Название документа |
Описание |
Размер |
А к и м о в а Т. И. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как возможное продолжение диалога Державина и Екатерины II
|
УДК 821.161.1.09
А к и м о в а Т.И.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как возможное продолжение диалога Державина и Екатерины II // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.8-11.
Лирическое произведение В.Маяковского анализируется с точки зрения державинской одической традиции. Показано, что в стихотворении «Необычайное приключение…» (1920) Маяковский соединяет завязки двух программных од Г.Державина, вдохновленных екатерининской «Сказкой о царевиче Хлоре» — «Фелицы» и «Видения Мурзы».
Библиогр. 10 назв. |
379 КБ |
Алпатова Т.А. Оппозиция «мужское/женское» в художественном мире Н.М.Карамзина
|
УДК 821.161.1.09
А л п а т о в а Т. А. Оппозиция «мужское/женское» в художественном мире Н.М.Карамзина // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.12-15.
На материале художественных произведений Н.М.Карамзина 1790 — 1800-х гг. рассматривается осмысление писателем специфики мужского и женского начал как одной из основополагающих универсалий русской литературы. Сделаны выводы о специфике психологизма писателя, об особенностях динамичного повествования в карамзинской прозе.
Библиогр. 10 назв. |
444 КБ |
Бердникова Т.В. Формы семантической осложненности слова в поэтических диалогах И.Ф.Анненского
|
УДК 821.161.1: 81'42
Б е р д н и к о в а Т. В. Формы семантической осложненности слова в поэтических диалогах И.Ф.Анненского // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.15-18.
Статья посвящена исследованию семантических процессов в поэтическом тексте. В центре внимания — поэтические диалоги И.Ф.Анненского, анализ которых позволяет обнаружить ряд устойчивых форм семантической осложненности поэтического слова.
Библиогр. 6 назв. |
348 КБ |
Верхоломова Е.В. Макросюжеты в лирических циклах и стихотворных книгах А.Ахматовой
|
УДК 821.161.1.09
В е р х о л о м о в а Е. В. Макросюжеты в лирических циклах и стихотворных книгах А.Ахматовой // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. №56. С.18-19.
Предложена концепция лирического сюжета — макросюжета в книгах А.Ахматовой «Вечер», «Четки» и «Белая стая». Автор показывает структуру и взаимосвязь минициклов, входящих в состав лирических книг, выявляет функции макросюжета.
Библиогр. 13 назв. |
362 КБ |
Гик А.В. Стихотворения-посвящения как зеркало поэтики М.Кузмина
|
УДК 821.161.1.08/09: 81'42
Г и к А. В. Стихотворения-посвящения как зеркало поэтики М.Кузмина // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. №56. С.19-22.
Анализируются стихотворения, посвященные М.Кузмину. Цель данного исследования — выяснить, как отразилась поэтика М.Кузмина в стихотворениях, посвященных поэту, какие тематические, лексические и грамматические особенности поэзии Кузмина нашли отражение в стихах-посвящениях.
Библиогр. 7 назв. |
360 КБ |
Дудорова М.В. Пространственный образ «сад/парк» в поэзии И.Анненского и А.Ахматовой
|
УДК 821.161.1: 81'42
Д у д о р о в а М. В. Пространственный образ «сад/парк» в поэзии И.Анненского и А.Ахматовой // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.22-27.
Статья посвящена исследованию категоризации пространства в поэтическом тексте посредством системы пространственных образов, которые являются ключом к интерпретации всего текста. Описание пространственных образов позволяет реконструировать фрагменты индивидуально-авторской картины мира, а также выявить особенности репрезентации данных образов в текстах разных авторов. При описании пространственного образа с опорой на когнитивные категории значимыми критериями являются субъект, объекты и восприятие.
Библиогр. 5 назв. |
393 КБ |
Ерохина И.В. «Игра» и «мука» в книге Анны Ахматовой «Вечер»
|
УДК 821.161.1.09
Е р о х и н а И. В.
