Новости

09.12.2014  Студенты Политехнического института НовГУ посетили Музей Северо-Западного фронта в городе Старая Русса

6 декабря 2014  состоялась  автобусная экскурсия студентов Политехнического института в Музей Северо-Западного фронта.

 
С древнейшим русским городом Старая Русса связаны многие события отечественной истории. Особенно тяжёлая доля выпала ему в годы Великой Отечественной войны. 880 дней и ночей вели бои на старорусской земле воины Северо-Западного фронта, потеряв в сражениях 1941-43 годов свыше 400 тысяч солдат и офицеров. Их памяти, ратным подвигам посвящена экспозиция единственного в стране музея, который рассказывает об истории целого фронта в годы Великой Отечественной войны. 
 

В музее представлена уникальная экспозиция, повествующая о боях на старорусской земле, об оккупации, о трудном пути к Победе. Многие студенты впервые услышали, что знамя Победы  водрузили над поверженным рейхстагом воины 150-й стрелковой дивизии, сформированной под Старой Руссой в сентябре 43-го года. Именно отсюда  эта знаменитая на весь мир дивизия прошла  свой боевой путь до Берлина протяжённостью 2640 километров. Начальником штаба  был уроженец Старой Руссы, рушанин в нескольких поколениях Н.К. Дьячков.
Музейная экспозиция знакомит  посетителей с  жизнью Старой Руссы перед войной и сразу после неё, когда в городе на момент освобождения не осталось ни одного жителя. Рассказывает она также о дальнейшем пути соединений расформированного Северо-Западного фронта на заключительных этапах войны.
 
На  обозрение выставлено более полутора тысяч экспонатов, 840 из них - подлинники. С их помощью удаётся проанализировать не только ход боевых операций, но и восстановить  отдельные человеческие судьбы.
 
Основу экспозиции составляют оружие  различных видов, карты, схемы, выписки из архивов, награды фотографии, фронтовые письма, личные вещи принадлежавшие как красноармейцам, так и немецким, испанским, финским солдатам, которые воевали в составе Вермахта.
 
Фронтовые письма в музейной коллекции занимают особое место. Читая их, посетители музея имеют  возможность увидеть происходившие события глазами их участников. В пожелтевших от времени строках - дыхание войны, лишения суровых окопных будней, трогательная забота о  родных людях, вера в Победу.
 
Война разлучила тысячи семей. Почта помогала найти близких в тылу и на фронте. Письма бойцов написаны обычно в полевых условиях бесхитростным языком, в основном о том, что волновало их больше всего. Только вот читать эти строки тяжело - комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слёзы.
 
Мне ещё несколько лет назад, после первого посещения музея, запомнился фрагмент письма командира 202-й стрелковой дивизии генерал-майора С. Г.  Штыкова. Комдив писал  своим малолетним детям: "... Дорогие мои деточки Люсенька и Вовочка, ... наша Родина везде красива и богата. Её надо очень  любить. И за неё надо драться....".
 
Эти простые слова с фронта, слова человека, который погиб геройской смертью 9 января 1943 года под Старой Руссой, я часто привожу студентам перед поездкой в музей. Серафим Григорьевич писал о Родине, не боясь показаться излишне пафосным. По свидетельству людей, хорошо знавших комдива, говорил он обычно  немного, как бы взвешивая каждое слово. Значит, в тяжёлый период своей жизни слова о любви к Родине он  посчитал самыми главными! 
 
Ведущей темой экспозиции стала тема трагического противостояния.
 
В двух соседних витринах выставлены амуниция, одежда,вооружение советского и немецкого солдата. Сравнивая экспонаты, легко видеть, как серьёзно готовились к войне наши противники, как тщательно была продумана каждая деталь солдатского снаряжения. А мы в июне 1941 года были к войне не готовы. Скольких потерь можно было избежать, если бы в нашей стране, зная, что война неизбежна, больше думали о людях!
 
До 90-х годов в фондах музея не было ни одного предмета, по которому можно было бы судить о положении дел в войсках противника. Но историческая обстановка в мире изменилась. У исследователей появился открытый доступ к музейным архивам и ранее засекреченным документам. Появилась возможность обратиться к бывшим солдатам Вермахта. И они откликнулись, поделились сохранившимися реликвиями военного времени.
 
Представленные в "немецких" витринах предметы относятся к 1941 году. Их немного - в нашей почве ткани и металл сохраняются плохо. Есть  интересный экспонат: шерстяные гетры, их носили солдаты и офицеры противника. Благодаря заклёпкам и и многочисленным ремешкам, гетры прекрасно фиксировались на ноге и не сваливались при ходьбе. Они защищали от холода и грязи и были очень удобны.
 
А советские солдаты о таких деталях одежды даже мечтать не могли. Нашему фронтовику выдавались высокие, грубые кирзовые сапоги, а к ним  -  портянки, которые нужно было умело намотать, иначе не оберёшься проблем с больными ногами.
 
