоровых) всего около 1%. При изучении состояния здоровья студентов по данным анкетирования у большинства выявлено низкое состояние здоровья. И при этом большая их часть не состоит на диспансерном учете, зато они же игнорируют медицинские профилактические осмотры. Выявленные нарушения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы свидетельствует о слабом физическом здоровье студентов. А это является основанием для рекомендации увеличения ими двигательной активности, улучшения питания и нормализации сна. Сведения о состоянии здоровья, полученные по данным анкетирования, практически совпадают со сведениями о частоте обращений студентов по заболеванию и с результатами нашего исследования на момент относительного благополучия здоровья студентов. Данные о распределении студентов по группам здоровья, выявленные путем опроса респондентов и проведенными собственными исследованиями, подтверждают низкое состояние здоровья студентов. Анализ уровня физического состояния девушек и юношей в покое выявил небольшую группу с показателями выше среднего уровня. Для определения резерва выносливости сердечно-сосудистой системы нами проанализированы функциональные состояния в данных группах после нагрузки. Группы с уровнем функционального состояния выше среднего в покое после нагрузки дают резкое снижение - до показателей ниже среднего уровня. Это говорит об отсутствии тренированности или возможном истощении их после высоких физических нагрузок. В создавшейся ситуации необходимы новые подходы, позволяющие целенаправленно формировать здоровый стиль жизни студента. Существует прямая корреляционная связь между анаэробной и аэробной способностями, где аэробное энергообразование преобладает в сумме энергопотенциала. Именно поэтому на приоритетную позицию нами выдвигается воспитание выносливости во время занятий физкультурой. Выносливость - способность организма сохранять устойчивый уровень работоспособности, несмотря на утомление, независимо от характера работы. Анализ кардиофункциональных показателей мужчин, занимающихся рекреационным спортивным тренингом с преобладанием работы на выносливость, показал, что для достижения физиологических эффектов, необходимых для профилактики болезней, достаточен тренинг небольшой продолжительности и интенсивности. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по активной профилактике неинфекционных заболеваний также сводятся к использованию невысоких нагрузок - именно умеренной интенсивности и продолжительности. Для воспитания выносливости мы предлагаем аэробные упражнения: они занимают 50% учебного времени. Таким образом, нами решаются задачи оздоровительной направленности. Укрепляя кардиореспираторную систему, мы обеспечиваем накопление энергопотенциала и повышаем уровень физического здоровья студентов. 25% учебного времени преподаватели кафедры отдают профилактической физкультуре, совместно создвая модули профилактики социальных болезней, выступающие как превентивный набор-блок физических упражнений, направленных как на торможение механизмов патогенеза, так и на стимуляцию процессов саногенеза. Еще 25% учебного времени преподаватели уделяют упражнениям скоростно-силового и силового характера. Аэробная тренировка в каждом семестре у нас представлена 6-недельным тренировочным циклом под контролем пульсового мониторинга: 1-я и 2-я недели: 120-130 ударов в минуту; 3-я неделя: 130-140 ударов в минуту; 4-я неделя - 140-150 ударов в минуту; 6-я неделя - 150-160 ударов в минуту. Одновременно осуществляем педагогический контроль за психофизическим состоянием студента: диагностические карты, включающие в себя дневник самосовершенствования - исследование внутренней картины здоровья методом самонаблюдения. Таким образом, использование инновационных технологий в физическом воспитании студентов НовГУ является мощным фактором повышения уровня их здоровья. |