«Игра» и «мука» в книге Анны Ахматовой «Вечер» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.27-31.
Анализируются различные подходы к дискурсу, обосновывается необходимость введения в научный обиход понятия риторического метадискурса, дается определение риторического метадискурса и описываются его основные параметры.
Библиогр. 18 назв. |
390 КБ |
Комар Н.Г. Мотив покаяния и прощения в лирике А.А.Ахматовой
|
УДК 821.161.1.09
К о м а р Н. Г. Мотив покаяния и прощения в лирике А.А.Ахматовой // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.32-34.
Показано, что мотив покаяния и прощения пронизывает всю лирику А.А.Ахматовой. Он присутствует в произведениях любой тематики и связан со многими образами и мотивами. Обращение к анализу указанного мотива позволяет говорить о религиозных основах мировоззрения поэта.
Библиогр. 4 назв. |
348 КБ |
Крайнева Н.И. Поэма Анны Ахматовой «У самого моря»: текстологический аспект
|
УДК 821.161.1.09 Ахматова 06
К р а й н е в а Н. И. Поэма Анны Ахматовой «У самого моря»: Текстологический аспект // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.34-36.
Анализируется ранняя поэма А.А.Ахматовой «У самого моря» с точки зрения текстологии. Сравнение прижизненных и посмертных публикации поэмы убеждает в необходимости установления критического текста, в котором была бы восстановлена авторская пунктуация.
Библиогр. 4 назв. |
343 КБ |
Круглова Т.С. Лирический диалог М.Цветаевой и А.Ахматовой в жанровом аспекте
|
УДК 821.161.1.09: 82-1/29
К р у г л о в а Т. С. Лирический диалог М.Цветаевой и А.Ахматовой в жанровом аспекте // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.36-40.
Статья посвящена проблеме диалогизма в адресованных лирических жанрах. Рассматриваются разные коммуникативные стратегии и определяются принципы, конституирующие адресованные жанры в лирике Ахматовой и Цветаевой. Доказывается, что главным фактором жанрообразования адресованных стихотворений является категория адресата.
Библиогр. 6 назв. |
368 КБ |
Леонова Н. Е. Образ лилии в искусстве модерна и в поэзии И.Ф.Анненского
|
УДК 821.161.1.09
Л е о н о в а Н. Е. Образ лилии в искусстве модерна и в поэзии И.Ф.Анненского // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.40-43.
Анализируется образ лилии в искусстве европейского и русского модерна конца XIX — начала ХХ вв. и в поэтическом творчестве И.Ф.Анненского (особенно в цикле «Лилии» 1901 г.). Через символику цветка и ее преломление в русской поэтической традиции выявляется семантическая вариативность образа.
Библиогр. 23 назв. |
366 КБ |
Лычагин А. В. Три тройки: стихотворение И.Уткина «Тройка» в контексте русской поэтической традиции
|
УДК 821.161.1.09
Л ы ч а г и н А. В. Три тройки: стихотворение И.Уткина «Тройка» в контексте русской поэтической традиции // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.44-48.
Анализируется стихотворение Иосифа Уткина «Тройка», опубликованное 31 декабря 1939 г. — на рубеже двух десятилетий и двух сложнейших эпох в истории России XX в. Особое внимание уделяется генезису общелитературного образа тройки и его функционированию в творчестве поэта, выявляются особенности его интерпретации ключевой для русской культуры темы «Руси-тройки» (Н.Гоголь).
Библиогр. 24 назв. |
374 КБ |
Налегач Н. В. Поэтический диалог А.Штейгера с И.Анненским в итоговой книге «2×2 = 4. Стихи 1926 — 1939»
|
УДК 821.054.7.09
Н а л е г а ч Н. В. Поэтический диалог А.Штейгера с И.Анненским в итоговой книге «2×2 = 4. Стихи 1926 — 1939» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.48-52.
