На этой странице Вы можете разместить учебные материалы и документы.
Размещаемые здесь материалы и документы являются либо персональными, либо кафедральными, либо институтскими и не контролируются (в отличие от УМК) управлением образовательной деятельностью.
Здесь Вы можете размещать то, что считаете нужным для своей работы.
Редакционно-издательский отдел |
Информация о подразделении... Вернуться к списку подразделений... |
Название документа | Описание | Размер |
---|---|---|
Афонина В.В. Современное инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации: проблемно-диагностический анализ | УДК 373.24 А ф о н и н а В. В. Современное инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации: проблемно-диагностический анализ // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.17–21. Библиогр. 9 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, дошкольная образовательная организация, дети с особыми образовательными потребностями Рассматривается актуальная проблема реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Проведен анализ современных нормативно-правовых документов, проанализированы материалы федеральных образовательных проектов Российского гуманитарного научного фонда. Уточнены принципы инклюзивного образования. Теоретически выявлены и эмпирически подтверждены проблемы, с которыми сталкивается современная дошкольная образовательная организация. Представлены результаты проведенного социологического исследования-анкетирования руководителей и педагогов ДОО, родителей, студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». ----------------------------------------------------------------------------- UDC 373.24 A f o n i n a V. V. Modern inclusive education in preschool educational organization: problem-diagnostic analysis // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.17–21. The reference list 9 items. K e y w o r d s: inclusive education, inclusive educational environment, pre-school educational organization, children with special educational needs The article is devoted to the urgent problem of inclusive education in the preschool educational organization. The analysis of modern normative legal documents is carried out, materials of Federal educational projects of the Russian Humanitarian Science Foundation are analyzed. The principles of inclusive education are specified. The problems faced by the modern preschool educational organization, are theoretically identified and empirically confirmed. The findings of the sociological research among the head teachers and teachers of the preschool educational organization, parents, and students studying in the field of “Pedagogical Education” (profile “Preschool Education”) are presented. | 196 КБ |
Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. Комплексное сопровождение семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра | УДК 376.37 А л е к с а н д р о в а Л. Ю., В а т о р о п и н а С. В. Комплексное сопровождение семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.4–8. Библиогр. 11 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: семья, сопровождение семьи, стигматизация семьи, расстройства аутистического спектра, комплексное сопровождение Рассматриваются особенности семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Качественный анализ экспериментальных данных позволил выделить ряд проблемных узлов, усугубляющих трудности семейного воспитания этих детей. Отмечается, что не проводится полномасштабная подготовка специалистов системы образования к принятию детей с РАС. Описывается модель региональной межведомственной стратегии сопровождения семей, оспитывающих детей с РАС, имеющая многокомпонентную структуру. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 376.37 A l e k s a n d r o v a L. Iu., V a t o r o p i n a S. V. Comprehensive support of family education of children with autism spectrum disorders // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.4–8. The reference list 11 items. K e y w o r d s: family, support the family, stigmatization of the family, autistic spectrum disorders, complex support Characteristics of family education of children with of autism spectrum disorders are considered. The qualitative analysis of experimental data has allowed one to allocate a number of factors contributing to difficulties of parenting these children. It is noted that educators are not fully trained to work with children with ASD. The model of regional interdepartmental strategy of support of the families raising children with ASD is described. | 194 КБ |
Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников | УДК 37.015.31 А р х и р е е в а Т. В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.13–16. Библиогр. 15 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: субъективное благополучие, структура субъективного благополучия, младший школьный возраст, динамика субъективного благополучия Рассматривается проблема субъективного благополучия младших школьников. Теоретически обоснована его структура: субъективное благополучие ребенка младшего школьного возраста рассматривается как система переживаний, отражающих представления и впечатления ребенка о своем месте в системе «среда — ребенок». В этих переживаниях выделяются эмоциональный и эмоционально-оценочный компонент, который включает удовлетворенность успехами в учебной деятельности и удовлетворенность отношениями с педагогом, с родителями, со сверстниками. Кроме этого, показателем субъективного благополучия служит осознание своей способности и возможностей управления и контроля над собственной жизнью. Дополнительным фактором субъективного благополучия личности является возникновение у младшего школьника положительной оценки своего будущего. Приведены результаты исследования динамики субъективного благополучия младших школьников. Обнаружена гетерохронность динамики отдельных показателей субъективного благополучия детей в данный возрастной период. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.015.31 A r k h i r e e v a Т. V. Subjective well-being of primary school children // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.13–16. The reference list 15 items. K e y w o r d s: subjective well-being, the structure of subjective well-being, primary school age, the dynamics of subjective wellbeing The article is devoted to the study of well-being of primary school children. Subjective well-being of the child of primary school age is considered as a system of experiences, reflecting views and experiences of the child about their place in the system “social environment — child”. It includes emotional and emotional-evaluative components. Evaluative component is expressed in assessing the level of child's satisfaction with all the most important social aspects: satisfaction with academic progress and satisfaction with relationships with the teacher, parents, and peers. In addition, an indicator of subjective well-being is the awareness of their abilities and possibilities to organize their life, to take control of it and manage it to achieve success. An additional factor of subjective well-being of primary school children is the positive outlook for the future. The results of the study of the dynamics of subjective well-being of younger students are presented. Differences in dynamics of separate indicators of subjective well-being of children in this age period are revealed. | 181 КБ |
Богданов И.В. Мотивация занятий физической культурой и спортом молодежи при взаимодействии гражданских и воинских организаций | УДК 372.879.6 Б о г д а н о в И. В. Мотивация занятий физической культурой и спортом молодежи при взаимодействии гражданских и воинских организаций // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.22–25. Библиогр. 9 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: мотивация, стимулирование, взаимодействие, физкультура, спорт, детские команды, молодежь, хоккей Раскрывается опыт совместной работы военных и гражданских специалистов физической культуры и спорта по стимулированию мотивации детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а впоследствии и подготовке к службе в Вооружённых силах Российской Федерации на примере организации детских и юношеских хоккейных команд на Северном флоте. Военнослужащие, активно занимающиеся физической культурой и спортом, собственным примером стимулируют мотивацию детей и молодежи к данному виду деятельности. Подрастающее поколение, видя, как взрослые занимаются своим физическим развитием, сами начинают заниматься физической культурой и спортом, уделяют этому много свободного времени и, в конце концов, начинают выступать на различных соревнованиях. Наглядный пример является здесь одним из основных мотивационных стимулов к таким занятиям. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 372.879.6 B o g d a n o v I. V. Motivation of youth physical culture and sports in cooperation between civil and military organization // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.22–25. The reference list 9 items. K e y w o r d s: motivation, stimulation, interaction, exercise, sports, children's teams, youth hockey This material reveals the experience of military and civil experts of physical culture and sports working together to stimulate the motivation of children and young people to physical culture and sports and, afterwards, to prepare them for service in the Armed Forces of the Russian Federation on the example of children and youth hockey teams organization in the Northern Fleet. Military personnel actively engaged in physical culture and sports, with their own example stimulate the motivation of children and young people to physical culture and sports. The younger generation seeing adults engaged in physical development put a lot of free time into the sports development and, as a result, take part in different sports competitions. A good example here is the main incentive to work. | 183 КБ |
