Новости

25.04.2024  На кафедре ТХО состоялось заседание секции «Проблемы современного технологического и информационного образования в условиях цифровизации»

24 апреля 2024г. в рамках XXXI Всероссийской научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ на кафедре технологического и художественного образования состоялось заседание секции «Проблемы современного технологического и информационного образования в условиях цифровизации».

Трансформация образования в настоящее время является устойчивым трендом и важным стратегическим направлением развития российских образовательных организаций разного уровня. Она осуществляется в контексте цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, в первую очередь экономики и социальной сферы. В связи с этим одной из наиболее значимых задач перед участниками секционного заседания стало обсуждение не только преимуществ цифровизации, применительно к сфере образования, но и рассмотрение рисков, которым могут быть подвержены образовательные организации в процессе их цифровой трансформации.

С вводным докладом «Возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в вузе: результаты первого года реализации проекта РНФ» на секции выступил заведующий кафедрой ТХО П.А. Петряков. В ходе выступления докладчик представил участникам заседания основные цели и задачи проекта РНФ № 23-28-01471 «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете», а также рассказал о результатах первого года работы проектной команды.

В качестве наиболее значимых результатов проекта выступающий назвал следующие:

1. структурно-содержательная схема развития знания о генезисе концепции цифровой дидактики в России и за рубежом в конце XX – первые десятилетия XXI века, содержащая характеристику исторических этапов развития цифрового образования и цифровой дидактики в России и Республике Беларусь.

2. характеристика экономических, социально-психологических, педагогических и технологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на цифровую трансформацию образовательного процесса в вузе.

3. аналитический отчет о результатах проведения онлайн-анкетирования преподавателей вузов, характеризующий дидактические предпочтения и затруднения преподавателей в использовании цифровых инструментов в образовательном процессе.

4. каталог наиболее популярных цифровых инструментов и интерактивных дидактических средств, разработанный на основе обобщения и систематизации данных, полученных по результатам изучения цифровых следов студентов и онлайн-опроса преподавателей вузов.

5. глоссарий основных терминов цифровой коммуникации и цифровой дидактики, содержащий терминологический аппарат по трем разделам: цифровизация образования, цифровая дидактика и цифровая коммуникация.

6. четыре тематических кластера, включающие различные группы рисков цифровизации высшего образования.

В следующем докладе профессор КТХО И.А. Донина рассказала о структуре, содержании и динамике изменений ЕГЭ по информатике в общеобразовательной школе. Выступление учителя информатики МАОУ «Гимназия №2» Великого Новгорода М.А. Гринчишина было посвящено Яндекс Учебнику как современному цифровому инструменту педагога.

Старший преподаватель КТХО Глухов В.И. в рамках своего доклада раскрыл особенности цифровизации образовательного процесса в современной школе и подробно остановился на проблемах применения цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии. Наиболее эффективные цифровые инструменты и универсальные платформы для дистанционного обучения студентов в вузе представил в своем выступлении доцент КТХО В.Е. Мельников.

Аспирант КТХО Виноградова Ю.А. в своем докладе раскрыла значение потенциала цифровой среды вуза для подготовки будущих педагогов и охарактеризовала систему формирования ИКТ-компетенций у студентов педагогических направлений подготовки.   

Выступление ассистента КТХО Шустров А.С. было посвящено характеристике структурных компонентов модели гражданского образования студентов в условиях цифровой трансформации университета, разработанной в рамках проекта РНФ «Потенциальные возможности и риски цифровой трансформации образовательного процесса в университете».  

В заключительной части заседания его участники подвели итоги секции и наметили направления дальнейших исследований образовательного процесса в университете и школах в условиях цифровизации.

Кафедра технологического и художественного образования