Цель предлагаемых курсов – повысить учебные возможности учащихся, научить работать с заданиями тестовой части, научить писать сочинение, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к содержанию и языковому оформлению ответа. Занятия будут полезны тем, кто желает не только подготовиться к сдаче ЕГЭ, но и улучшить свою речевую культуру, в том числе укрепить орфографическую и пунктуационную уверенность.
Авторы и ведущие курса:
которые имеют многолетний опыт подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по русскому языку, опыт проверки экзаменационных сочинений в качестве экспертов, а также опыт рассмотрения апелляций.
Каждое занятие предполагает изложение теоретического материала и выполнение практических заданий.
Для продуктивной реализации программы слушателям курсов будут предложены необходимые демонстрационные материалы: фрагменты текстов сочинений, схемы правил орфографии и пунктуации и др.
Работа в форме вебинаров и использование коммуникативных Интернет сервисов позволяет не просто прослушать курс, но и проверить то, как усвоен материал. Из присланных на указанный адрес ответов, будут обсуждаться те, которые демонстрируют наиболее продуктивные решения или наиболее характерные ошибки, что позволит слушателям представить уровень своей готовности к выполнению задания.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 2 часа. Обучение начнется в октябре.
Предлагается два варианта курса. Каждый из них охватывает все вопросы подготовки, но по-разному.
Краткий лекционный курс (20 ч.)* предполагает только он-лайн лекции с демонстрацией правил и рекомендаций по практикуму.
|
Тема |
Часы |
---|---|---|
1. |
Выполнение задания №25. Требования к написанию сочинения. Критерии оценки. Риторическая программа написания сочинения. |
2 |
2. |
Выполнение задания №25. Выявление в исходном тексте проблемы и описание этой проблемы в сочинении. |
2 |
3. |
Выполнение задания №25. Выполнение комментария к выявленной проблеме. |
2 |
4. |
Выполнение задания №25. Выявление «позиции» автора исходного текста. Выполнение заданий, связанных с содержанием текста (№1, №3, №22, №20) |
2 |
5. |
Выполнение задания №25 Описание выявленной авторской позиции в сочинении. Выполнение заданий, связанных с формой текста (№2, №21, №23) |
2 |
6. |
Выполнение задания №25. Подбор и анализ аргументов для доказательства своего отношения к авторской позиции. Выполнение заданий, проверяющих знание языковых норм: акцентологических, лексических, морфологических, синтаксических (№№4,5,6,7) |
2 |
7. |
Выполнение задания №25. Выражение своего аргументированного отношения к авторской позиции . (Оформление аргументов) Выполнение заданий, проверяющих знание правил орфографии (№№8-14) |
2 |
8. |
Выполнение задания №25. Факультативные элементы сочинения. Заключение. Выполнение заданий, проверяющих знание правил пунктуации (№№ 15-19) |
2 |
9. |
Выполнение задания №25. Факультативные элементы сочинения. Введение. Выполнение задания, проверяющего знание выразительных средств (№24) |
2 |
10. |
Выполненное сочинение с точки зрения критериев оценки. Проверка эффективности реализации риторической программы. (Анализ готовых сочинений: комментарий эксперта) |
2 |
Полный интерактивный курс (30 ч.)**. Обучение начнется в январе.
Наименование раздела модуля |
Содержание занятий |
Часов |
---|---|---|
Модуль 1. Методика написания сочинения. Приёмы работы с текстом |
14 |
|
1.1. Знакомство с критериями оценки сочинения (задания с развёрнутым ответом) |
Содержание критериев оценки задания с развёрнутым ответом, система оценивания плана содержания и плана выражения сочинения. Объяснение основных лингвистических понятий, входящих в описание критериев оценки сочинения. |
1 |
1.2. Содержание сочинения (критерии К1-К4) |
Требования, предъявляемые к содержательной стороне сочинения. Приёмы отражения проблематики текста и развёртывания комментария к проблеме. Отражение в сочинении позиции автора. Требования, предъявляемые к аргументирующей части сочинения |
4 |
1.3. Языковое оформление сочинения (критерии К5-К10) |
Основные условия обеспечения речевой культуры на лексическом уровне (правильность, точность, ясность, стилистическая уместность, богатство речи). Основные разновидности речевых ошибок. |
2 |
|
Основные условия обеспечения речевой культуры на уровне грамматического строя речи (нормы согласования и управления, построения простого, осложненного и сложного предложения). Основные разновидности грамматических ошибок. |
2 |
|
Приемы обеспечения логичности речи. Структура сочинения, логические законы развертывания темы в тексте. |
1 |
1.4. Текст как речевое произведение (задания А1-А2, А20-А24) |
Содержательные, функциональные, композиционные признаки текста. Приемы определения стилистической принадлежности текста. Средства связи предложений в тексте. Языковые приёмы, обеспечивающие связность и цельность текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лексические и синтаксические средства выразительности речи. |
4 |
Модуль 2. Основные разделы русского языка и языковые нормы |
16 |
|
2.1. Основные понятия фонетики, лексики, фразеологии, орфографии, морфемики, словообразования, синтаксиса. Орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические нормы (задания А3-А7). |
Звуки и буквы, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, исконная и заимствованная лексика, самостоятельные и служебные части речи, способы словообразования, словосочетание, грамматическая основа предложения, типы простого предложения (односоставное, двусоставное, распространённое, нераспространённое, полное, неполное, осложнённое), разновидности сложных предложений по средаствам связи (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения). Методика проведения лингвистического анализа языковых единиц (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический анализ слова). Методика проведения синтаксического анализа простого и сложного предложения. Орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические нормы. |
4 |
2.2. Нормы орфографии (задания А8-А14). |
Орфограмма. Правила орфографии в алгоритмах и схемах. |
6 |
2.3. Нормы пунктуации (задания А 15- А19). |
Пунктограмма. Пунктуация в простом, осложнённом и сложном предложении. |
6 |
Вопросы по орфографии и пунктуации будут излагаться с опорой на пособие Заика В.И., Гиржева Г.Н. Орфография и пунктуация. Правила и практикум. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Флинта. Наука. 2011. – 160 с.
*Стоимость краткого лекционного курса 2 тыс. рублей.
**Стоимость полного интерактивного курса 3 тыс. рублей.