Это интересно

20.08.2012  Путь стартапа.Как начать свое дело? Где найти идею для стартапа? Во что охотнее вкладываются российские венчуры?

Спикеры: Стэн Якатан, глава консалтинговой компании Katan Associates International (США) член совета директоров венчурных фондов TVM, Ventana, MSP и Biocapital, соучредителем более 15 компаний в США, Канаде, Израиле, Франции и Германии; Лоренс Райт Директор Стартап Академии Московской школы управления Сколково; Александр Свинин Основатель компании «Smart Start» («Смарт Старт); Дмитрий Лариков Проект: производство антенн, которые позволяют в несколько раз увеличить емкость сети. Мобильной связи, передачи голоса и данных.; Андрей Зотов Управляющий партнер «Adjconsulting».

Елена Николаева. Корреспондент
«Будьте голодными, будьте безрассудными! – совет одного из создателей Apple Стива Джобса как нельзя лучше подходит для начинающих предпринимателей. Однако финансовой грамотности и умения презентовать свой проект – никто не отменял. И именно этого не хватает отечественным стартаперам».

Удивительно, но большинство конференций, на которых сходятся стартаперы и инвесторы, напоминают нечто среднее между детским утренником и сдачей госэкзаменов в университете, а не серьезное мероприятие, в результате которого сотни тысяч долларов переходят с одного счета на другой. Зачастую авторы прорывных, революционных проектов - а это, как правило, люди с высшим техническим образованием, ученые - не умеют их грамотно презентовать. А ведь гениальная идею еще нужно будет воплотить в жизнь. Понятно недоверие инвесторов – не хочется рисковать деньгами, вкладывая их в людей, не умеющих вести бизнес. По мнению зарубежных венчуров, недостаток бизнес-образования – единственное, в чем российские предприниматели проигрывают западным.

СНХ Стэн Якатан, глава консалтинговой компании Katan Associates International (США) член совета директоров венчурных фондов TVM, Ventana, MSP и Biocapital соучредителем более 15 компаний в США, Канаде, Израиле, Франции и Германии
«В России очень много стартапов проваливается, потому что не всегда хорошую идею удается транслировать в какое-то успешное предприятие. Я разговаривал со многими из них - технологии у них одни из самых лучших, но они даже не способны кратко и ясно изложить свою идею. 01:37 – Также они плохо представляют, сколько денег им нужно на проект. Но дело в том, что они хотят получить чужие деньги, поэтому изначально нужно иметь очень хорошее видение того, что они будут делать. Лично я сначала смотрю на менеджмент, то есть насколько хорошо компания управляется. Как фейсбук – и сама идея замечательная, но человеку удалось еще и команду менеджеров хорошую подобрать. Второе - это объем рынка. А третье - это технологии».

Опытные инвесторы знают, что бизнес-план любого стартапа рушится при первом столкновении с реальностью, поэтому не требуют талмудов с расчетами. На первом этапе оценивают внятность идеи, умение работать с информацией, просчитывать риски. В целом же – лучше говорить на языке инвестора – то есть о деньгах. Стартаперу нужно знать, сколько он хочет денег на проект, как и когда, будет их возвращать. А также стратегию продаж и маркетинга - будет ли он завоевывать новый рынок или намерен потеснить конкурентов? Пробелы в финансовой грамотности российским предпринимателям приходится воспонять. Сейчас, в том числе и по инициативе венчурных фондов, для них специально создаются академии и курсы.

СНХ Лоренс Райт Директор Стартап Академии Московской школы управления Сколково
«Идея программы – максимально ускорить и развивать любой стартап. И чтобы сказать – получится или развалится этот проект. И в течение программы очень много студентов переосмыслили, передумали свои бизнес-моделиНаша задача – называется феил фастер – неудача быстрее. Если будет неудача – лучше знать об этом быстрее».