Сопоставительный анализ стихотворений А.Штейгера из его посмертной итоговой книги «2×2 = 4. Стихи 1926 — 1939» с лирикой И.Анненского показывает, что на Штейгера повлияла общая эстетическая установка «парижской ноты», во многом предопределенная Г.Адамовичем. Поэтический диалог с поэтом-предшественником позволяет А.Штейгеру развить и утвердить в своих стихотворениях тему смысла поэзии как устремления к идеалу и оправдания через это устремление человеческого существования в мире.
Библиогр. 16 назв. |
385 КБ |
Петрова Г.В. Фетовские «Параллели» Иннокентия Анненского
|
УДК 821.161.1.09
П е т р о в а Г. В. Фетовские «Параллели» Иннокентия Анненского // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. №56. С.53-57.
На основе целостного анализа стихотворений, вошедших в состав микроцикла «Параллели», сделана попытка осмыслить проблему преломлении фетовской традиции в первой книге стихов И.Ф.Анненского «Тихие песни». Выявляются разные аспекты противоречивого отношения Анненского к А.А.Фету, особое внимание уделяется моментам творческой полемики его с поэтом-предшественником.
Библиогр. 19 назв. |
384 КБ |
Разумовская А. Г. Садово-парковые реалии Петербурга в творческом сознании Б.Лившица и О.Мандельштама
|
УДК 821.161.1.09
Р а з у м о в с к а я А. Г. Садово-парковые реалии Петербурга в творческом сознании Б.Лившица и О.Мандельштама // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.58-62.
Исходя из специфики преломления мифа о Петербурге, показаны сходство и различия в осмыслении петербургских садов двумя поэтами-классицистами, сделан вывод о существенном отличии их интерпретаций. Если у Лившица садово-парковые образы представляют квинтэссенцию его историософских размышлений о столице, государственной власти, судьбе отечества, то в сознании Мандельштама и городские, и пригородные парки, также выполняя историко-культурную функцию, больше насыщены индивидуально-личными переживаниями поэта.
Библиогр. 10 назв. |
381 КБ |
Соколова В.А. Мотивы лирики И.Ф.Анненского и А.А.Ахматовой в творчестве Ирины Кнорринг (разветвленность поэтической родословной)
|
УДК 821.054.7.09
С о к о л о в а В. А. Мотивы лирики И.Ф.Анненского и А.А.Ахматовой в творчестве Ирины Кнорринг (разветвленность поэтической родословной) // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.62-66.
Рассматриваются литературные связи творчества поэтессы русской эмиграции И.Кнорринг (1906 — 1943). Особо выделяется влияние А.Ахматовой и интонационная близость к поэтам «парижской ноты», считавшим своим «литературным предтечей» Иннокентия Анненского. Влияние последнего оказывается опосредованным. Сделан вывод о сложности и разветвленности поэтической родословной И.Кнорринг.
Библиогр. 17 назв. |
386 КБ |
Филатова О.Д. Иннокентий Анненский и Фридрих Ницше: к вопросу влияния
|
УДК 821.161.1.09
Ф и л а т о в а О. Д. Иннокентий Анненский и Фридрих Ницше: к вопросу влияния // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.66-70.
Обосновываются принципы, которые необходимо учитывать при сопоставлении творческого наследия И.Анненского и Ф.Ницше, намечаются генеральные линии соответствий, узловые моменты совпадения их творческих интересов. Рассматривается близость их концепций музыки, человека и сквозная тема моральной эволюции.
Библиогр. 44 назв. |
391 КБ |
Шестакова Л. Л. Способы подачи стилистической информации в «Словаре языка русской поэзии ХХ века»
|
УДК 81'374:81'42
Ш е с т а к о в а Л. Л. Способы подачи стилистической информации в «Словаре языка русской поэзии ХХ века» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2010. № 56. С.60-63.
На основе опыта работы над «Словарем языка русской поэзии ХХ века» анализируются особенности применения стилистических помет в словарных статьях. Рассмотрены различные направления изучения стилистически нагруженной лексики.
Библиогр. 5 назв. |
371 КБ |