Название документа |
Описание |
Размер |
Алексашенкова И.В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта
|
ББК 74.04 (2) 01
А л е к с а ш е н к о в а И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 22-26
Представлены результаты исследования проблемы поликультурного образования в российской и зарубежной педагогике, выделены наиболее распространенные подходы и концепции.
Библиогр. 12 назв. Табл.1. |
212 КБ |
Архиреева Т.В. Системный подход к пониманию развития Я-концепции ребенка
|
ББК 88.837
А р х и р е е в а Т. В. Системный подход к пониманию развития Я-концепции ребенка // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 4-8
Представлена разработанная автором на основе методологии системного подхода теоретическая модель Я-концепции и ее развития у детей.
Библиогр. 15 назв. Ил.1. |
272 КБ |
Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности
|
ББК 88.5
Б е л я е в а Т. Б. Модель социальной компетентности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 8-12
Рассмотрены различные подходы к пониманию социальной компетентности. Предложено ее понимание как интегративного системного качества личности, которое включает систему компетентностей, необходимых для успешной адаптации личности к социуму и способствующих успеху во всех сферах жизни. Представлена теоретическая модель социальной компетентности и спектр практических задач, которые можно решать с ее помощью.
Библиогр. 2 назв. Ил.1. Табл.1. |
241 КБ |
Белякова Л.Ю. Педагогический контекст теории принятия решений
|
ББК 74.2023
Б е л я к о в а Л. Ю. Педагогический контекст теории принятия решений // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 26-29
Статья посвящена актуальной проблеме принятия эффективных решений в педагогической деятельности. Особое внимание уделено проблеме готовности учителя к принятию смелых, эффективных решений и ответственности за принятие и реализацию этих решений в системе «педагог — воспитанник».
Библиогр. 5 назв. |
168 КБ |
Галковская И.В. Интеграционная матрица как технологический инструмент поиска, отбора и сопряжения компонентов комплементарной образовательной системы
|
ББК 74.04 (2)
Г а л к о в с к а я И. В. Интеграционная матрица как технологический инструмент поиска, отбора и сопряжения компонентов комплементарной образовательной системы // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 29-32
Достижение комплексной образовательной системой свойства комплементарности обеспечивается разработкой и использованием интеграционной матрицы, которая позволяет: выбрать из множества образовательных систем именно те, которые в наибольшей степени соответствуют друг другу; определить в рамках каждой из систем те компоненты, по которым возможно установление отношений взаимодополнительности; запустить механизмы взаимодействия, приводящие к взаимосоответствию компонентов комплементарной образовательной системы.
Библиогр. 2 назв. |
181 КБ |
Горбунова Л.Л. Образование взрослых: конструирование образовательных программ
|
ББК 74.4
Г о р б у н о в а Л. Л. Образование взрослых: конструирование образовательных программ // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 32-36
Рассмотрены особенности обучения взрослых в вечерней школе и сформулированы основные подходы к конструированию образовательных программ по математике.
Библиогр. 3 назв. |
200 КБ |
Горычева С.Н., Дмитрук Н.Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности
|
ББК 74.202.2
Г о р ы ч е в а С. Н., Д м и т р у к Н. Г. Самореализация личности учащихся в процессе учебной деятельности // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 36-40
Рассматривается феномен самореализации личности школьника в процессе учебной деятельности. На основе проведенного исследования представлена система зависимостей между организацией процесса обучения и самореализацией личности учащегося.
Библиогр. 6 назв. |
173 КБ |
Иванова В.А., Осипов А.М. Теории конфликта в современной социологии образования
|
ББК 74. 04
И в а н о в а В. А., О с и п о в А. М. Теории конфликта в современной социологии образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 71-73
Анализируются концепции и гипотезы, развитые в западной социологии образования представителями теорий конфликта. Авторы доказывают релевантность и применимость конфликтного подхода к социологическому изучению системы образования в России.
Библиогр. 11 назв. |
184 КБ |
Калашникова М.Б., Сергеева Л.А. Психолого-педагогические основы использования математического языка учащимися 1-6-х классов
|
ББК 74.262.21
К а л а ш н и к о в а М. Б., С е р г е е в а Л. А. Психолого-педагогические основы использования математического языка учащимися 1-6-х классов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 12-17
Сформулированы основные положения концепции организации понимающего усвоения математики через выявление и раскрытие психологической специфики математического языка, психолого-педагогические принципы отбора конкретного содержания для создания учебных ситуаций и организации речевой деятельности школьников.
Библиогр. 14 назв. |
201 КБ |
Ключников С.В. Взаимодействие педагога c социально незащищенными детьми
|
ББК 74.6
К л ю ч н и к о в С. В. Взаимодействие педагога c социально незащищенными детьми // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педаго-гика. Социология. 2005. № 31, стр. 40-43
Раскрыты концептуальные положения взаимодействия педагога с социально незащищенными детьми, основанные на идеях педагогической поддержки, теориях межличностного взаимодействия, социализации, социальной адаптации, личностно-ориентированного воспитания.