Российские инвесторы пока охотнее поддерживают интернет проекты – они требуют меньших вложений и сулят быстрый возврат денег. Чаще всего это клоны бизнес-моделей, сработавших в других странах, но это позволяет сократить риски и ускорить процесс запуска. В целом такое копирование имеет место везде, но на интернет рынке сделоть это и адаптировать модели легче, чем в других областях. Важен и объем рынка. Естественно, глобальный продукт интереснее, чем рассчитанный на отдельный регион. Популярны проекты, основанные на эффективном использовании соцсетей

СНХ Александр Свинин Основатель компании «Smart Start» («Смарт Старт)
«Мы делаем предложение для социальных сетей, которое позволяет молодому человеку, не выходя из этой сети, найти работу своей мечты. Мы получили первые инвестиции, проект начал работать в апреле этого года. Мы быстро растем, у нас 200 корпоративных клиентов – российские, зарубежные, органы государственной власти. Которые у нас ищут таланты. Мой совет – делать те проекты, которые реально будут решать какую-то проблему людей. Желательно, чтобы они решали проблему каких-то корпоративных клиентов. Инвестор лучше смотрит на проекты, которые работают в секторе B2b – потому что им понятно как можно прогнозировать продажи, как можно получить прибыль и как этот бизнес будет расти».

В целом закрытых рынков для стартаперов нет, будь то Программное Обеспечение, медицинские технологии, микроэлектроника, логистические системы и многое другое. Другое дело, где взять идеи. Стартаперы рассказывают, что вдохновить может что угодно: будь то просмотр новостей, изучение новинок и трендов, общение с друзьями. Главное - уметь замечать мелочи. Впрочем, можно присоединиться и к чужому проекту.

СНХ Дмитрий Лариков. Проект: производство антенн, которые позволяют в несколько раз увеличить емкость сети. Мобильной связи, передачи голоса и данных.
«Идей, на самом деле очень много. Существует специальные форумы, куда приходят инженеры, ученые, исследователи и предлагают свои идеи. Всегда есть возможность хорошую идею и объединиться для ее реализации именно в бизнесе. Одно дело придумать что-то – другое дело – это сделать».

Есть старая пословица – «если лошадь сдохла – слезь». Примерно также венчурные инвесторы смотрят на проекты, которые в течение года не улучшили свои показатели. После попытки изменить стратегию развития, финансирование может быть прекращено. Впрочем, стартапер, может попытаться найти следующего инвестора. В целом, в каждой отрасли свой срок выхода на доходность. При этом бытует заблуждение, что инвестор может украсть идею. Инвестору это не нужно. Он хочет найти сильную команду с проектом и за ее счет приумножить свои вложения. Другое дело - партнерские отношения в стартапе: Самая первая стадия – так называемые – ангельские инвестиции. Инвесторы шутят, что на этом этапе, в проект вкладывают семья, друзья и фанатики. Дальше же привлекаются венчурные инвесторы - Вкладывая денежные знаки, они нацелены на миноритарную долю в проекте, которая зависит от умения обоих сторон торговаться.

СНХ Андрей Зотов Управляющий партнер «Adjconsulting»
«Это должен быть баланс интересов, и предприниматель должен допускать идею о том, что через 3, 5 , может быть 7 лет, рано или поздно часть его бизнеса, а то и весь бизнес будет куплен инвестором следующего эшелона. И этот инвестор может оказаться даже стратегическим. То есть тот кто приобретает этот бизнес для того чтобы решить свою внутреннюю стратегическую задачу. Либо выйти в новую территорию, либо приобрести новую технологию или иной раз убрать конкурента, так тоже бывает».

Стартапы имеют все шансы превратиться в реальный бизнес, а это формирование экономики и интеллектуального капитала страны. В настоящее время их развитие сверху активно поддерживается государством - снизу интересами общества. И от того какие действия будет предпринимать власть в налоговой сфере, образовании и других областях, а также от того, не остановят ли русских инвесторов неудачи, которые в этом бизнесе неизбежны - зависит дальнейшее развитие венчурной индустрии в России. В отличие от США, где подобная поддержка бизнесменов развивается 80 лет, у нас – все только начинается. Поэтому, с одной стороны, в России сложнее сделать стартап, с другой наоборот - проще занять какую-то нишу, пока нет большой конкуренции.

Елена Николаева. Корреспондент
«Пока пессимисты (или лентяи) говорят о том, что пробиться к бизнес-вершинам невозможно, найти начальный капитал – нереально и что все идеи давно реализованы, другие - в это время – начинают «бизнес с нуля». Тем более что в России рынок венчурного финансирования стремительно развивается и денег сейчас – больше, чем идей.»

Елена Николаева, Артур Кайтуков. Эксперт ТВ 

Это интересно