Новости

14.12.2016  Военный лётчик Семён Григорьев поделился воспоминаниями о войне со студенткой Политехнического института

С участником Великой Отечественной войны, Семёном Романовичем Григорьевым, встретилась представитель добровольческого объединения «Патриот», студентка Политехнического института НовГУ Людмила Осипова. Ветеран рассказывает:  

«Родился я 28 сентября 1927 года в селе Таскино  Емельяновского района Красноярского края, в крестьянской семье. Мои родители, Роман Савельевич и Анна Иосифовна, всю  свою жизнь   прожили на Енисее, в родном Таскино.

Я в семье самый  младший. У меня были две сестры – Зина и Анисия. Старшая, Зина, была на золотых приисках  председателем горисполкома. Анисия (старше меня на 3 года) родила пятерых детей, да так детьми и занималась. Её муж работал на золотых приисках в шахте.

Жили  мы дружно, всегда много трудились. До аэроклуба я каждый год работал с лошадьми или на сенокосилке, был прицепщиком на тракторе.  Позже стал трактористом. В начале лета  мы  косили сено, потом жали рожь и пшеницу. В деревне всегда работы хватало. До армии я прошёл большую жизненную школу. Отец  меня постоянно поучал, он  во всех вопросах был способнее, расторопнее меня. Если заставлял что-то делать, то говорил:

«Это нужно тебе, а не мне, я  эту школу уже прошёл».

В общем, с родителями мы всегда хорошо ладили, я их часто вспоминаю добрыми словами.

Отца моего на фронт не призывали, он уже был в непризывном возрасте. Из воевавших  родственников многие погибли. Двоюродные племянники пришли с войны без ног. Папин брат  тоже пришёл без ноги, потом и вторую отняли - так она была изуродована. Второй  его брат  тоже  был в армии, служил где-то в извозе, подвозил боеприпасы. Ещё один брат  погиб на севере  в шахте. У отца были две сестры: одна  жила в Абакане, вторая - в Таскино. Обе уже умерли. Родственников было очень много. В Великую Отечественную войну семья сильно поредела.

В 14 лет, ещё до войны, я окончил семилетку и поступил в аэроклуб. Окончил его в 1944 году.  Меня призвали в лётное училище, так как после окончания курсов я получил документы на право  управлять самолётом. Нас, курсантов, сразу направили в эскадрилью для проверки и облётывания. Результаты получились хорошие, и в ноябре нас  отправили на фронт. Мне тогда  было 17 лет.

Я был сопровождающим. Да  не только я. Вся наша группа сопровождала самолёты тяжёлой авиации, которые бомбили Кёнигсберг. Были две эскадрильи сопровождения. Вылетали с Бобруйского аэродрома. Нам ставили задачу, говорили, когда нужно  встретить полк бомбардировщиков. И мы встречали. Одна группа самолётов сопровождала их во время  взлёта  с аэродрома. Она уже кружила в воздухе, чтобы  не налетел противник. Вторая сопровождала до точки выброса бомб.

Конструкция самолётов всех типов  практически одинакова, неважно какой он: маленький или большой. Оснастка,  плоскости, двигатель, шасси, хвостовое оперение -  у всех самолётов одинаковы. Разница в управлении машиной. Да и задачи  самолёты разных типов решают разные. Предназначение бомбардировщика понятно из самого названия. Штурмовики поддерживают действия наземных войск, подавляют и уничтожают цели на земле или воде. Они предназначены исключительно для наступательных действий, а  вот истребители -  больше  для оборонительных. Истребители уничтожают воздушные цели, сопровождают бомбардировщики, транспортные самолёты.

Были у нас случаи, когда несколько ребят погибли вместе с самолётами. Их сбила с земли артиллерия противника. Но мне повезло, я остался живым. Я даже ранен ни разу не был.

Сбивать самолёты мне не пришлось, а вот войска обстреливал. В Кёнигсберге стояла целая армия противника. Немцы бежали на пароходах, на плотах, на баржах. Сначала  мы освободили город, а потом уничтожали врага на воде. Наша задача была - спикировать, и, израсходовав все патроны, вернуться  обратно на аэродром. В день  делали по 2-3 вылета.

Случалось, и нас обстреливали. Уже на аэродроме обнаруживали пробоины в плоскостях.

Летал я тогда на Як-3, Як-5, Як-9 (учебно – тренировочный). Потом, в училище, изучил многие другие самолёты. Позже пришли Ту-16, на которых я до конца службы  обучал курсантов. Перед моей демобилизацией вдруг пришли два Ту-22. Изучить я их успел, а вот полетать на них не пришлось.

Когда наши войска уже полностью вошли в Пруссию, и было понятно, что война скоро закончится, нас направили в Челябинск на переформирование,  оттуда - на переучивание.

Учились  мы в Новосибирске. Там стоял авиационный полк, и в учебной части нас переучивали.  После этого отправили в лётное училище инструкторами. И с 1950 года по 1973-й я обучал курсантов.

Приходили курсанты уже со средним образованием. Класс делился на три группы: по 23 человека в классном отделении, в каждом был свой инструктор. Обучение начиналось с объяснения, что такое аэродром и какое  на нём есть оборудование. А после теории  переходили к практике.

Практику проходили на аэродроме, а потом стажировались в части. Каждый год с группой курсантов  я ездил по частям, где они показывали навыки, которые приобрели в училище.