Дидковская В.Г. Гуманитаризация современного образования и культурологический подход к преподаванию русского языка | УДК 37.013 Д и д к о в с к а я В. Г. Гуманитаризация современного образования и культурологический подход к преподаванию русского языка // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.28–31. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: образование, лингвокультурология, компетенция, фразеологизм, культурный компонент Гуманитаризация современного школьного образования обусловила культурологический подход к преподаванию различных дисциплин, в частности русского языка. Изучение «фразеологического словаря культуры» может стать средством выявления уровня сформированности различных компетенций личности, приобретенных в процессе обучения русскому языку. Представленный в настоящей статье материал получен в результате проведенного лингвистического эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности как лингвокультурологических знаний, закрепленных в отдельных фразеологизмах, так и лингвокультурологических умений, реализованных в способности учащихся использовать полученные им теоретические знания и соответствующие навыки. Полученные данные позволяют выявить лакуны в лингвокультурных знаниях учащихся и в дальнейшем разработать методики их устранения. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.013 D i d k o v s k a y a V. G. Humanization of modern education and cultural approach to teaching Russian language // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.28–31. The reference list 8 items. K e y w o r d s: education, linguoculturology, competence, phraseology, cultural component The humanization of modern school education has determined the culturological approach to the teaching of various disciplines, in particular the Russian language. Its goal is to educate a man of culture. The study of the “phraseological vocabulary of culture” can become a means of revealing the level of formation of various personal competencies acquired in the process of learning the Russian language. The material presented in this article is the result of a linguistic experiment aimed at revealing the level of formation of both linguistic and cultural knowledge fixed in separate phraseological units and linguocultural skills realized in students' ability to use theoretical knowledge and corresponding skills. The obtained data allow us to reveal lacunas in the linguistic and cultural knowledge of students and further develop methods for their elimination. | 199 КБ |
Донина И.А., Ушанова И.А., Александрова Н.В. Информационно-маркетинговое управление многообразием в образовательных организациях: проблемы и перспективы | УДК 373.1 Д о н и н а И. А., У ш а н о в а И. А., А л е к с а н д р о в а Н. В. Информационно-маркетинговое управление многообразием в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.32–35. Библиогр. 5 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: информационный маркетинг, многообразие, гетерогенность, коммуникативно-сетевое управление, стратегический менеджмент, имидж образовательной организации, информационный менеджмент, конкурентное преимущество, концепция виртуального многоуровневого пространства, многоуровневая маркетинговая информационная система Рассматриваются перспективы разработки целостной концепции информационно-маркетингового управления многообразием в образовательных организациях. Концепция позволит определить оптимальные многоуровневые стратегии их развития на основе анализа мирового опыта и традиций российского образования и разработать необходимые механизмы их реализации. Разработка концепции приобретает особую актуальность на фоне новых вызовов, стоящих перед российской педагогической наукой и обусловленных кардинальными изменениями социально-экономического развития и основными метапроцессами, а именно: глобализацией, коммерциализацией, индивидуализацией и медиатизацией. Концепция нацелена на устранение противоречий в сфере образования, существующих на трех уровнях — дидактическом, управленческом и социально-педагогическом. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 373.1 D o n i n a I. A., U s h a n o v a I. A., A l e k s a n d r o v a N. V. Information and marketing management of diversity in educational organizations: problems and prospects // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.32–35. The reference list 5 items. K e y w o r d s: information marketing, diversity, heterogeneity, communicative-network management, strategic management, image of educational organization, information management, competitive advantage, virtual multi-level space concept, multi-level marketing information system The article examines the prospects for developing a holistic concept of information and marketing management of diversity in educational organizations. The concept will allow one to determine the optimal multi-level strategies for their development on the basis of world experience and traditions of Russian education analysis and develop the necessary mechanisms for their implementation. The development of the concept takes on a special urgency against the backdrop of the new challenges facing Russian pedagogical science and conditioned by dramatic changes in social and economic development and major metaprocesses, namely: globalization, commercialization, individualization and mediatization. <...> | 182 КБ |
Ёлкин С.М. Патриотическое воспитание детей средствами народной педагогики | УДК 37.017.4 Ё л к и н С. М. Патриотическое воспитание детей средствами народной педагогики // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.39–42. Библиогр. 12 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: патриотизм, патриотическое воспитание, народная педагогика, средства народной педагогики На основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы раскрывается сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание должно носить системный характер и осуществляться на трех уровнях: микроуровень (отношение человека к семье, родному дому, родственникам); мезоуровень (отношение человека к своей малой родине, историческому и культурному наследию своего региона, города, села, деревни); макроуровень (отношение человека к нации, народу, обществу, Родине). Одним из действенных средств патриотического воспитания является приобщение подрастающего поколения к традициям отечественной культуры. Наибольшую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют такие средства народной педагогики как природа, религия, труд, традиции, родной язык, народное искусство (игры, пословицы и поговорки, народные сказки, народная песня и др.) ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.017.4 E l k i n S. M. Patriotic education of children by means of folk pedagogy // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.39–42. The reference list 12 items. K e y w o r d s: patriotism, patriotic education, folk pedagogy, means of folk pedagogy Based on the analysis of philosophical, sociological and psycho-pedagogical literature, the essence of the concepts “patriotism” and “patriotic education” is revealed. Patriotic education should be systematic and implemented at three levels: micro level (attitudes of a person to the family, home, relatives); meso level (attitudes of a person to his small homeland, historical and cultural heritage of his region, city, village); macro level (attitudes of a person to his nation, people, homeland). One of the effective means of patriotic education is the introduction of the younger generation to the traditions of Russian culture. The greatest role in patriotic education of the younger generation is played by nature, religion, labour, traditions, native language, folk art (games, proverbs and sayings, folk tales, folk songs, etc.). | 185 КБ |
