Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Откуда пошла Русь (Продолжение. Начало в N 21)

Наталья Морылёва

В отличие от Фомина, не отрицающего наличие самого события в русской истории описанного в "Повести временных лет", как "призвании Рюрика", писатель и историк Цветков проповедует новый взгляд на историю в своем многотомном труде. Цветков С.Э. Русская история. Книга первая - М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. - 622 с. Представляя в своей книге общую историю славянских народов, начиная с их происхождения, расселения, в последних главах автор доходит до анализа духовной и материальной культуры восточных славян. Не будучи слишком оригинальным, Цветков помещает "варягов-русов" летописи Нестора на остров Рюген, находящийся в норманском регионе Балтийского моря. И рисует картины не менее успешной, по сравнению с викингами, их деятельности на ниве пиратских разбоев и создания факторий на материковой территории Европы. Что постепенно приводит к созданию Дунайской и Балтийской Русий, а далее Русий Крыма, Приазовья:

А что же с призванием Рюрика в Новгород? А его, оказывается, и не было, так же, как и не было "Пути из Варяг в Греки", проходившего через Новгород! Путь, соединявший Балтику и "Греков" был, но проходил через речные долины Рейна, Эльбы и Дуная, сообщает нам автор. Правда, хотя бы Балтийско-Волжский путь оставляет Цветков Новгороду, хотя и здесь сводит освоение его скандинавскими купцами к минимуму, отдавая пальму первенства в этом деле поморским славянам. И тут в его повествовании появляется торговые центры: славянский Старград (в районе старого Любека), ободритская столица Велиград-Рерик, разрушенная и вновь возникшая на берегах современной реки Ильменау, под названием Новоград. И именно в эти места, по мнению автора, и был призван Рюрик. А основателем киевской династии, вычитывает в летописи Цветков, Нестор считает Игоря Старого, искусственно и не слишком удачно связывая его с Рюриком родственными связями.

Ещё один автор, опираясь на достаточно известные факты и пренебрегая археологией, демонстрирует оригинальный взгляд на начала русской истории. Гайсинский А. Неизвестная история Руси; три составляющие. - СПб.: Нестор - История, 2007. - 212 с.

По его гипотезе народ росов в этническом плане является одним из племён обитавшего на юго-востоке Европы народа, который назывался киммерийцы, затем скифы, сарматы, готы. Древние росы обитали на севере Таманского полуострова. Именно тут и находится Русь арабских путешественников. Росы были народом воинов и мореходов. Их главные источники существования - военная добыча, работорговля. Необходимость обустройства безопасных торговых путей привела к основанию базовых поселений. Тех росов, что обустраивали и обслуживали эти поселения, называли "варягами". Причём имела место не военная, а торговая экспансия, что не вызывало особого сопротивления местных племён.

Написана эта книга очень занимательно, читать её весьма легко и интересно, по сравнению с ранее описанными публикациями. Но её историческая достоверность всё же вызывает у меня серьёзные сомнения.

Традиционной норманнской версии придерживается следующий автор. Ильинский П.О. Долгий миг рождения: Опыт размышления над древнерусской историей VIII-X вв. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. Он категорически не согласен с существованием Таманской или Азовской Руси уже в VII-VIII вв., справедливо отмечая, что точные сведения о русской Тьмутаракани появляются во второй половине X века... Автор не просто излагает факты. Эта книга - опыт размышления, когда современный человек пытается понять те внутренние и внешние механизмы повседневной жизни, что двигали людьми той эпохи. Понять разность менталитетов, сталкивающихся на территории нашей страны разных этнических групп, понять пути их взаимного влияния, проникнуть в особенности мышления средневекового человека. И осознать, какое влияние эти первые века нашей истории оказали на её последующее развитие и оказывают сейчас на современного человека, размышляющего о нашем историческом пути.

И, конечно, в его книге возникает вопрос о норманском и антинорманском противостоянии не только между историками, но и между значительной частью российского общества. На этот вопрос он отвечает так: "Норманны были, и от этого никуда не деться. Псевдоисторический квасной патриотизм бессмыслен и жалок: Многим казалось, что если признать за норманнами хоть какую-то цементирующую роль, то это сильно уязвит национальную гордость великороссов. Интересно, что англичан не слишком тревожит покорение их страны франкоязычным завоевателем варягом Вильгельмом Завоевателем".

У истоков русской государственности: Историко-археологический сборник: материалы международной научной конференции 4-7 октября 2005 г. Великий Новгород / Отв. ред. Е.Н. Носов и др. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2007 - 376 с.: ил.

Эта сугубо научное издание, подводящее итоги и рисующее перспективы археологических исследований за последние десятилетия на территории Новгорода и Рюрикова Городища как первой княжеской резиденции новой династии на Русском Севере. Но наряду с публикациями, интересными прежде всего специалистам, в сборник включены две публикации, с которыми я советую ознакомиться всем, кто интересуется первоначальной русской историей. Это статья В.Л. Янина "О начале Новгорода" и К.Цукермана "Перестройка древнейшей Русской истории".

Валентин Лаврентьевич с присущим ему блеском и умением сочетать научное содержание и популярную форму изложения знакомит нас с традиционными и современными, вырисовывающимися из результатов археологических исследований представлениями о раннем Новгороде. В частности, он замечает, что считавшийся антипатриотическим мифом на протяжении длительного времени рассказ о призвании варяжского князя, подтвердился раскопками Е.Н. Носова на Городище. А также соглашается с реальностью существования Рюрика Новгородского, отождествляя его с Рюриком Ютландским.

Цукерман в своей статье обращается к проблемам датировок в русских летописях. Не отказываясь от анализа письменных источников, но одновременно опираясь на результаты археологических исследований, призывает не вмещать все события в 862 год, а разделить два этапа становления российской государственности. Первый этап был ознаменован возникновением государственного образования, возглавляемого каганом русов и поэтому известного в историографии, как "Русский каганат" (около 830-870-х гг.). А второй связан с появлением на Руси основателя новой династии Рюриковичей (890-е гг.).