ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29 августа 2013 г. № 1008
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
27 ноября 2013 г. Регистрационный № 30468
В соответствии с частью 11 статьи 13
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. № 504 "Об
утверждении Типового положения об образовательном учреждении
дополнительного образования детей" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный №
25082).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 29 августа 2013 г. № 1008
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
1. Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок)
регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности
организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
2. Настоящий Порядок является обязательным для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих
дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные
общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные
программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее -
организации, осуществляющие образовательную деятельность).
3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для
личностного развития, укрепление здоровья, профессионального
самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов
высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной
подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных
потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству
Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической
культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
5. Содержание дополнительных общеразвивающих
программ и сроки обучения по ним определяются образовательной
программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность. Содержание дополнительных
предпрофессиональных программ определяется образовательной программой,
разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральными
государственными требованиями <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 75
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
6. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
7. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом
объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее -
объединения), а также индивидуально.
8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в
том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной
общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном
локальными нормативными актами организации, осуществляющей
образовательную деятельность <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3 части 1 статьи 34
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
9. Занятия в объединениях могут проводиться по
дополнительным общеобразовательным программам различной направленности
(технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной,
художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 17
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Формы обучения по дополнительным
общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 17
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Количество учащихся в объединении, их
возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в
объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных
программ и определяются локальным нормативным актом организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
10. Дополнительные общеобразовательные
программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их
реализации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 13
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
При реализации дополнительных
общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 13
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
При реализации дополнительных
общеобразовательных программ организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе
представления содержания образовательной программы и построения учебных
планов, использовании соответствующих образовательных технологий
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 13
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Использование при реализации дополнительных
общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания,
образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью учащихся, запрещается <1>.
--------------------------------
<1> Часть 9 статьи 13
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
11. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
12. В организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, образовательная деятельность
осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на
государственных языках республик, находящихся в составе Российской
Федерации, и языках народов Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено
на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и
локальными нормативными актами организации, осуществляющей
образовательную деятельность <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 14
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
13. Расписание занятий объединения составляется
для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся
администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность,
по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и
возрастных особенностей учащихся.
14. При реализации дополнительных
общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную
деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия,
создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха
учащихся, родителей (законных представителей).
15. В работе объединений при наличии условий и
согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с
несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без
включения в основной состав.
16. При реализации дополнительных
общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так
и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по
группам или индивидуально.
17. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы,
порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
18. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие
образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по
дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей
психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно
или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ
указанными категориями учащихся в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой
реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения
дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Сроки обучения по дополнительным
общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным
программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей
их психофизического развития в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.
19. В целях доступности получения
дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие
образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптацию официальных сайтов организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом
особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся
слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их
особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных
занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее
7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа учащегося, являющегося
слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации,
осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о
расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с
возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество
необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
в) для учащихся, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны
обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные
помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации,
осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более
0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
20. Численный состав объединения может быть
уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе
устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами
могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
С учащимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться
индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, так и по месту жительства.
21. Содержание дополнительного образования и
условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
<1>.
-------------------------------
<1> Часть 1 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Обучение по дополнительным общеобразовательным
программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких
учащихся.
Образовательная деятельность учащихся с
ограниченными возможностями здоровья по дополнительным
общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при
необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением
специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими
работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
22. При реализации дополнительных
общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями
здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно
специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также
услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков <1>.
--------------------------------
<1> Часть 11 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
С учетом особых потребностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в
электронном виде.
23. Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других
образовательных организаций в реализации дополнительных
общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной
деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным
объединениям и организациям на договорной основе.