Евдокимова А.С. Особенности педагогики многообразия в дошкольных образовательных учреждениях | УДК 373.2 Е в д о к и м о в а А. С. Особенности педагогики многообразия в дошкольных образовательных учреждениях // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.35–38. Библиогр. 6 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: многообразие, педагогика многообразия, первичные признаки разнообразия, вторичные признаки разнообразия, инклюзия Раскрываются результаты исследования гетерогенной образовательной среды до школьных образовательных учреждений. Автор статьи рассматривает многообразие как данность любого общества, независимо от его культурно-исторических особенностей, социально-классовой структуры, государственного устройства и общественного строя. В статье рассматривается понятие педагогики многообразия, приводятся её центральные проблемы и методологические основы. Особое внимание уделяется характерным признакам многообразия в дошкольных образовательных учреждениях. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 373.2 E v d o k i m o v a A. S. Features of the pedagogy of diversity in preschool educational institutions // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.35–38. The reference list 6 items. K e y w o r d s: diversity, pedagogy of diversity, the primary signs of diversity secondary indicators of diversity, inclusion The article describes the results of the heterogeneous educational environment study in the preschool educational institution. The author considers diversity as a reality of any society, regardless of its historical and cultural features, socio-class, state structure and social system. The article discusses the concept of diversity pedagogy, reveals its central problems and methodological foundations. Special attention is paid to characteristic features of diversity in the preschool educational institution. | 188 КБ |
Федотова Г.А., Чистякова Е.Г. Компетентностный подход к подготовке спортивных судей и судейских бригад по реализации комплекса «Готов к труду и обороне» | УДК 378.046.4 Ф е д о т о в а Г. А., Ч и с т я к о в а Е. Г. Компетентностный подход к подготовке спортивных судей и судейских бригад по реализации комплекса «Готов к труду и обороне» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.113–116. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: компетентность, подготовка, спортивный судья, судейская бригада, комплекс ГТО, повышение квалификации, компетентностный подход Исследуется проблема внедрения Комплекса ГТО в социально-педагогическую практику. Установлено увеличение численности детей и подростков, имеющих значительные отклонения в физическом здоровье. Доказана необходимость привития ценностей здорового образа жизни, организации культурного досуга молодежи и взрослого населения, способных обеспечить социально-экономическое развитие страны. Важным субъектом реализации Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса «Готов к труду и обороне» выступают спортивные судьи и судейские бригады, которые непосредственно осуществляют тестирование спортивных достижений всех участников Комплекса. Для качественного выполнения своих функциональных обязанностей им необходимо обладать соответствующей компетенцией. В статье раскрывается сущность понятия «профессиональная компетенция спортивных судей и судейских бригад» как совокупность знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств личности. <...> ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.046.4 F e d o t o v a G. A., C h i s t y a k o v a E. G. Competence approach to the training of referees and referee teams for the implementation of the complex “Ready for labor and defense” // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.112–116. The reference list 4 items. K e y w o r d s: competence, preparation, referee, referees, complex TRP, training, competence approach The problem of implementation of the TRP Complex in social and pedagogical practice is investigated. An increase in the number of children and adolescents with significant disparities in physical health has been established. The necessity of inculcating the values of a healthy lifestyle, the organization of cultural leisure for young people and adults, capable of ensuring the social and economic development of the country, is proved. An important subject for the implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex “Ready for Labor and Defense” is sports judges and referees who directly test the sporting achievements of all participants in the Complex. To qualitatively perform their functional duties, they need to have the appropriate competence. The article reveals the essence of the notion “professional competence of sports judges and referee brigades” as a set of knowledge, skills, and professionally significant qualities of a person. <...> | 181 КБ |
Герцик В.В. Готовность заботиться о себе как основа самостоятельной жизни выпускника Центра содействия семейному воспитанию | УДК 37.018.324 Г е р ц и к В. В. Готовность заботиться о себе как основа самостоятельной жизни выпускника Центра содействия семейному воспитанию // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.25–28. Библиогр. 5 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: забота, забота о себе, педагогическая забота, дети-сироты, самостоятельная жизнедеятельность Представлен пилотный этап исследования проблемы готовности выпускника Центра помощи семейного воспитания (детского дома) заботиться о себе как субъекте различных сфер самостоятельной жизни в обществе. Определены социальные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники этих организаций, проживающие самостоятельно около полутора лет после выпуска. Представлен теоретический анализ понятия «забота» как особой экзистенциальной характеристики человека. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.018.324 G e r t s i k V. V. Willingness to take care of themselves as basis for independent life of family education assistance center graduates // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.25–28. The reference list 5 items. K e y w o r d s: caring, caring for oneself, pedagogical care, orphans, independent living The article describes the pilot stage of the research of the Family education assistance center graduates’ readiness to take care of themselves in various spheres of social life. The social problems faced by the graduates of these organizations, who have been living independently for about one and a half years after graduation, are defined. A theoretical analysis of the concept "care" as a special existential characteristic of a person is presented. | 184 КБ |
Иванов Е.В. Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI—XII веков | УДК 37.017.92 И в а н о в Е. В. Религиозно-педагогические идеи в новгородской поучительной литературе XI—XII веков // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.47–51. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: древнерусская литература, поучения новгородских религиозных мыслителей, Лука Жидята, архиепископ Иоанн, игумен Моисей, Кирик Новгородец Рассматривается древнерусская литература XI—XII веков, имеющая новгородское происхождение, с целью выявления и интерпретирования её педагогического содержания. В фокусе внимания находятся поучительные произведения новгородского епископа Луки Жидяты, новгородского архиепископа Иоанна, игумена Антониева монастыря Моисея и дьяка того же монастыря Кирика Новгородца. Центральное место в них занимает идея нравственного, гуманистического и демократического воспитания, предполагающая следование православным моральным заповедям, которые во многом не противопоставляются, а согласуются с народными представлениями о добропорядочной жизни и поведении. Отдельное место в ряду рассмотренных произведений занимает «Учение о числах» Кирика Новгородца, являющееся первым древнерусским математическим трактатом, используемым долгие годы в качестве учебного пособия. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.017.92 I v a n o v E. V. Religious and pedagogical ideas in Novgorodian edifying literature of XI—XII centuries // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.47–51. The reference list 8 items. K e y w o r d s: ancient Russian literature, edifications of Novgorodian religious thinkers, Luka Zhidiata, archbishop Ioann, hegumen Moisey, Kirik the Novgorodian The article represents the consideration of an ancient Russian literature of XI—XII centuries, originated from Novgorod, with the objective in signification and interpretation its pedagogical content. The article focuses on edifying literature pieces by Novgorodian bishop Luka Zhidiata, by Novgorodian archbishop Ioann, by hegumen Antoniev Monastery Moisey and sexton Kirik the Novgorodian. The central position takes the idea of moral, humanistic and democratic education that supposed to follow the Orthodox moral commandments. To a large extent, it doesn’t set against but conforms to the folk ideas about well-doing life and behavior. Special focus among these literature pieces belongs to “Teaching on Numbers” by Kirik the Novgorodian that considered to be the first ancient Russian mathematical treatise and had been using as a study guide for a long time. | 205 КБ |
