14.08.2013 Интернет: перспективы для высшего образования и науки Франс ван дер Рееп Предприятия и фирмы вынуждены приспосабливаться к данным изменениям и отправляться на поиски новых возможностей роста прибыльности. Многие из них занимаются переоценкой и перестройкой собственного бизнеса и адаптацией стратегии и организации фирмы к изменившимся условиям. Вы и я, будучи членами комьюнити, должны определить и найти свой путь в сети. Шаг за шагом сетевые возможности включаются в систему управления государством. Вплоть до организации системы правоохранительных органов, поимки воров полицией, а также коммуникации с государством через идентификационный гражданский номер. Каждый раз с неослабевающей остротой встаёт перед нами вопрос: что разрешено в сети, а что несовместимо с нашей моралью? Как вы, например, смотрите на то, что все медицинские учреждения и специалисты, к которым вы обращаетесь, смогут прочитать в вашем электронном досье, когда вы сделали вазэктомию? Влияние цифровой революции превзойдёт, по-моему, все наши ожидания в этом направлении. Данное влияние распространяется гораздо дальше, чем деловая жизнь и методы сегментирования рынка и потребителей в маркетинге, и затрагивает правила бизнеса, систему организации финансовых рынков, а также межличностной коммуникации. Своего рода «всеобщая реставрация» по всем направлениям: от политики до деловой жизни и сферы услуг. В то время как госслужба, деловая жизнь и индивидуумы приспосабливаются к изменившимся условиям, возникает вопрос, как обстоит дело с наукой и высшим образованием? Каким образом интернет изменит научную мысль, её содержание и организацию науки в целом? В каком направлении будет развиваться высшее образование? Ставится ли вообще сегодня вопрос о содержании понятия «Наука 2.0»? И просматривается ли ответ на данный вопрос? Всеобъемлющее влияние интернета, как носителя коллективного разума, приведёт, с моей точки зрения, в первую очередь к переосмыслению наших норм ценностей на научной арене. Не забывайте: без корней нет роста. Что произойдёт с вечным напряжение между наукой и цифровой реальностью? Иными словами, окажется ли наука включённой в культуру «числа просмотров» (хотя в научном языке это и носит иное название: субсидии, цитирования, назначения и гранты). До каких пор написание диссертации будет сводиться исключительно к проверке ваших навыков «ремесла» учёного, со всеми доказательствами, существовавшими ещё до появления интернета? Неужели содержание научного труда не играет роли в науке, где зачастую под видом научности представляется социально желаемое и приемлемое содержание? Случалось ли вам лично столкнуться с диссертацией, в которой соискатель буквально положил бы на лопатки взгляды научного руководителя? Что означает цифровая эпоха для диссертации? Изменит ли наше время ход научного процесса? Изменит ли результат? Изменит ли интернет само ремесло образования? В настоящее время мы наблюдаем начало дискуссии о содержании понятия «Наука 2.0», Управление на основе потребностей и запросов набирает обороты во всех сферах жизни, в том числе и в системе образования, путём предоставления студентам «рюкзака с деньгами», откуда он сам финансирует собственную программу обучения. У современного студента есть возможность выбора между университетами и преподавателями высшего и среднего звена. Т.е. преподавателю необходимо быть «интересным» для студентов. И присутствие студентов на лекциях всё реже становится само собой разумеющимся. Игра начинается. В Голландии данный тренд уже набирает обороты. Студенту, естественно, необходимо чётко представлять, что он хочет. В момент принятия подобного решения необходимо осознание, что вам необходимо и в чём ваша сила. В качестве социальной инновации интернет способен изменить организацию и, вероятно, даже уровень системы образования. Вне зависимости от того, по душе ли вам лично эта идея. Помимо этого, интернет порождает новые дисциплины, навыки и умения, которые студенты могут включить в свою индивидуальную программу или оставить на потом. Интернет означает presence management: каким образом ваши студенты общаются с вами как с преподавателем? Телефон, почта, чат, смс или видеоконференция? Порадует ли студент вас своим присутствием на лекции, или же вам для этого придётся доказать свою уникальность и необходимость? Часть собственной программы