13.05.2009 Пора «белых ночей» на малой сцене большого театра ("Новая новгородская газета" от 13.05.2009г.) С тех пор как в 1996 году Новгородский областной театр присвоил себе имя Достоевского, великое это имя с его репертуарной афиши практически не сходит. Трудно поверить, но к творчеству Достоевского театр обращается чаще, чем к наследию Шекспира, Мольера и Лопе де Вега вместе взятых (особенно если вспомнить, что Федор Михайлович ни единой пьесы за всю жизнь не написал). Но – имя обязывает, да и старорусский фестиваль, по всей видимости, стимулирует. В последние же годы эксперимент по освоению произведений классика в новгородском театре переместился преимущественно на «малую сцену», – да и где ж еще экспериментировать, как не на ней? «Малая сцена» – в сущности, та же «большая», на которую, кроме собственно сцены, вынесены еще и зрительские места. С момента ее открытия всё, что на ней происходит (за одним незначительным исключением) связано с творчеством Достоевского. Первым опытом был «Вертеп» – интереснейшая композиция по малосценичным и не самым известным вещам писателя. Затем – спектакль по дневникам его жены Анна Григорьевны, блистательно сыгранной народной артисткою Любовью Лушечкиной. И, наконец, последняя премьера из этого ряда, тоже не совсем обычная, – «Белые ночи». Необычная прежде всего тем, что разыгрывают эту историю на нашей академической сцене не артисты театра, как можно было ожидать, а сплошь студенты IV курса Новгородского университета (за исключением лишь одного актера – тоже, впрочем, совсем еще юного). Возраст постановщика спектакля возрасту Достоевского в пору написания «Белых ночей» вполне соразмерен, актеры (студенты) – те так просто своих сверстников играют. Видимо, таким возрастным раскладом определился и способ существования, наиболее пригодный для молодежи, – игра. В оформлении, имитирующем атмосферу призрачного и мокрого Петербурга, четверо юношей и столько же девушек пытаются прочесть сентиментальный роман «Белые ночи». Сначала прочесть в буквальном смысле, – по книге. Однако вскоре на смену монотонной декламации приходит куда более живое «разыгрывание» авторского текста, – со всей возможной фантазией и нехитрыми метафорами: тут тебе и разглагольствующие особняки, и атланты с кариатидами, и карикатура на полоумную тетушку, и отъезжающие на лошадях дачники (они же сами себе и лошади). И, конечно же, герои «Белых ночей» – Мечтатель с Настенькой. Все тут играют всех, и почти все – двух главных героев: три Настеньки, три Мечтателя, причем в свободной очередности и в разных друг с другом сочетаниях. Ролями меняются порой прямо по ходу действия, не уходя с площадки. Таким образом, плотная работа в ансамбле здесь сочетается с возможностью максимального раскрытия индивидуальности каждого исполнителя, – идеальная форма для дипломного спектакля! Правда, тут и вопрос закономерно возникает: если это студенческая работа, то почему она играется не на экзаменационную комиссию, а на обычного зрителя? А если спектакль поставлен все-таки для широкого зрителя, то почему этому зрителю под маркой академического театра предлагают студенческую работу? - Прежде всего я считаю эту работу полноценным спектаклем театра, и если б она на то не имела права – ни за что бы ее на профессиональную сцену не выпустил, – ответил постановщик «Белых ночей» Сергей Морозов, главный режиссер театра и руководитель курса (точнее, той его части, которая относится к театру имени Достоевского). – Уверен: этот спектакль добавит свою краску в репертуарную афишу и, во всяком случае, ее не испортит. - И все же какие задачи решались в первую очередь – художественные или педагогические? - И те, и другие. Рад, что удалось найти такой ход, который был бы и зрителю интересен, и полезен в процессе обучения. - Это ваш первый педагогический опыт? - Первый. Причем и этот первый свой курс я не сам набирал и не с начала его веду, он достался мне вместе с должностью главного режиссера два года назад. - И как вы оцениваете спектакль своего курса? - Достаточно высоко оцениваю – быть может потому, что видел, с какого уровня эта работа начиналась. Но курс обладает одним очень полезным качеством – умением сконцентрироваться, собраться, и в этой собранности достичь многого. В «Белых ночах» можно по-разному оценивать уровень их работ, но в целом довольно непростой материал ребятами был освоен, а это главное. Не всё, конечно, получилось так, как хотелось бы, но спектакль ведь еще в работе, я его не бросаю. - А если б вам, как педагогу, пришлось оценки ставить – хоть одна пятерка была бы? - Была бы, – сегодня, по меньшей мере, одна. «Отличницу», которой Сергей Анатольевич поставил бы пятерку уже сегодня, вычислить совсем несложно, – достаточно просто посмотреть спектакль. Безусловно, каждый из восьми голосов этого довольно стройного ансамбля имеет свою ценность. Но когда на фоне ряда более или менее удачных студенческих работ высвечивается вдруг работа яркая, точная и не по студенчески зрелая, способная держать, как на стержне, весь спектакль, – это дорогого стоит. Уже только ради подобных открытий имеет смысл смотреть учебные спектакли – в надежде поймать волшебный миг превращения какой-нибудь студентки театрального факультета Маши в актрису Марию Александровну… - Не театрального факультета, а педагогического, – поправила студентка (а через год дипломированная артистка) Маша Медведева. – Все мы четыре года назад поступили в ИНПО, на кафедру музыки факультета педагогического образования, у нас и в дипломах будет указана еще одна профессия помимо актерской, – «преподаватель музыки». Курс составляют два отделения: те, кто занимается теперь в «Малом» театре и мы – «драмковцы», как нас называют. Сначала руководителем у нас (у драмковцев) была Надежда Павловна Назарова, потом к ней добавился Сергей Анатольевич… Разумеется, наивным было бы ожидать в этом спектакле рекордных погружений в психологические глубины. Да и без потерь протащить линию героя от начала до конца через нескольких исполнителей – задача тоже весьма непростая, даже для больших мастеров. И все же есть в спектакле университетских драмковцев нечто такое, что держит внимание зала. Переживания главных героев? – да, безусловно, но это данность, заложенная в материале, и никаких открытий (за исключением вышеупомянутой пятерки) тут в результате не было. Но в том-то и прелесть этого спектакля, что на зрителя здесь не результат вынесен, а процесс. Именно сиюминутный процесс прикосновения молодежи к высокой литературе, сиюминутная попытка ее освоения и делает спектакль живым, именно в этом его свежесть, нерв, его неповторимость. В таком аспекте даже огрехи и неровности обретают позитивный смысл, а публика сопереживает уже не столько героям, сколько их исполнителям. Трудно сказать, предполагалось ли такое решение изначально, но получилось именно так. Впрочем, главное – получилось. Алексей Пшанский Пресса о нас |