Калашникова М.Б., Никитина Е.В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков | УДК 37.03 К а л а ш н и к о в а М. Б., Н и к и т и н а Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.51–55. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: подросток, проблемная озабоченность, жизнестойкость, стрессоустойчивость, совладание, гиперкомпенсация Рассматриваются основные проблемы современных подростков. Приводятся данные пилотажного исследования наиболее проблемных областей в жизни подростков. Для этого использовалась методика «Психологические проблемы подростков». Исследование показало, что у респондентов наблюдается превышение тестовой нормы по общему показателю проблемной озабоченности. Анализируются проблемные зоны подростков 13—14 лет и делается вывод, что существуют личностные ресурсы, позволяющие справляться с напряженной психологической ситуацией, например, такое личностное качество как жизнестойкость. Раскрываются основные подходы к пониманию данного феномена. Теоретически доказано, что феномен жизнестойкости может рассматриваться как интегральное психологическое свойство личности, которое развивается на основе активного взаимодействия с жизненными ситуациями и является необходимой личностной характеристикой современных подростков. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.03 K a l a s h n i k o v a M. B., N i k i t i n a E. V. Vitality as a necessary personal characteristics of modern adolescents // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.51–55. The reference list 8 items. K e y w o r d s: adolescent, problem concern, vitality, stress resistance, coping, hypercompensation The main problems of modern adolescents are considered in the article. Also the pilot study data of the most problematic areas in the life of adolescents are presented. So the method “Psychological problems of adolescents” was used. The study revealed that the respondents had an excess of a test rate towards the general indicator of problem concerns. The problem areas of adolescents aged 13—14 years have been analyzed and it is concluded that there are personal resources that allow them to cope with a stressful psychological situation, for example, such a personal quality as vitality. It has been theoretically proved that the phenomenon of vitality can be considered as an integral psychological property of a person which is being developed on the basis of active interaction with life situations and proves to be a necessary personal characteristics of modern adolescents. | 196 КБ |
Калинина С.В., Моисеева А.А., Филиппович Е.В. Взаимосвязь коммуникативной компетентности личности с успешностью профессиональной деятельности представителей творческих профессий | УДК 159.9.001.5 К а л и н и н а С. В., М о и с е е в а А. А., Ф и л и п п о в и ч Е. В. Взаимосвязь коммуникативной компетентности личности с успешностью профессиональной деятельности представителей творческих профессий // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.56–59. Библиогр. 6 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, коммуникативный потенциал личности, уровень общительности, творческая деятельность, успешность профессиональной деятельности Поднимается проблема значения и места коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности, связанной с творческой активностью. Приводятся результаты теоретического и эмпирического изучения взаимосвязи коммуникативной компетентности личности и успешности профессиональной деятельности представителей творческих профессий на примере профессии фотографа. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.9.001.5 K a l i n i n a S. V., M o i s e e v a A. A., F i l i p p o v i c h E. V. Interrelation between communicative competence of personality and success in professional activity of creative professionals // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.56–59. The reference list 6 items. K e y w o r d s: communicative competence, communicative culture, communicative potential of the personality, level of sociability, creative activities, success in professional activity The article raises the problem of the value and place of communicative competence in professional activities related to creative activity. The results of theoretical and empirical study of the interrelation between the communicative competence of the personality and achieving success in creative careers (on the example the profession of a photographer) are presented. | 185 КБ |
Алмассуд Халед. Феномен отцовства в арабской народной педагогике | УДК 37.02 А л м а с с у д Х а л е д Феномен отцовства в арабской народной педагогике // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.8–12. Библиогр. 13 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: отцовство, народная педагогика, феномен отцовства, отцовская роль, отцовская воспитательная деятельность Представлена точка зрения автора, связанная с необходимостью рассмотрения отцовства с позиций народной педагогики. Рассмотрены различные аспекты отцовства в арабской народной педагогике и культуре. Раскрыты особенности отцовской воспитательной деятельности в арабских странах, отраженные в фольклоре, обычаях бытовой жизни, супружеских отношениях, основной религии арабских стран — исламе. Автором определено основное содержание отцовской воспитательной роли, принципы отцовской воспитательной деятельности. В статье представлено сопоставление традиционного арабского отцовства с аналогичным феноменом русской народной культуры. По итогам анализа автор определяет факторы, способствующие укреплению позиции отца в традиционной культуре: общинный характер семьи, многодетность, опосредованность отцовского воспитания и др. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.02 A l m a s s o u d K h a l e d Phenomenon of fatherhood in Arabic folk pedagogy // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.8–12. The reference list 13 items. K e y w o r d s: paternity, folk pedagogy, phenomenon of fatherhood, father role, father moral activity The article reveals the author's viewpoint, concerning the necessity of examining paternity from the standpoint of popular pedagogy. Various aspects of paternity in the Arab folk pedagogy and culture are considered. Features of fatherly educational activity in the Arab countries, reflected in folklore, customs of a life-life, matrimonial relations, the basic religion of the Arabian countries – to Islam are revealed. The author defines the main content of the father's educational role, the principles of fatherly educational activity. The article presents a comparison of traditional Arab paternity with a similar phenomenon of Russian folk culture. Summing up the results of the analysis, the author determines the factors contributing to the strengthening of the father's position in traditional culture: the family's family character, the large number of children, the mediation of paternal upbringing, etc. | 201 КБ |