обучения студенты смогут выбрать сами. Разветвлённая возможность выбора распространяется и на программу магистров. Вы можете быть замечательным преподавателем, читающим важную дисциплину, но если студенты этого не знают, они вас не найдут. Как вы, будучи преподавателем, организуете собственный маркетинг и брендинг? Речь идёт не только о важности вашего предмета, но и о взаимодействии. Студенты выберут лучшее, и интернет им в этом поможет всего за несколько секунд. Интернет-лекции, конечно, интересны, но сами по себе недостаточны. В среднем студент сконцентрированно способен слушать лекцию в течение восьми минут. В интернет-лекциях отсутствует диалог, и поэтому они могут быть лишь частично использованы в образовательном процессе. Преподавателю предстоит задуматься не только над содержанием своих лекций, но и над их формой. Ключевыми понятиями в данном контексте выступают: механика игр и взаимодействие ученика и учителя в системе образования. Острее Студентам необходимо чёткое представление о том, к чему они стремятся и где их таланты и пристрастия. Отсутствие этого может привести к серьёзным проблемам. Или же мы можем столкнуться с иным сценарием: один путь будет проложен для студентов, выбирающих стандартную траекторию со стандартным расписанием, другой же для студентов, которые сами составляют собственный учебный план. Отразится ли это на качестве образования? Интернет как увеличительное стекло К каким изменениям в учебных заведениях это приведёт? Переживут ли традиционные бюрократические структуры столь глубокие изменения? Такого рода организации созданы для стабильных неменяющихся условий. Рынок сегодня, однако, не отличается стабильностью. Студенты и производственный контекст постоянно меняются. Скорость, гибкость и новые формы сотрудничества представляют собой тренд сегодняшнего дня. Это выливается в необходимость для вузов следовать за трендом: маленькие, гибкие команды профессионалов должны быстро реагировать на меняющиеся запросы рынка и студентов. На практике это означает меньшее количество классов и всё больше своего рода офисов Google c возможностью для самообразования. Что распространяется на вас как преподавателя, действует в равной степени и для всех профессионалов. Интернет открывает безграничные возможности для сравнения, поэтому вам необходимо активно использовать собственные сильные стороны, дополнять ими сильные стороны коллег и таким образом оперативно реагировать на динамику рынка. Урок времени: направляйте фокус на собственные таланты и будьте известны другим. Ваш вклад в образовательный процесс должен быть конкретным. Ведь интернет функционирует как своего рода увеличительное стекло. Сотрудничество – залог успеха. Способность разглядеть таланты в джунглях посредственности приобретает всё более важное значение наряду с возможностью выступать режиссёром собственной карьеры, работать целенаправленно до достижения желаемого результата. Роль преподавателя в эпоху интернета Не стоит недооценивать влияние интернета на роль и место преподавателя в образовательном процессе. Игнорирование данного факта может привести к отставанию от лидеров на национальном уровне и даже к проигрышу в битве за лучшие кадры. А это, согласитесь, нежелательная ситуация. Обучение с использованием интернета представляет собой комбинацию содержания, чётких педагогических моделей и технологий, причём последние – наиболее динамичный фактор в этой тройке. Тренд: роль и значение преподавателя увеличатся
Давайте проведём некоторые параллели: когда появился пакет SPSS для статистических анализов в 80-е годы прошлого века, специалисты-статистики почувствовали угрозу собственной позиции. Но время показало необоснованность данных опасений. Конечно, рутинная работа проводится программой, однако её использование вынуждает специалистов усовершенствовать свои навыки, и для тех, кто сделал для себя из этого правильные выводы, работа стала только многограннее и интереснее. В системе высшего образования я предвижу подобное развитие. Основу можно выучить дистанционно, это как ноты. Но научиться играть на музыкальном инструменте без преподавателя невозможно. Для этого необходим преподаватель нового типа 2.0. Думаете, преподаватель станет ненужным? Не думаю, что это произойдёт. Самые лучшие представители данной профессии, скорее всего, не будут использовать интернет в качестве