Руководители

Директор научной библиотеки
Андреева Лариса Николаевна

Заместитель директора библиотеки
Краковская Ольга Васильевна

Список сотрудников...

Телефоны подразделения

т. 33 20 98 доб. 2242
т. 33 21 01 доб. 2243
Расположение: каб. 1213, 1203, 1206

Подробнее...

Научная библиотека

 

Детство, опалённое войной…

Такое детство было,
Война его украла,
Как ветку надломила…
А впрочем, помню мало… 

 

 

 

 

Затронув тему войны, не могу не вспомнить о моей бабушке-Кирилловой Маргарите Ивановне, в девичестве Хватовой: на момент войны ей было 4 года. «Дети войны» - так называют её поколение.

 Её рассказы о военном детстве навсегда запали мне в душу. Они говорят о той страшной трагедии, которую пережил советский народ, намного красноречивее всех учебников истории. Это было детство, опалённое войной…

 В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово — война.

В это время бабушка была совсем крохой, но вот гул немецких самолетов, которые бомбили  их родную деревню Сергеево, запомнила на всю жизнь. Как прятала своих тряпичных кукол во время этих налётов… Как тянула изо всех сил маму за руку, чтобы успеть добежать до окопов…

Запомнился и страшный день, когда родную деревню сожгли немцы. Местные жители во время оккупации Парфинского края старались помогать партизанам, которые тайно приходили из леса, чем могли: пекли хлеб, давали молоко, муку, картошку. Немцы, узнав об этом, выгнали из домов всех жителей и собрали их в овощехранилище, а дома начали поджигать. Одновременно была зажжена и деревня Гонцы, на противоположном берегу реки  Ловать. Зарево от пылающих домов поднималось до небес, и дышать было нечем. Чудом уцелел один дом. Именно в нем и находились все деревенские дети под присмотром одной женщины с грудным ребенком, а другие  местные женщины в это время рыли землянки, чтобы обеспечить себе временное жилье. Но такой «детский дом» простоял недолго, до очередного налета немецкой авиации. В этот момент и моя бабушка со своей старшей сестричкой была в избе. Они сидели на печке с другими детьми, и вдруг в избу попал снаряд, ее взрывной волной отбросило к стене, бабушка потеряла сознание.  Сестру завалило рухнувшей печкой, потом ее откопали, она получила многочисленные ушибы, но осталась жива.  Младенец, которого женщина держала на руках, не получил ни одной царапины, а вот ей оторвало голову.

Трудное время было… Женщины оставляли своих детей одних, а сами трудились в поле и на строительстве землянок. Так вот и случилась трагедия в семье Хватовых. Младший бабушкин брат Юра с несколькими мальчишками подобрал немецкую взрывчатку, замаскированную под игрушку - много их везде было. Один мальчик погиб на месте, других, в том числе и Юру, отправили в госпиталь в тыл. По дороге поезд, в котором они ехали, разбомбили фашистские самолеты.

А потом начались ожесточенные бои в районе деревни Рамушево. Страшный грохот, взрывы, стрельба доносились оттуда. На многочисленных подводах через Сергеево увозили раненых в госпиталь, расположенный в поселке Пола. Бабушка вспоминает, что солдаты кидали им конфеты, и  ребятишки специально выходили на дорогу, надеясь на угощение.

Оставаться здесь было опасно, и мою бабушку, Маргариту Ивановну,  её двух  сестер  вместе с мамой  эвакуировали в Чувашскую республику, где  они прожили два года. Поселили их  к женщине, которая жила с дочкой. Первое время трудно было общаться, не понимали чужого языка. Маму моей бабушки и старших сестер отправили работать в колхоз, где приходилось трудиться от зари до зари. Весной женщины мочили лён. Во время уборочной даже бабушка с другими детьми помогали взрослым — подбирали колоски. 

А когда  вчетвером вернулись в родную деревню, здесь их ждали новые испытания. Вся деревня  и близлежащие  - Дретёнка, Зубакино, Гонцы оказались сожжены  немцами, ничего не осталось. Первое время пришлось жить в лесу, в партизанских землянках. Позже женщины разбирали землянки, носили бревна и доски на место выжженной деревни, чтобы своими силами отстроить  дома. Бабушка вспоминает, что у кого-то была корова, вот запрягая ее, таскали самые тяжелые бревна, пахали землю. Время было голодное, хорошо, что у соседки родной тётки, где они проживали какое-то время, была коза. Она и стала кормилицей большого семейства. Молоко делили на всех и ели с кусочком хлеба, который выдавали пайком в леспромхозе. Бабушка рассказала, что в округе не росла даже лебеда, крапива, мокрица, потому что эта трава  не успевала вырасти - её съедали. Одежда была у ребятишек кое-какая, обуви вообще не было. Всю зиму сидели в доме, на улицу не в чем было выйти. Вот так и доживали до теплых времён…

День, когда мы узнали о победе, - говорит бабушка, - стал  самым счастливым днём. Все плакали от счастья. На улице музыка! Конец войне! Такое не забыть никогда.

Информацию опубликовал: Савинова Валерия Игоревна, 21.04.2021 10:38:51
Ответственный за информацию: Андреева Лариса Николаевна

Документы подразделения

Мы в соцсетях