Клыпутенко В.В. Особенности элементарных математических представлений дошкольников с проблемами интеллектуального развития | УДК 376.42 К л ы п у т е н к о В. В. Особенности элементарных математических представлений дошкольников с проблемами интеллектуального развития // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.60–63. Библиогр. 6 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: умственная отсталость, математические представления, коррекционная работа, дошкольник Развитие математических знаний у умственно отсталых дошкольников невозможно без систематической коррекционно-развивающей работы. В статье выявлены специфические особенности овладения дошкольниками с нарушениями интеллекта элементарными математическими представлениями. Приведены конкретные примеры, связанные с усвоением математического материала умственно отсталыми детьми. Акцентируется внимание на особенностях формирования у детей с интеллектуальной патологией количественных, пространственных, временных представлений. Показана необходимость наглядно-практического характера обучения математическим представлениям, значимость организации специальной предметно-развивающей среды для математического развития детей с умственной отсталостью. Обращено внимание на важность качественного усвоения математических сведений умственно отсталыми дошкольниками для их дальнейшей социализации, подготовке к школьному обучению, осуществления контактов с окружающими людьми. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 376.42 K l y p u t e n k o V. V. Teaching elementary math concepts to preschool children with mental retardation // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.60–63. The reference list 6 items. K e y w o r d s: mental retardation, mathematical representations, correctional work, preschool child Mathematical knowledge development of mentally retarded preschool children is impossible without systematic remedial development work. The article reveals specific features of elementary math concepts learning by preschool children with intellectual disabilities. Specific examples related to mastering of mathematical material by mentally retarded children are given. Attention is paid to the features of the quantitative, spatial, temporal representation formation for children with intellectual retardation. The necessity of visual, practical character of teaching mathematical concepts, the importance of the special subject-developing environment organization for the mathematical development of children with mental retardation is shown. Attention is drawn to the qualitative mastering of mathematical information by mentally-retarded preschool children, which is important for their further socialization, preparation for schooling and contacts with surrounding people. | 181 КБ |
Колпакова А.Н. Конкурс профессионального мастерства как элемент процесса самоактуализации будущего педагога | УДК 37 К о л п а к о в а А. Н. Конкурс профессионального мастерства как элемент процесса самоактуализации будущего педагога // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.64–67. Библиогр. 5 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: самоактуализация, личность, педагог, развитие, успех, конкурс, профессионализм Современная ситуация социального, экономического и политического развития страны обусловливают требования общества к адаптивной и креативной личности учащегося, способного максимально реализоваться в жизни и быть в ней эффективным. Теория самоактуализации, описывающая основные качества такой личности становится тем ориентиром, на основе которого выстраивается стратегия личностного развития. Однако, сформировать самоактуализирующуюся личность может только субъект, владеющий данными механизмами, как в теории, так и на практике. Приводятся данные исследования педагогов, направленные на выявление их уровня самоактуализации, и рассматриваются предпосылки для включения в деятельность педагога механизмов, приводящих к актуализации в реализации их способностей. Одним из вариантов этого является конкурсная деятельность. В качестве примера приводится работа в рамках проведения конкурса студенческого педагогического мастерства в НовГУ. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37 K o l p a k o v a A. N. Professional skills contest as part of future teachers’ self-actualization process // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.64–67. The reference list 5 items. K e y w o r d s: self actualization, personality, teacher, development, success, competition, professionalism The current situation of the national social, economical and political development determines the requirements of the society for forming the adaptive and creative student personality, who will be able to fulfill their potential and achieve things they want most in life. The theory of self-actualization, describing the essential qualities of such a personality, is a basis for building the strategy of personal development. However, only a person who theoretically and practically possesses these competences, can form a self-actualizing personality. The article presents research data for the identification of the teachers’ self-actualization level and discusses the preconditions for inclusion the mechanisms leading to actualization in the implementation of their abilities into the teacher’s activity. The competitive activity is one of the possible options. As an example of such work, the contest of pedagogical skills in the Novgorod State University is presented. | 188 КБ |
Кукушкина А.Г. Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза | УДК 371.8 К у к у ш к и н а А.Г. Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.68–71. Библиогр. 11 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: экологическое воспитание, эколого-патриотическое воспитание, экологические акции, геокэшинг, устойчивое развитие, биорегионализм Обоснована необходимость организации эколого-патриотической работы с молодым поколением, связанная с переходом от военно-патриотического воспитания к эко-патриотизму. Отмечены основные принципы (социальная ориентированность деятельности, природосообразность и культуросообразность и др.), а также современные формы эколого-патриотического воспитания (экологические фестивали, создание эко-троп, арт-объектов из вторичного сырья, исследовательско-краеведческая работа и др.). Автором описан опыт организации эколого-патриотических мероприятий, проведенных в Великом Новгороде при участии студентов НовГУ: ежегодная экологическая акция «Яблочное воскресенье», разработка геокэшинг-путеводителя, организация фримаркетов и др. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 371.8 K u k u s h k i n a A. G. Eco-patriotic education of university students // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.68–71. The reference list 11 items. K e y w o r d s: environmental education, eco-patriotic upbringing, geocaching, ecological actions, sustainable development, Bioregionalism Tthe author states the necessity of eco-patriotic upbringing work with the youth, writing about steps from military-patriotic education to environmental patriotism. The article reveals the basic principle of eco-patriotic education (social orientation of activities, natural and cultural conformity, etc.) and modern forms of educational work in this field (eco-festivals, creative work of making ecological trail and crafting with recyclable items, etc.). The author describes experience of environmental and patriotic activities with the students of Novgorod State university, including annual environmental campaign “Apple Sunday”, compiling a guide to Geocaching, organization of free markets, etc. | 190 КБ |
Липканская К.Л., Александрова М.В. Волонтерство как фактор становления детско-взрослого сообщества в школе | УДК 37.017.4 Л и п к а н с к а я К. Л., А л е к с а н д р о в а М. В. Волонтерство как фактор становления детско-взрослого сообщества в школе // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.72–74. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: образовательная среда, волонтерская деятельность, ценностное поле школьного сообщества, социальная реклама, детско-взрослое сообщество Рассматривается проблема низкого уровня развития волонтерской деятельности в России по сравнению со странами Европы на сегодняшний день. Авторы рассматривают волонтерство как способ формирования ценностного поля школьного сообщества. Ставится акцент на различии понятий волонтерства и благотворительности. Волонтерская деятельность в школе является основой и ресурсом для выстраивания ценностного поля сообщества «педагог—ученик—родитель». Накопленный сообществом «Промо-М» опыт волонтерства доказывает: если деятельность носит систематический и организованный характер, обеспечивается активная информационная поддержка, то создается привлекательный образ волонтера, что является мощным ресурсом для выстраивания ценностного поля в школе. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 37.017.4 L i p k a n s k a y a K. L., A l e x a n d r o v a M. V. Volunteering as factor of formation of children and adults community in school // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.72–74. The reference list 3 items. K e y w o r d s: educational environment, volunteer activity, the value field of the school community, social advertising, children and adults community The article considers the problem of the low level of volunteer activity development in Russia today as compared with the European countries. The authors consider volunteering as a way of forming the axiological field of the school community. The emphasis is on the difference between the concepts of volunteerism and charity. Volunteering in the school is the basis and a resource for building a strong value system of the "teacher—student—parent" community. The volunteer experience accumulated by the "Promo-M" community proves that if the activity is systematic, well-organized and if an active information support is provided in school news, social networks, an attractive image of the volunteer is being created. So, it is a powerful resource for building the axiological field at school. | 170 КБ |