Два предмета - хлебный мешок и котелок - передал музею бывший немецкий солдат, который в сопроводительной записке написал: "Передаю в ваш музей самое дорогое и памятное о моей трудной юности под Старой Руссой". Немецкий котелок имел удобную форму, позволявшую пристёгивать его к поясу. Глубокая, герметично закрывающаяся крышка  давала возможность сохранять жидкую еду. У крышки была и другая функция: в откинутом виде она служила десертной тарелкой.
 
Наши котелки по всем характеристикам уступали немецким. Их приходилось носить в руке. Они быстро выходили из строя и выбрасывались, как непригодные для использования.
 
Среди костей немецких солдат найдены две бутылки. Люди погибли, а хрупкие стеклянные сосуды великолепно сохранились. Видно, немецкие солдаты собирались с бутылками шнапса праздновать победу, но пришлось поминать погибших товарищей.
 
Были у противника персональные противогазы и удобные металлические каски, покрытые изнутри тонко выделанной кожей, которая защищала голову от ушибов. А советская каска, хоть и защищала не хуже, но была жёсткой и неудобной. Наши бойцы каску часто снимали, потому так много погибших от огнестрельных  и осколочных ранений в голову.
 
Но самое страшное: летом и осенью 41-го года наши войска были плохо вооружены. Красноармейцам выдали винтовки конструкции Мосина, устаревшие лет за 50 до войны. Они не шли ни в какое сравнение с немецкими автоматами: быстрыми, эффективными, с большой поражающей силой. Но даже этих устаревших винтовок не хватало, особенно в частях ополченцев, которые формировались в крупных городах - Москве и Ленинграде.
 
Мы, экскурсанты, знали, что Красная Армия в начале войны была плохо подготовлена к ведению боевых действий, особенно на своей территории. Но одна (!) винтовка на 10-15 человек в ополчении! Такая статистика  буквально шокировала! Советские солдаты стали тем самым пушечным мясом, которое выдвигалось на фронт и множило страшные цифры наших потерь.
 
Война была жестокая и кровопролитная. Осенью 41-го года и зимой 42-го года условия, в том числе погодные, были ужасными. Тучи комаров, которых немцы называли маленькими партизанами, превращали лица бойцов в багровые бесформенные подушки. Кисти рук от укусов насекомых  распухали настолько, что не могли произвести выстрел. К тому же -  болота, бездорожье, страшные, до 50 градусов, морозы, недостаточное питание и нехватка вооружения!  
 
И всё же мы победили! Благодаря чему выстояла Красная Армия? 
 
Было в народе высочайшее чувство патриотизма, воспитанное в каждом советском человеке с самого детства школой, семьёй, всем обществом. Наши люди знали, что защищают свою землю, свой дом, свою семью.
 
Красная Армия стойко держала оборону. На Северо-Западном фронте летом 41-го года мы в позиционных боях  ежедневно теряли по 5 тысяч солдат и офицеров. Именно войска Северо-Западного фронта, а не Волховского, который был создан только в декабре, защищали Старую Руссу и Новгород.
 
Наши войска были обескровлены, измотаны, находились в крайне тяжёлом положении. Дивизии были укомплектованы примерно наполовину. Но героизм советских солдат был невероятным! Черняховский в своём политдонесении  генералу Коровникову, который возглавлял оборону Новгорода, писал: "Мои танкисты дерутся на улицах Новгорода,как львы. Они бросаются на немецкие танки с бутылками с зажигательной смесью, а по немецким автоматчикам ведут огонь на поражение из табельного оружия".
 
И всё же... 19 августа 1941 года Новгород был занят фашистами.
 
Особый интерес вызывает у студентов оружие военных лет, макеты отечественной техники и образцы оружия солдат Вермахта, интерьеры партизанской землянки и явочной квартиры подпольщиков.. .
 
Уникальным экспонатом является церковным колокол, который был отлит в 1672 году в немецком городе Любеке известным колокольным мастером Альбертом Беннингом. Старая Русса получила этот колокол в подарок от императора Петра 1. В декабре 1942 года колокол был вывезен из Старой Руссы в Германию и возвращён обратно спустя шесть десятилетий, 18 февраля в 2001 года. В этот день гости из Любека и жители Старой Руссы услышали голос единственного уцелевшего до наших дней колокола знаменитого европейского литейщика.  Нам, экскурсантам,тоже дали возможность насладиться звучанием  этого чистого, красивого, волшебного голоса.
 
Продолжением экспозиции стала смотровая площадка у музея, открытая 8 мая 2004 года. На ней представлена боевая техника Великой Отечественной войны: две 76-мм дивизионные пушки образца 42-го года и лёгкий танк Т-26.
 
Экскурсия была познавательной, и очень интересной, в значительной степени благодаря увлечённости и профессионализму музейных работников: Аллы Шведчиковой, Аси Ивановой и других. Приятно отметить  заинтересованность и дисциплинированность студентов, в основном первокурсников Политехнического института.
 

Председатель Совета по воспитательной работе Политехнического института НовГУ Булгакова А.Ф.

Новости ИПТ