Библиогр. 6 назв. |
163 КБ |
Масленников В.А. Исследование эффективности межпредметного подхода в интеллектуальном воспитании младших школьников
|
ББК 74.202.20
М а с л е н н и к о в В. А. Исследование эффективности межпредметного подхода в интеллектуальном воспитании младших школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 43-47
Приведены результаты проверки эффективности интеллектуального воспитания младших школьников при различных формах его организации. Сделан вывод, что наиболее эффективным является сочетание предметного и межпредметного подходов.
Библиогр. 2 назв. Табл.2. |
193 КБ |
Матвеева Н.А. К методологии определения исследовательской проблемы в социологии образования
|
ББК 74. 04
М а т в е е в а Н. А. К методологии определения исследовательской проблемы в социологии образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 73-79
Рассматриваются процедуры поиска социальной проблемы исследования в контексте предмета социологии и ее главных вопросов, противоречий взаимодействия человека и общества, уровней социального субъекта и социологического знания, типов и видов социальных отношений и границ их развития. Формулируется общий алгоритм определения социальных проблем образования в прикладном социологическом исследовании.
Библиогр. 14 назв. |
217 КБ |
Моденов А.К. Социологические аспекты криминализации экономики в современной России
|
ББК 65.013.8
М о д е н о в А. К. Социологические аспекты криминализации экономики в современной России // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 79-81
Обосновывается современный социально-научный подход к анализу феномена криминализации российской экономики в связи с радикальными рыночными реформами 1990-х годов. Делается вывод, что современное рыночное хозяйство обусловливает воспроизводство экономической преступности. Уточняются приоритеты и методологические связи в развитии современной экономической криминологии.
Библиогр. 6 назв. |
170 КБ |
Монахова Л.Ю. Программные среды для дидактического сопровождения курсового проектирования в высшей школе
|
ББК 74.580(2)
М о н а х о в а Л. Ю. Программные среды для дидактического сопровождения курсового проектирования в высшей школе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 47-50
Рассматриваются проблемы создания информационных сред по дидактическому сопровождению курсового проектирования по циклу математических дисциплин. Приводится описание авторских программных продуктов, позволяющих в полуавтоматическом режиме формировать задания, сложность, разнообразие и количество которых практически не ограничено.
Библиогр. 3 назв. Табл.1. |
195 КБ |
Орлова Е.О. Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст
|
ББК 74.202.522
О р л о в а Е. О. Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 51-55
Детская иллюстрированная книга рассматривается как художественный и одновременно учебный текст, обладающий такими характеристиками, которые приводят к тому, что книга в учебном процессе понимается как образовательный феномен, предусматривающий развитие способностей к диалоговому чтению, умножению смыслов, отношение к тексту как к структуре, составленной элементами языка, отражающими определенный смысл.
Библиогр. 7 назв. |
195 КБ |
Певзнер М.Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза
|
ББК 74.580
П е в з н е р М. Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 55-59
Раскрывается сущность феномена интернационализации высшего образования, описываются различные ее уровни и важнейшие элементы.
Библиогр. 8 назв. Табл.1. |
195 КБ |
Сафина З.Н., Шерайзина Р.М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых
|
ББК 74.44(2)7
С а ф и н а З. Н., Ш е р а й з и н а Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 59-63
С позиций синергетико-андрагогического подхода уточнены понятия «социальная зрелость», «компетентность взрослого человека», «ключевые компетенции взрослого человека». На опыте проектирования образовательных программ обучения взрослых в институте непрерывного образования Академии управления «Тисби» показана технология реализации идей компетентностного подхода, педагогической синергетики и самоменеджмента.
Библиогр. 2 назв. |
177 КБ |
Страбахина Т.Н. Проблемы и ресурсы социализации детей, лишенных родительского попечения
|
ББК 88
С т р а б а х и н а Т. Н. Проблемы и ресурсы социализации детей, лишенных родительского попечения // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 17-21
Обсуждается проблема первичной социализации детей, растущих в неблагополучных семьях, особенности структуры социализационного процесса внутри семьи и в рамках социального контекста, влияние утраты семьи на становление личности и психологические условия развития ребенка в усыновляющей и опекунской семьях.
Библиогр. 14 назв. |
211 КБ |
Хасаинов М.Ж. Категориальный синтез стратегий развития территориальной сферы образования
|
ББК 74 00
Х а с а и н о в М. Ж. Категориальный синтез стратегий развития территориальной сферы образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 67-70
Введено и научно обосновано понятие «стратегическое социальное управление» как ключевой термин для целостного анализа современной образовательной практики и определения новых подходов к ее развитию. Многофакторный анализ исследуемого явления и использование метода «категориального синтеза» позволил описать модель стратегического социального управления развитием территориальной образовательной сферы. В качестве примера рассмотрен процесс совершенствования нормативно-правовой базы профориентации в Тверской области.
Библиогр. 8 назв. Ил. 1. |
227 КБ |
Ширин А.Г. Дидактико-методические аспекты процесса билингвального образования
|
ББК 74.202
Ш и р и н А. Г. Дидактико-методические аспекты процесса билингвального образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31, стр. 63-66
Раскрываются основные дидактико-методические подходы к содержанию и организации билингвального образования в школах и вузах, обосновывается классификация моделей билингвального обучения, приводится совокупность методов билингвального обучения.
Библиогр. 6 назв. Ил. 1. |
234 КБ |