Мади Наваль, Шерайзина Р.М. Профессиональное развитие педагогов в процессе дидактических игр на курсах повышения квалификации | УДК 378.046.4 М а д и Н а в а л ь, Ш е р а й з и н а Р. М. Профессиональное развитие педагогов в процессе дидактических игр на курсах повышения квалификации // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.75–76. Библиогр. 6 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: профессиональное развитие, дидактическая игра, педагогические ситуации, профессиональное школьное сообщество, лидерство, образовательная инициатива, повышение квалификации Раскрывается актуальность проблемы профессионального развития педагогов в соответствии с результатами экспериментальных исследований проблем в непрерывном педагогическом образовании в Израиле и результаты исследований эффективности различных методов обучения, проведенные в США; опыт повышения квалификации педагогов с использованием дидактических игр, способствующих формированию профессиональных школьных сообществ, развитию образовательных инициатив и лидерских качеств учителей Израильских школ; на основе анализа исследований зарубежных ученых определен алгоритм проведения дидактической игры; выделена отличительная особенность дидактических игр — направленность на развитие личностных качеств и творческих способностей педагогов; выявлены причины неготовности учителей Израиля применять на своих занятиях дидактические игры; представлен опыт повышения квалификации учителей начальных классов по теме «Моделирование педагогической системы и игровой технологии урока». ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.046.4 M a d i N a w a l, S h e r a i z i n a R. M. Professional development of teachers in the process of didactic games in the courses of advanced training // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.75–76. The reference list 6 items. K e y w o r d s: Professional development, teaching the game, teaching situations, professional school community, leadership, educational initiative, training The article reveals the urgency of the problem of professional development of teachers in accordance with the results of experimental studies of problems in continuous teacher education in Israel and the results of studies on the effectiveness of various teaching methods conducted in the United States; The experience of raising the qualifications of teachers using didactic games that promote the formation of professional school communities, the development of educational initiatives and the leadership qualities of teachers in Israeli schools; On the basis of the analysis of foreign researches, an algorithm for conducting a didactic game is defined; The distinctive feature of didactic games is highlighted — the focus on the development of personal qualities and creative abilities of teachers; The reasons for the unpreparedness of Israeli teachers to apply didactic games in their studies <...> | 174 КБ |
Мигунова Е.В. Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования | УДК 372.32 М и г у н о в а Е. В. Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.78–82. Библиогр. 7 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: продуктивное взаимодействие, нетрадиционные формы, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Обозначена проблема продуктивного взаимодействия современного детского сада с семьей. В ходе изложения материала раскрываются основные понятия: совместная деятельность, педагогическое взаимодействие, продуктивное взаимодействие; анализируются принципы, психолого-педагогические условия, алгоритм продуктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей. Результатом поиска путей продуктивного взаимодействия стало обоснование выбора нетрадиционных форм (информационно-аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские), посредством которых происходит передача педагогического опыта, просвещение родителей, повышение их родительской компетентности, поддержка семейных инициатив. Эти формы являются основой продуктивного взаимодействия детского сада с семьей, так как направлены на выявление потребностей родителей, установление эмоционального контакта между субъектами взаимодействия. В статье обосновываются условия взаимодействия детского сада с сельскими и городскими семьями. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 372.32 M i g u n o v a E. V. Organization of productive interaction of kindergarten with a family in the conditions of realization of FGOS of preschool education // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.78–82. The reference list 7 items. K e y w o r d s: productive interaction, nonconventional forms, Federal state educational standard of preschool education The article designates the problem of productive interaction between the modern kindergarten and a family. The basic concepts revealed in the article: joint leisure time activities, pedagogical interaction, productive interaction. The principles, psychology and pedagogical conditions, the algorithm of productive interaction between the preschool educational organization and parents are analyzed. As a result, justification for choosing nonconventional forms of productive interaction was proved (information and analytical; leisure; informative; evident and information: information and fact-finding; information and educational). By applying those working methods, the transfer of pedagogical experience, education of parents, increase of their parental competence, and support of family initiatives are realized. <...> | 195 КБ |
Моторин А.В. Гностический Андрей Платонов (материал курса лекций) | УДК 378.147.31 + 821.161.1 М о т о р и н А. В. Гностический Андрей Платонов (материал курса лекций) // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.83–87. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: русская словесность, гностицизм, магия, революция, любовь, Андрей Платонов В учебном курсе лекций рассматриваются гностические истоки художественного миросозерцания Андрея Платонова. Жизнь, судьба человека, любовь, революция рассматриваются писателем под знаком магически понимаемой смерти, открывающей путь к вечному, но безликому божественному бытию. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.147.31 + 821.161.1 M o t o r i n A. V. Gnostic Andrei Platonov (lecture course material) // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.83–87. The reference list 8 items. K e y w o r d s: Russian literature, Gnosticism, magic, revolution, love, Andrei Platonov Gnostic origins of the artistic world of Andrei Platonov are discussed in this paper. Life, the destiny of man, love, revolution are considered by the writer under the sign of magically understanding death, opening the way to eternal but impersonal divine being. | 201 КБ |
Орлова Е.О., Худнева Н.А. Христианские мотивы в творчестве Г.-Х.Андерсена: педагогический аспект | УДК 372.882 О р л о в а Е. О., Х у д н е в а Н. А. Христианские мотивы в творчестве Г.-Х.Андерсена: педагогический аспект // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.88–91. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: чтение-общение, христианские мотивы, добродетели, анализ сказок Современный подход к чтению как чтению-общению предполагает, что читатель становится собеседником писателя. Понимание художественного текста зависит от полноты восприятия смыслов и идей, представленных автором в его произведениях. Пропуск тех или иных мотивов приводит к искажению авторского замысла. Христианские мотивы— важнейшая характеристика сказок Г.-Х.Андерсена, что находит многогранное выражение. В некоторых сказках христианские мотивы имеют ведущую роль. Изучение сказок с младшими школьниками следует организовывать так, чтобы христианские мотивы осмыслялись учащимися. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 372.882 O r l o v a E. O., K h u d n e v a N. A. Christian motives in the works by Hans Christian Andersen: pedagogical aspect // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.88–91. The reference list 8 items. K e y w o r d s: reading-communication, Christian motives, virtues, fairy tales analysis A modern approach to reading as reading-communication assumes that a reader becomes a conversation partner of a writer. Literary text understanding depends on the completeness of perception of the meanings and ideas presented by the author in his works. Missing one or another motive distorts the author's intention. Christian themes — the most important characteristic of fairy tales by Hans Christian Andersen that finds multifaceted expression. In some fairy tales, Christian motives have the leading role. Study of those fairytales should be organized so that younger school students comprehend Christian motives. | 187 КБ |
