Новости

26.02.2021  Состоялась областная олимпиада школьников по технологии

Более 50 творческих проектов представили школьники на областной олимпиаде по технологии

 

Региональный этап ХХI Всероссийской олимпиады школьников 8-9-х, 10-11-х классов по технологии в Великом Новгороде, в отличие от многих российских регионов, проходил очном формате. Два дня, 18 и 19 февраля, 52 учащихся, ставших победителями на городских и районных олимпиадах, проводившихся по предметной области «Технология»,  демонстрировали свои технологические компетенции и творческие проекты на базе Регионального института профессионального развития, в мастерских кафедры технологического и художественного образования (ТХО) Института непрерывного педагогического образования НовГУ и Центре адаптивного обучения. Содержание и порядок проведения олимпиады были определены методическими рекомендациями, подготовленными Центральной предметно-методической комиссией по технологии (г.Москва). Руководство подготовкой и проведением олимпиады обеспечивал оргкомитет, утвердивший предметное жюри из преподавателей кафедры ТХО. Возглавил предметное жюри доцент кафедры Василий Мельников.  

Олимпиада нацелена на повышение уровня теоретического и практического освоения традиционных и новейших технологий современного производства, привлечение учащихся к выполнению практико-ориентированных, социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества, выявление и поддержку наиболее талантливых школьников в области технологического образования. Олимпиада по технологии организуется по типу конкурса профессиональных компетенций «Джуниор скиллс» и состоит из 3-х туров: теоретического (для оценки технологических знаний учащихся), практического (для оценки технологических умений обучающихся) и защиты творческих проектов (для оценки проектных умений школьников).

В связи с различиями в содержании обучения юношей и девушек по предмету «Технология» в школе, олимпиада проводилась на всех этапах по двум номинациям: «Техника, технологии и техническое творчество» и «Культура дома, дизайн и технологии».  На теоретическом туре школьники выполняли задания, содержащие вопросы по школьному курсу технологии. На практическом этапе, проходившем в мастерских кафедры ТХО и в Центре адаптивного обучения, участники олимпиады демонстрировали свой уровень практических умений, выполняя моделирование и технологические операции поузловой обработки швейных изделий (девушки), а также изготавливая столярные и токарные изделия из древесины (юноши).

Так, на практическом туре олимпиады ученицам 8-9 классов необходимо было смоделировать и сконструировать юбку, а также изготовить браслет-игольницу. Девушки 10-11 классов проектировали модную блузку и выполняли обработку кармана «Кенгуру» на плечевом изделии для молодёжной линии одежды. Юношам 8-9 классов в качестве практического задания необходимо было изготовить оригинальную подставку под горячие блюда по чертежу с неполными данными, а учащимся 10-11 классов - спроектировать, составить технологическую карту и выточить на токарном станке по дереву фигурные ножки для табурета.

Наиболее интересной и зрелищной была защита школьниками творческих проектов. Анализ проектов, представленных на олимпиаду в этом году, показал вариативность направлений проектной деятельности учащихся. Учебное проектирование выполнялось школьниками в основном в рамках следующих разделов предметной области «Технология»: «Технология обработки конструкционных материалов», «Художественная обработка древесины», «Технология обработки тканей», «Электротехника и электроника». Так, например, юношами были представлены проекты: «Самодельный настольный сверлильный станок», «Складной электрический скейтборд», «Декоративная арка для садового участка», «Настенные часы на сервоприводах», «Необычный светильник», «Оригинальный журнальный столик», «Настенное резное панно «Водопад»», «Модель пушки 18 века» и др. Большинство творческих проектов девушек было связано с разработкой изделий из текстильных материалов: «Вечернее платье», «Подарочный набор «Батик»», «Платье для выпускного бала», «Цветочная фантазия «Джутовая филигрань»», «Современный школьный костюм для девушек», «Собачка в технике «Филдинг»», «Джинсовый  сарафан для девочки», «Традиционная кукла», «Летний костюм для сестренки»   и др.

Большинство проектов были выполнены учащимися в соответствии с логикой проектировочной деятельности. Представленные изделия соответствовали конструкторской и технологической документации, были качественно изготовлены, содержали большое количество декоративных элементов, отличались оригинальностью конструктивных решений. На защите проектов школьники показали эрудированность по теме разработки, демонстрировали преимущества своих конструктивных решений. Суммарные баллы, полученные участниками олимпиады за 3 тура, позволяют сделать вывод о хорошем уровне знаний и умений, сформированных у учащихся в области проектирования и технологии.

 

Необходимо отметить, что кафедра технологического и художественного образования, ежегодно обеспечивающая проведение городской и областной олимпиад по технологии, непрерывно совершенствует учебно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей, развивает материально-техническую базу. Так, в предыдущие годы на кафедре были открыты два технологических центра, оснащенных современным оборудованием для обработки древесины и тканей. Всё это необходимо для того, чтобы выпускники университета, придя в образовательные организации региона, могли на современном уровне развивать у школьников проектные и технологические компетенции.  

 

Кафедра технологического и художественного образования