Побывал  везде: в Белоруссии, на Украине, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Классных отделений было много, и нужно было распределить  курсантов в боевые полки, чтобы они  получили  хорошие практические навыки. Если какие-то курсанты проявляли хорошие способности, командиры полков просили их направить в свои части. Таких случаев было очень много. Поэтому, когда курсанты  приезжали полк, у них горели глаза. У всех было желание отличиться. Коллектив  у нас был, сильный, порядочный, с хорошей дисциплиной. Это нравилось командирам и курсантам.

Победу я встретил в Челябинске. Какой это был праздник! Война закончилась 70 лет назад, и теперь, когда я вспоминаю те давние события, то даже  не верится, что всё это на самом деле было. А ведь было!

В  октябре 1973 года я демобилизовался и приехал в Великий Новгород. В общей сложности я  30 лет  служил в армии. Не сидел, а работал. Работал много, активно, с азартом! Поэтому после демобилизации  я не мог сидеть без дела. Буквально не находил себе места, я был военным  до мозга костей.  Меня, такого непоседу, всё время поддерживала дисциплина. Уйдя из армии, я не знал, куда себя деть.  Самолёты были моим кровом, моей судьбой.

Я пошёл работать на завод  имени Ленинского комсомола. Поступил туда мастером. Быстро сдал экзамены и  сразу получил 3-й разряд. Я всю жизнь был связан с техникой. Ничего  особо нового  и сложного для меня  на заводе не было, обучиться было легко. Но проработал недолго.

Меня пригласил к себе начальник отдела кадров, бывший полковник. А я демобилизовался в звании подполковника. И вот вместе с ним,  в 348 кабинете, я проработал 5 лет. Потом меня переманили на Новгородский киномеханический завод,  где на разных должностях я тоже  отработал 5 лет.

После этого вызвали меня в горком партии и предложили работу заместителя начальника областного  объединения жилищно – коммунального хозяйства. Ещё и там  задержался на 5 лет. Но так как по возрасту я уже был пенсионером, то   в какой-то момент решил уволиться совсем. В общей сложности на «гражданке» я отработал 15 лет.

Сейчас занимаюсь садоводством. У меня участок, очень много яблонь, есть небольшой домик. Мы его строили вместе с  женой. Сначала мы заказали сруб, потом перевезли его и  вдвоём сложили домик.

С первой женой Валентиной Петровной я познакомился в 1950 году, когда учился в лётном училище. Она  умерла 18 лет назад. У нас с ней  есть сын Владимир, 1951 г.р.  Дни рождения мы с ним отмечаем в один день. Такое вот совпадение. Живёт он в Новгороде. Владимир  17 лет отслужил в армии, демобилизовался  в звании капитана.

Был у меня внук. Он погиб в Чечне. И больше у меня внуков не было. Нет ни внуков, ни правнуков.

Сейчас у меня вторая жена - Людмила Сергеевна. По профессии  она педагог, долгие годы  преподавала математику. Вместе мы уже 17 лет. Хорошая женщина, очень умная, и мне это нравится. Мы друг друга понимаем, искренне сожалеем, что так поздно встретились. Если бы раньше… Но раньше у каждого была другая семья.

Люблю рыбалку. До сих пор вожу  машину, а без неё сидел бы  дома, потому что стали болеть ноги. Так что машина – моё спасение. Летом и осенью ездим с женой в лес. Грибы и ягоды собирает в основном она. Стараемся в огороде быстрее убрать картошку, потому что почти всегда сырая погода. В саду  много яблок. Я их раздаю. Не продаю, и продавать не собираюсь.

Старость подошла незаметно, трудоспособность уже не та. Меня часто приглашают в школу №13 (она рядом с домом) на все мероприятия, которые там проводятся. Как член жюри,  принимаю участие в разных конкурсах, например, в «Смотре строя и песни». Встречаюсь с ребятами в классах, беседую с ними о войне, об армии, о жизни.

Приглашают и в другие школы: 24-ю , 31-ю , 30-ю. Бывал в колледжах и в Сельскохозяйственном институте. Даже в зоне дважды побывал, меня  и туда приглашали. Там выступал, и очень удачно. Понравился ребятам. Просили приходить ещё. Я не только  рассказываю что-то  для них интересное, но и отвечаю на  конкретные вопросы. А вопросов задают много.

Когда  в Великом Новгороде  был аэродром, меня  приглашали туда, но я не согласился. На  гражданские самолёты ведь надо было переучиваться.

Раньше в свободное время  я ещё и охотой занимался, времени не терял. Был председателем охотколлектива. Там  были  и участники Великой Отечественной войны, но теперь уже никого нет.

Сейчас являюсь председателем Совета ветеранов-авиаторов. Раньше их было много,  а сейчас осталось  всего  14 человек, Из них уже больше половины  не выходит из дома. Всем по 92 - 94 года. Недавно похоронили одного товарища».

Семён Романович имеет 2 медали «За боевые заслуги», орден Отечественной войны 2-й степени, орден Красной Звезды и несколько десятков разных  других медалей.

«Мой костюм, - говорит ветеран, -  весит 8 кг. Я поэтому стараюсь  его реже надевать».

Член Новгородского регионального отделения РВИО, руководитель добровольческого объединения «Патриот» Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.

 
 

 

Пресс-центр "НовГУ-информ"

Новости ИПТ