Петрова Е.А. Дисфункциональные семьи как фактор психотравматизации в детском возрасте | УДК 159.09.07 П е т р о в а Е. А. Дисфункциональные семьи как фактор психотравматизации в детском возрасте // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.97–100. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: детские психотравмы, дисфункция, дисфункциональная семья, нарциссизм, психологическое здоровье Поиск и изучение факторов, вызывающих детскую психотравматизацию, является актуальной проблемой. Статья освещает проблему возникновения детских травм под воздействием проживания в дисфункциональных семьях. Подробно рассматривается, каким образом дисфункция семьи оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Автором представлен анализ влияния отдельных семейных дисфункций на развитие личности. Особенно подробно рассмотрен нарциссизм родителей как один из типов дисфункционального родительства. Предложены психотерапевтические технологии работы по преодолению влияния семейной модели на дальнейшее развитие личности. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.09.07 P e t r o v a E. A. Disfunctional families as a factor of psychotraumatism in childhood // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.97–100. The reference list 4 items. K e y w o r d s: children’s psychotrauma, disfunction, disfunctional family, narcissism, psychological health Searching and learning the factors that cause children’s psychotraumatism seem to be topical issues. The article highlights the problem of the origin of children's trauma under the influence of living in disfunctional families. The article gives details how a family's disfunction affects the formation of a child's personality. The author presents an analysis of the impact of some family disfunctions on personal development. The narcissism of parents as one of the types of disfunctional parenting has been thoroughly studied. Psychotherapetic technologies of work to overcome the influence of a family model on further development of a personality are offered in the given article. | 175 КБ |
Певзнер М.Н., Петряков П.А. Вузы Германии как гетерогенные организации: как управлять многообразием? | УДК 378.14 П е в з н е р М. Н., П е т р я к о в П. А. Вузы Германии как гетерогенные организации: как управлять многообразием? // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.92–96. Библиогр. 12 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: многообразие, менеджмент многообразия, концепции и стратегии менеджмента многообразия, инклюзивная образовательная среда, управление многообразием в университете Рассматривается проблема управления многообразием в университетах Германии, которая приобретает особую актуальность в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Академические традиции, связанные с управлением многообразием, авторы раскрывают на примере немецких вузов, которые создают дифференцированные университетские структуры и образовательные программы студентам, принадлежащим к различным социальным слоям, культурным и этническим группам. В статье подробно рассмотрены концепции управления многообразием в немецких вузах, которые являются элементом стратегического планирования и организационного развития университетов. Авторы анализируют 3 группы таких концепций: концепции, направленные на создание инклюзивной среды вуза; концепции, обеспечивающие индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса; концепции педагогического сопровождения студентов, принадлежащих к различным социальным группам, в начальный период обучения. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.14 P e v z n e r M. N., P e t r y a k o v P. A. The German universities as heterogeneous organizations: how to manage diversity? // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.92–96. The reference list 12 items. K e y w o r d s: heterogeneity, heterogeneous organization, inclusion strategy, an inclusive educational environment, diversity management, equal opportunity university The article is devoted to the problem of diversity management in the universities of Germany, which is of particular relevance in the context of globalization and internationalization of higher education. The academic tradition related to the management of diversity, the authors reveal on the example of German universities, which create a differentiated University structure and educational programs to the students belonging to different social strata, cultural and ethnic groups. This article discusses the concept of diversity management in German universities that are part of strategic planning and institutional development of universities. The authors analyze 3 groups of such concepts: the concept aimed at creating an inclusive environment of the University; concept, provides individualization and differentiation of educational process; the concept of pedagogical support of students belonging to different social groups, in the initial period of training. | 211 КБ |
Расчетина С.А. Место и роль проектирования в современном социально-педагогическом образовании | УДК 001.8 Р а с ч е т и н а С. А. Место и роль проектирования в современном социально-педагогическом образовании // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.100–103. Библиогр. 4 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: проект, программа, проектирование, социально-педагогическая деятельность, связь «риск — ресурс» оценка Развивается мысль о том, что тесная интеграция социально-педагогической деятельности, которой должны овладеть студенты, и ее основных видов (социального воспитания, социально ориентированного образования, поддержки и сопровождения) с проектированием обусловлена современной ситуацией общественного развития, характеризующейся стремительными темпами развития, неясностью жизненного контекста. В этих условиях возрастает роль оценки проектов и программ как опережающего реагирования на возможные риски до того, как проект реализуется в практике. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 001.8 R a s c h e t i n a S. A. Design in modern social and pedagogical education // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.100–103. The reference list 4 items. K e y w o r d s: project, program, design, social and pedagogical activity, connection “risk — resource” evaluation The article emphasizes the idea that close integration of design and social and pedagogical activity that students should master and its main types (social education, socially oriented education, support and maintenance) is conditioned by the current situation of social development, characterized extraordinary pace of development, uncertainty of life. It is important to evaluate projects and programs before their implementation to eliminate potential risks. | 181 КБ |
Турковский В.И. Концептуально-методологические основы теоретической и практической подготовки будущих учителей-исследователей: дифференциация, взаимодействие, перспективы | УДК 378.4:378.147.88 Т у р к о в с к и й В. И. Концептуально-методологические основы теоретической и практической подготовки будущих учителей-исследователей: дифференциация, взаимодействие, перспективы // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.103–107. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: система, метод укрупнения, уровневый подход, научно-исследовательская программа, взаимодействие, развитие, внутреннее единство системы Динамичность и многоплановость современной педагогической действительности и образовательной среды, их диалектичность обусловливают приоритетную роль среди различных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя— формирование его исследовательских компетенций. Успешность всей подготовки будущего учителя-исследователя, а также результативность проводимых им педагогических исследований и образовательно-воспитательных дел в значительной мере определяются теоретико-методологической зрелостью коллективных и индивидуальных субъектов научной и практической педагогической деятельности. Необходимо раскрыть сущность концептуально-методологических основ теоретической и практической подготовки будущих учителей-исследователей, выступающих общеметодологическими ориентирами и системообразующими факторами их профессиональной подготовки и самообразования. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.4:378.147.88 T u r k o v s k y V. I. Conceptual and methodological bases of future research teachers’ training: differentiation, coordination, prospects // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.103–107. The reference list 8 items. K e y w o r d s: system, extension method, level approach, research and scientific programme, coordination, development, internal system unity The dynamic and multi-aspect pedagogic reality and educational environment, their dialectics condition the priority role — among different aspects of future teacher’s professional training — in forming his research competence. The success of an overall future research teacher’s training as well as the effectiveness of his pedagogic research and educational activities are considerably determined by theoretical and methodological maturity of collective and individual subjects of scientific and practical pedagogic activities. It is necessary to reveal the essence of conceptual and methodological bases of future research teachers’ theoretical and practical training that serve as general methodological guidelines and system-formative factors of their professional training and selfeducation. | 200 КБ |
