Новости

30.10.2014  Новости Российского союза ректоров: кого учить не будем

Полный текст: http://www.gazeta.ru/science/2014/10/30_a_6282837.shtml?_sbrid_=14961af7ec79ba36b8e5afe6aa5673a0___Xg2DAA

30 октября 2014 18:34


 

Неучей не возьмут и «на платное»

Путин о реформе высшего образования: необходимо сблизить вузовское образование с производством

Владимир Путин и Виктор Садовничий перед заседанием юбилейного съезда ректоров вузов РФ Владимир Путин и Виктор Садовничий перед заседанием юбилейного съезда ректоров вузов РФ

Фотография: Михаил Климентьев/ТАСС

30.10.2014, 16:35 | Владимир Корягин

Образование надо сблизить с производством, необходимо создать свои вузовские рейтинги и активно популяризовывать науку. С такими программными заявлениями на съезде Российского союза ректоров выступили президент России Владимир Путин и ректор МГУ Виктор Садовничий.

В заседании X съезда Российского союза ректоров, проходившего в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, принял участие и президент России Владимир Путин, являющийся главой попечительского совета МГУ. Планировалось, что пленарное заседание начнется в 13.00 мск, однако из-за затянувшегося за закрытыми дверями обсуждения оно задержалось больше чем на час.

А затем ждали уже Путина, который прилетел на вертолете, и ректора МГУ, президента Российского cоюза ректоров Виктора Садовничего.

Первым слово взял президент России, поздравивший участников с юбилейным съездом. Кроме того, Путин уточнил, что в системе высшего образования в России работают свыше 300 тысяч человек.

«А студентов — пять миллионов. Армия целая», — отметил президент.

По словам Путина, вузы должны прекратить гонку за абитуриентами и не принимать «неучей» даже на платные отделения. «Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование, — сказал глава государства. — Понятно, что освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек. И когда некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями, это не просто вызывает много вопросов. Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо, прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза. Какого качества специалистов мы получим на выходе? Понятно, что рассчитывать на хороший результат не приходится.

В вузы должны поступать те, кто способен учиться там.

Это относится к приему на бюджетные места и тем, кто поступает в вуз на платной основе».

Кроме того, он уточнил, что средняя зарплата по стране в вузовской системе составляет более 45 тыс. руб. Путин пообещал, что заработная плата профессорско-преподавательского состава российских вузов к 2018 году составит не менее 200% от средней зарплаты в регионах. Однако Путин решил выделить Москву: «Здесь средний уровень зарплаты достаточно высокий, но и вузов здесь немало — 250».

«Качество и количество в этом случае прямо пропорционально между собой связаны. А претензий к уровню высшего образования еще много – нужна большая открытость, понятные механизмы путем внедрения эффективных механизмов оценки качестве обучения».

Свои слова президент проиллюстрировал, сказав, что Москва по итогам ЕГЭ 2014 года занимает первое место по лицам, набравшим по математике от 80 до 100 баллов. В то же время на профильные факультеты зачислены и те, кто набрал по математике 24 балла.

«Важно налаживать прямые контакты с будущими работодателями выпускников, особенно инженерно-технического профиля», — отметил президент.

При этом он имел в виду не сырьевые отрасли. Путин уверен в необходимости «максимального сближения образования с производством» в условиях санкций и сложной экономической ситуации.

В конце своей речи президент пообещал не забывать о спорте: «Если будем образованными и здоровыми, то у нас все получится».

Затем слово взял президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, полностью поддержавший заявление Путина и выделивший шесть ключевых моментов, необходимых для развития высшей школы в России.

Первым из них оказалось качество образования, которое является требованием времени. «Надо научить учиться», — заявил Садовничий, выступив за 6-летний цикл подготовки ученых и 5-летний цикл подготовки учителей. В свете этого ректор МГУ вспомнил «тяжелое послевоенное время», во время которого как раз и были установлены такие циклы: «Благодаря этому и космос покорили, и были лидерами научно-технического прогресса».

При этом Садовничий уверен в необходимости создания межуниверситетского электронного лекционного центра, который будет призван бороться «с активной экспансией зарубежных образовательных проектов в электронном формате».

Вторым пунктом программы Садовничего является наука в высшей школе. Ректор МГУ призвал не только создать центры коллективного пользования, но и обновить сотрудничество с Российской академией наук. В то же время третий пункт — создание университетов новой экономики — связан с тем, что Россия и ее экономика «сделали огромные шаги в своем развитии».

«Все уехавшие за рубеж коллеги говорят: у вас и жить лучше, и условия для работы лучше. Многие хотят вернуться», — отметил Садовничий.

Кроме того, он призвал готовить специалистов, которые понадобятся через 5–10 лет. А поможет в этом гибкая система целевой подготовки, которую необходимо разработать. В то же время из-за демографических показателей сокращается число абитуриентов, что, в свою очередь, приводит к тому, что меньше студентов поступают на платные места. Эту проблему Садовничий намерен решить путем согласования с правительством России.

Четвертым пунктом программы Садовничего являются образование и воспитание, под которыми во многом понимается гуманитарное знание.

«Гуманитарное образование оказывает влияние на формирование личности. А возвращение сочинения — это верный шаг», — отметил Садовничий.

Однако образование не единственный важный момент: ректор МГУ призвал организовать «Фестиваль спорта» по аналогии с проводящимся «Фестивалем науки».

Пятым пунктом программы является поддержка талантов. Садовничий призывал активнее их искать и поддерживать, помогать реализовать себя. Наконец, ректор МГУ заявил о необходимости найти место российских университетов в мировом образовательном пространстве

«Надо не поддаваться гипнозу, следуя внедряемым извне стандартам глобализации. Приучили нас к импакт-факторам! Играть надо на любых полях и в любую погоду, но нужны и правила», — отметил Садовничий.

По его словам, России есть чем гордиться. Закончил свою речь ректор МГУ заявлением о важности популяризации науки и создания собственных рейтингов вузов.

«Они будут адекватно отражать деятельность наших университетов. Такие рейтинги надо создавать, а не самобичевать себя», — резюмировал Садовничий.

Институт дополнительного образования