10.05.2011 Внедрение методологии Тюнинг в российскую систему высшего образования
Новгородская делегация в составе Натальи Ильяшенко, менеджера проекта в НовГУ, начальника Информационно-аналитического отдела Управления международных связей, Светланы Горычевой, координатора лидирующего направления «Психолого-педагогическое образование», заведующей кафедрой педагогики, Елены Жуковой, декана факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, Татьяны Кудряшовой, зам. директора института экономики и управления, Владимира Литвинова, заместителя директора Института сельского хозяйства и природных ресурсов, Сергея Елкина, доцента кафедры педагогики и Евгения Морозова, директора Центра дистанционного обучения, приняла участие в семинаре по проекту программы TEMPUS-IV «TUNING RUSSIA», проходившем 25-30 апреля в Ростове-на-Дону.
В семинаре приняли участие представители четырнадцати российских университетов- участников проекта и европейские эксперты по реформе высшего образования.
С приветственным словом перед участниками семинара выступили ректор Донского государственного технического университета
Бесарион Месхи и координатор проекта,
проректор по международной деятельности Университета Деусто, профессор Джулия
Гонзалес (Бильбао, Испания), которая отметила, что разработка сопоставимых программ высшего образования – одна из самых важных и сложных задач, стоящих перед участниками проекта. Ее решение требует существенного пересмотра методики проектирования и реализации программ.
В рабочих группах прошло представление, обсуждение и предварительное утверждение общих и предметных компетенций по девяти предметным областям*, реализуемых в Европейском Союзе и Российской Федерации – экономика и менеджмент, экология, информационно-коммуникационные технологии, лингвистика, туризм, социальная работа, юриспруденция, образование и технические науки.
Участники семинара приняли участие в тренинге «Европейский опыт проведения опроса по общим и предметным компетенциям», который является очень актуальным в свете предстоящей реализации следующего этапа проекта - проведения опроса заинтересованных сторон – студентов, выпускников и преподавателей вузов, а также работодателей – по общим и предметным компетенциям.
Также на семинаре был представлен веб-сайт проекта «Тюнинг в России».
_________
* Основное положение, принятое проектом, заключается в том, что настройка образовательных программ производится на основе компетентностного подхода. Этот подход предполагает рассмотрение отдельных курсов, программ и циклов (уровней) обучения через два понятия: компетенции и результаты обучения.
Результаты обучения представляют собой описание того, что, как ожидается, должен знать, понимать и быть способным демонстрировать обучаемый после завершения обучения (завершения модуля, курса, программы). Результаты обучения конкретизируют требования для присвоения кредита. Под кредитом понимается условная оценка рабочей нагрузки, необходимая для освоения элемента программы обучения, начисляемая в случае его успешного происхождения.
В соответствии с принятым в рамках проекта определением, компетенции представляют собой динамичное сочетание знаний, пониманий, навыков и умений. Развитие компетенций является целью программ обучения. Компетенции будут формироваться в рамках различных курсов и оцениваться на каждой стадии обучения.
Как общие, так и предметные компетенции рассматриваются для двух циклов - бакалавриата и магистратуры. Для распределения уровней компетенций по циклам используются разные подходы, формы и методы, для которых проект оставляет полную свободу. Принципиально важным на этом этапе является достижение общего понимания возможности получения сопоставимых результатов обучения в конце каждого цикла при разных «внутренних траекториях обучения», продиктованных различными структурами программ.
По итогам реализации проекта планируется открытие в РФ четырнадцати Тюнинг центров на базе университетов-участников проекта, создание информационно-методической базы и экспертной сети для дальнейшего продвижения компетентностно-ориентированных методик в систему высшего профессионального образования России, внедрение образовательных программ, разработанных на основе компетентностного подхода.
Новости МД Tuning Russia