Углова Т.В., Алеева Ю.А., Беляева Т.Б. Стереотипные представления о типичном русском и типичном американце у россиян разных поколений | УДК 159.9:316.6 У г л о в а Т. В., А л е е в а Ю. А., Б е л я е в а Т. Б. Стереотипные представления о типичном русском и типичном американце у россиян разных поколений // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.108–112. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: этнические стереотипы «типичного американца» и «типичного русского», национальный характер Изложены результаты исследования стереотипных представлений о типе личности и чертах национального характера американца и русского. Авторы ставят перед собой цель изучить и выявить различия в этнических авто- и гетеростереотипах двух поколений россиян. Стереотипные представления о типичном американце и типичном русском изучались по сорока двум параметрам. Выборку исследования составили две группы россиян с русской этнической идентичностью, в возрасте двадцати-двадцати пяти и сорока-пятидесяти пяти лет. Разработана и применена авторская методика, дающая возможность получить обобщающее представление респондентов о господствующем в этносе типе личности. По итогам выявлено, что стереотипные представления о типичном американце и типичном русском у россиян разных возрастов скорее согласуются, чем противоречат друг другу. Статистически доказаны различия лишь по четырём параметрам при описании характера типичного американца и по четырём— при описании характера типичного русского. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 159.9:316.6 U g l o v a T. V., А l e e v a Y. A. , B e l y a e v a T. B. Opinions from different generations of russians about the stereotypical representation of typical Americans and typical Russians // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.108–112. The reference list 3 items. K e y w o r d s: the ethnic stereotypes of a “typical American” and “typical Russian”, national character This article presents the results of a study of stereotypes about the type of personality and traits of the national character of Americans and Russians. The authors aim to examine and identify differences in the ethnic auto-stereotypes and hetero-stereotypes held by two separate generations of Russians. The authors studied stereotypical opinions about typical Americans and typical Russians with a method including forty-two parameters. The study sample comprised two groups of different generations of Russians, all with a Russian ethnic identity. The first group had an age range of twenty to twenty-five and the second group, forty to fifty-five years. The authors developed and applied their own method which allowed for a generalized representation of the opinions of the participants about the dominant personality type of each ethnic group. The results revealed that the stereotypes held by Russians of different ages about typical Americans and typical Russians are generally consistent, rather than contradictory.<...> | 222 КБ |
Юань Ф., Бражник Е.И. Перспективы развития научно-образовательной среды университетского образования в современном Китае | УДК 378.4 Ю а н ь Ф., Б р а ж н и к Е. И. Перспективы развития научно-образовательной среды университетского образования в современном Китае // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.117–120. Библиогр. 8 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: университетское образование, научно-образовательная среда, государственная политика в области высшего образования Китая Изучение опыта университетского образования в КНР, в одной из интенсивно развивающихся стран, является важным для понимания основных тенденций развития университетского образования в мире. В статье проанализировано содержание реформ в высшем образовании Китая в конце ХХ — в начале ХХI веков, представлена государственная политика в области высшего образования, отраженная в законодательных документах, раскрыты задачи государственных инновационных проектов, направленных на развитие университетского образования, подчеркивается значимость развития научных исследований и подготовки студентов к этому виду деятельности. Приведен пример развития научно-образовательной среды в одном из лучших китайских университетов — в университете Цинхуа, показано направление ее совершенствования, связанное с развитием научно-исследовательской деятельности. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 378.4 Y u a n F., B r a z h n i k E. I. Prospects for development of scientific and educational environment university education in modern China // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.117–120. The reference list 8 items. K e y w o r d s: university education, scientific and educational environment, state policy in the field of higher education in China The study of experience of university education in China is important for understanding the main trends of development of university education in the world. This article analyzes content of system-wide educational reforms in China in the late XX – early XXI centuries. State policy in the field of higher education reflected in legislative documents is presented. Objectives of the state innovation projects aimed at the development of university education are disclosed. The importance of scientific research development is stressed. Improvement of development of scientific and educational environment is shown on the example of the best Chinese universities – Tsinghua University. | 191 КБ |
Жигалик М.А. Повышение педагогической компетентности многодетных родителей | УДК 372.32 Ж и г а л и к М. А. Повышение педагогической компетентности многодетных родителей // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 4 (102). С.43–46. Библиогр. 3 назв. К л ю ч е в ы е с л о в а: взаимодействие, многодетная семья, многодетные родители, педагогическая компетентность родителей Обозначаются актуальные вопросы повышения педагогической компетентности многодетных родителей; определены показатели педагогической компетентности родителей; рассматриваются основные категории многодетных семей, выделены наиболее часто встречающиеся проблемы внутрисемейного взаимодействия в многодетной семье, трудности в воспитании детей; обозначены достоинства и педагогический потенциал многодетной семьи; рассмотрены основные формы взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) с многодетными родителями; выделены преимущества наиболее зарекомендовавших себя форм работы в практике консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей. Представленные материалы позволяют понять проблемы и наметить перспективы оптимизации взаимодействия ДОО с многодетными родителями и повышения их педагогической компетентности. ----------------------------------------------------------------------------- UDC 372.32 Z h i g a l i k M. A. Development of pedagogical competence of parents with many children // Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. 2017. № 4 (102). P.43–46. The reference list 3 items. K e y w o r d s: interaction, large family, parents with many children, pedagogical competence of parents Topical issues of improving pedagogical competence of parents with many children are designated; indicators of parents’ pedagogical competence are defined; the main categories of large families are considered, the most frequently encountered problems of intra-family interaction in a large family, difficulty in education of children are allocated; advantages and pedagogical potential of a large family are designated; the main forms of interaction between a preschool educational organization and parents with many children are considered; advantages of the most proved work forms in practice of parents’ consultation concerning education and development of children are marked out. The presented materials allow one to understand problems and to outline the prospects of optimization of interaction between preschool educational organizations and parents with many children, and of developing their pedagogical competence. | 185 КБ |