дидактической формы. Им хватает живого диалога со студентами, и это неприкосновенно и свято. Не отставай, а то не догонишь... Эпоха цифровой революции в сфере высшего образования переносит нас в то время, о котором Джон Леннон сказал: «Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы». В моём личном преломлении это означает: как можно меньше крупномасштабных планов на годы вперёд, и не ожидайте, что вы будете понимать всё происходящее вокруг. Начинайте с небольших изменений, нововведений, хорошо наблюдайте за всем происходящим и при неудаче немедленно жмите на тормоза. Прототипы «снизу вверх», как инициативы с низу организационной лестницы, сейчас далеко не исключение. Это в равной степени распространяется и на систему образования. Приведу в качестве примера два возможных решения, готовых к использованию на практике Цифровые навыки преподавателей Во-первых, в необходимом арсенале преподавателей всех уровней должно быть умение работать с интернетом (знать, что такое твиттер, чат и т.д.). На своём собственном опыте деловой жизни я прочно убедился, что избыток имеющихся в распоряжении средств тормозит развитие сотрудничества. Бесспорно, не все с таким прямолинейным взглядом согласятся... Однако мне очень интересно, что произойдёт, если бюджет на цифровую поддержку сократить вдвое. Влияние на программу обучения В последнее время этому аспекту также уделяется повышенное внимание. Одной из важных тем в данном направлении, импульс к развитию которой поступил из интернета, является возникновение и развитие новых порядков. Новые комбинации часто возникают из известных понятий. «Науки о Земле» как один из курсов в Амстердамском университете представляет собой комбинацию географии, геологии, физики, биологии и ещё целого ряда дисциплин. Маркетинг в качестве учебной дисциплины также переживает серьёзные изменения. В Европе продвижение системы интернет-обучения тормозится по той причине, что это не вписывается в действующие каноны. Я уверен, что теория совпадений, инфографика и исследование первоисточников станут дисциплинами завтрашнего дня. Теория совпадений – понятие, пришедшее к нам из философии, представляет собой возможность распознавать закономерности из одной области в других областях, например законы токовых потоков в физике для определения транспортных потоков. Инфографика имеет дело с изображением порой запутанной и многоуровневой информации. Исследование первоисточников принимает с развитием интернета также иные формы. Datafication, термин, разработанный Оксфордским университетом (Майер-Шёнбергер), и алгоритмисты, контролирующие связи в крупных базах данных, представляют собой компоненты будущего. Поэтому сейчас наблюдается рост внимания к причинно-следственной связи: почему происходят определенные явления? Большое видится на расстоянии Социальные сети и интернет меняют наши взгляды на мир и меняют содержание, формы и цели образовательного процесса. Это медленный, иногда болезненно протекающий, но необратимый процесс. Социальные сети вынуждают нас время от времени посмотреть на всё со стороны. Изменить угол зрения, принять новые взгляды и просто иногда взглянуть на всё глазами стороннего наблюдателя. Если мы останемся там, где находимся в настоящее время, то мы не поймём окружающий мир, не обогатим собственное мировоззрение и будем продолжать обучать специалистов вчерашнего дня. Одна из ведущих компетенций сегодняшнего дня, особенно для процесса обучения, – открытость новым взглядам. В эпоху цифровой революции речь идёт о создании экосистем, и система образования должна подготовить нас к этому. «Делиться – значит выигрывать». В этом мире нет места нежеланию сотрудничать, а также эгоистам, отрицающим любую форму критики. Реальность, к сожалению, такова, что система высшего образования всё в меньшей степени готовит нас к испытаниям жизни. К тому времени как мы покинем двери alma mater, часть взглядов и технологий устареют. Поэтому на повестке дня системы образования – всё новые и новые задачи, которые увеличивают значение самого процесса обучения, а не только его результата. В каком направлении пойдёт это развитие? Поживём – увидим. Лет через 20... Автор выражает благодарность коллеге по кафедре Татьяне Барчук за её помощь и содействие в написании и компоновке статей. Источник: © Электронное издание «Наука и технологии России». Это интересно |