10.08.2021 На конференции «Миссия права — 2021» оценили, как право на самоопределение повлияло на распад СССР 21 апреля на юридическом факультете НовГУ прошла международная научная конференция «Миссия права — 2021». Учёные и студенты обсудили, как проявляется особая роль права в условиях современного мира. Произвольно прочерченные границы внутри СССР и нерешённый национальный вопрос привели к самостоятельному выходу республик из состава Советского Союза. Об этом на конференции рассказал доцент кафедры истории и теории права Витебского университета Владимир Барышев. Учёный выступил с докладом о принципе равноправия и самоопределения народов, который включили в устав ООН по настоянию Советского Союза. Ведь принцип был основополагающим в национальной политике большевиков. — На принципе самоопределения был основан договор о создании СССР, подписанный 30 декабря 1922 года четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики, в состав которой входили Грузия, Армения и Азербайджан, — рассказал Владимир Барышев. — Советское государство было основано на принципах федерализма. Все субъекты были объявлены равноправными. Конституция СССР 1924 года содержала пункт о возможности выхода субъектов из состава страны. По словам Владимира Барышева, тогда «такая возможность казалась гипотетической». К началу Великой Отечественной войны количество республик в составе СССР увеличилось до пятнадцати — из-за развития государственности народов Средней Азии и «весьма неоднозначного присоединения стран Балтии». Советская идеология рассматривала эти шаги как правильное продолжение национальной политики. — Первый тревожный сигнал прозвучал во время войны, — подчеркнул Владимир Барышев. — Это была депортация 12 народов с исконных территорий проживания под предлогом их массового сотрудничества с врагом. Её можно назвать первым значительным провалом в национальной политике, который подорвал идеологический тезис о братстве и единстве народов в составе СССР. В 1970-е, отмечает учёный, советское руководство отчитывалось об окончательном решении национального вопроса и создании новой общественно-политической общности – советского народа. Однако «миной замедленного действия» оказалась установка произвольных границ между республиками при создании Союза. — В перестройку начались вооружённые столкновения на национальной почве — в азербайджанском Сунгаите, Нагорном Карабахе, Узбекистане. Из-за растерянности Москвы ситуация в национальных республиках вышла из-под контроля, — рассказал Владимир Барышев. В 1991 году республики начали приводить в действие декларацию о государственном суверенитете. — Это стало концом подчинения союзному центру, — констатировал Владимир Барышев. — После этого на деле СССР уже не существовал. Наиболее трагические страницами стали вооружённые конфликты в республиках, некоторые из которых продолжаются до сих пор. Таков печальный итог ленинской национальной политики, в основу которой был положен принцип равноправия и самоопределения народов. К трагическим событиям, естественно, привёл не он — это всего лишь словесная формулировка. Причиной стала неверная реализация. Белорусский учёный отметил, что принцип самоопределения народов позитивно повлиял на ликвидацию колониальных систем во второй половине XX века. Это привело к освобождению многих стран в Азии и Африке. Сейчас проблема самоопределения стоит перед некоторыми территориями, входящими в состав сформировавшихся государств. Это Каталония, Шотландия, канадская провинция Квебек, некоторые государства Африки. Таким образом Владимир Барышев указал на противоречие принципов самоопределения и территориальной целостности государств — Причин сепаратизма много, — резюмировал учёный. — Это исторически накопившиеся противоречия между народами, религиозная несовместимость, неравенство территорий в экономическом развитии. Но больше всего сепаратизм питают амбиции региональных элит, которых не устраивают роли второго плана в политической иерархии многонационального государства. Выпускник юридического факультета НовГУ, юрисконсульт компании «Энергомаш» и член совета Ассоциации выпускников юрфака Алексей Чеченин в своём докладе анализировал работу правовых систем в непризнанных республиках. Он отметил, что в российским законодательстве нет нормативного акта, регулирующего процесс признания новых политических образований государствами. — Новые государства в России признаются указом президента, — рассказывает Алексей Чеченин. — Но непризнание юридически не оформляется никак и обычно выражается в форме политических заявлений. Так юридические действия на территории непризнанных республик остаются «в слепой зоне». Докладчик отметил, что международные организации признают правовые акты внутри непризнанных государств, руководствуясь гуманитарными соображениями. К таким документам могут относиться паспорта, свидетельства о наследстве и регистрации актов гражданского состояния. Алексей Чеченин рассказал, что арбитражные суды РФ учитывают гражданские документы из непризнанного Приднестровья. Это обусловлено существование определённой юридической цепочки. Такие документы признаёт Молдова, частью которой считается непризнанная республика. Позицию страны, в свою очередь, учитывает МИД РФ – и именно на его мнение ссылаются арбитражные суды России. Также на пленарном заседании конференции с докладами на актуальные темы выступили учёные из НовГУ и Гродненского университета имени Янки Купалы.
Служба новостей Новгородского университета Противодействие идеологии терроризма и экстремизма |