Новости

23.07.2012  Ирина Абрамовская: В школу учитель должен приходить ради детей (Новгородское общественно-деловое интернет-издание "Прямая речь" от 19.07.2012)

В интервью интернет-изданию Прямая речь декан филологического факультета НовГУ Ирина Абрамовская рассказала о том, как поднять престиж профессии учителя и привлечь абитуриентов на педагогические специальности.

ПР: Кто придёт работать в школу через 5 — 10 лет?

ИА: Сейчас загадывать рано. Уверена, что это будут наши выпускники. Выпуск нынешнего года довольно большой — всего 54 человека, включая выпускников заочного отделения и бакалавров. Но пятикурсников-филологов (специалистов) крайне мало — всего 5 человек, из них двое работают в школах города. Кстати, и двое выпускников-заочников работают в школах на селе, остальные все заняты не в сфере образования.

Через несколько лет в школу придут молодые люди, которые уже отучились, но если они не работали по профессии, им придется проходить переподготовку, настолько быстро меняются стандарты среднего образования, планы. С нынешними знаниями прийти в школу через 5-10 лет нереально. Если у наших выпускников возникнет желание работать в школе, им придется к нам вернуться, чтобы пройти переподготовку, курсы повышения квалификации.

ПР: Эти курсы уже есть или это планируется сделать?

ИА: Это планируется сделать, сейчас, по-моему, мы не нуждаемся в таких курсах, потому что все время говорят на самых разных уровнях, включая федеральный, что педагогов слишком много, дефицита кадров нет. Сейчас учителя проходят курсы повышения квалификации при Новгородском институте развития образования.

На данный момент филологический факультет НовГУ выпускает подготовленных к работе в школе специалистов. В бакалавриате мы выбрали модуль «преподавание филологических дисциплин» именно с той целью, чтобы наши выпускники шли в школу, чтобы у них были знания и по педагогике, и по психологии, и по методике преподавания русского языка и литературы, и педагогическая практика.

ПР: Куда может пойти выпускник с бакалаврским дипломом?

ИА: Этот вопрос задается всегда, если речь идет о наших дипломах. «Бакалавр филологии» — это специалист с высшим образованием. После бакалавриата можно пойти в школу, потому что пройдена подготовка по всем профессиональным дисциплинам, и бакалавры обладают всеми необходимыми компетенциями. Наши выпускники могут работать как в средних, так и в старших классах. Надеюсь, работодатели привыкнут к новым квалификационным показателям. В педагогическом институте тоже было четырехгодичное образование.

ПР: Как привлекать абитуриентов на учительские специальности?

ИА: На филологический факультет? Нужно ездить в школы, разговаривать со школьниками, и не просто агитировать, а работать предметно: давать консультации по литературе и по русскому языку. Думаю, очень важный стимул — интерес к конкретным научным проблемам, о которых мало говорят в школе, поскольку с переходом к ЕГЭ все проблемы языка и литературы свелись к одной — натаскиванию к сдаче этого экзамена. Как-то постепенно из жизни школьников ушли важные «умения» — читать книги, задавать вопросы, обсуждать прочитанное. Приходится постоянно говорить о необходимости повысить культуру письменной и устной речи. Думаю, что сознание важности учительского труда, «миссии» школьного учителя, без которого невозможно стать полноценным человеком, в конце концов, станет стимулом для молодых людей, которые придут в школы ради детей, в том числе и своих собственных.

ПР: Помогают ли школьные учителя привлекать абитуриентов?

ИА: Нынешние учителя совершенно не готовы привлекать абитуриентов. Наоборот, я знаю, что некоторые учителя отговаривают учащихся писать ЕГЭ по литературе, потому что им самим не очень хочется заниматься подготовкой к экзамену, это лишняя нагрузка. Так как русский язык нужен всем, то учителя занимаются в основном языком. Ответы в формате ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о том, что литература находится в полном загоне: такие глупости пишут, если речь идет о литературе, что абсолютно понятно — если мы с сентября следующего учебного года не пойдем в школы и не будем разговаривать с детьми о русской литературе, у нас не будет набора

ПР: Реально ли вернуть в школу мужчин?

ИА: Конечно, да. Мы гордимся Ваней Барташуком, работающим в школе. Нынешний выпускник-магистрант Владимир Румянцев тоже работает в школе, и вполне успешно. Молодых людей на филологическом факультете всегда было мало, но они есть.

ПР: Как поднять престиж профессии?

ИА: В наше время прагматиков и рационалистов мы не можем оценить профессию по той зарплате, которую могут получать выпускники, пришедшие работать в школу. Наша профессия нужна государству, потому что мы занимаемся проблемами культуры, проблемами литературы, русского языка, а это проблемы государственной важности. И если дети не будут говорить и писать на собственном языке грамотно, красиво, если они не будут знать литературу, они будут мыслить примитивно. Ведь литературное произведение, помимо того, что доставляет удовольствие, учит размышлять, понимать себя и окружающих людей.

Очень важно общее настроение, общественные тенденции. Хотелось бы, чтобы почаще в СМИ выступали филологи со своими интересными проектами, сообщениями. Чтобы их деятельность более широко освещалась. Было бы замечательно, если бы ученых пригласили к сотрудничеству в СМИ, и они могли бы принять участие в различных научно-популярных проектах. Если начинаешь какое-либо общественно-полезное дело, оно обязательно дает отдачу, результат. Но важно начать и довести до конца.

Мнение

Феликс Груздев, начальник управления довузовской подготовки НовГУ им. Ярослава Мудрого

 Как только статус учителя, не только зарплата, а в целом статус, поднимется, не будет проблем с привлечением абитуриентов. Должны быть поощрения учителям, раньше много было разных видов поощрений. В конкурс «Учитель года» попадают единицы, а ведь учителей у нас много, их надо отмечать, и не раз в год.

Мы готовим педагогов, например. истории, биологии, литературы, иностранного языка, начальных классов, математики. В этом году начинаем подготовку по специальности математика-информатика и физика-информатика. Но вопрос в том, что никто не знает, сколько нужно будет педагогов. Заказчиком должен выступать комитет образования.

Университет готов работать в этом направлении. Но есть два момента: нужно знать, сколько учителей и для кого?

В школе на самом деле информатику некому вести, обществознание некому вести, потому что этих учителей никто никогда не готовил. И дело не в том, что университет не готовит, а в том, что нам никто не заказывает эти кадры.

Если посмотреть списки целевиков на различные учительские специальности — это 1-2 человека. А это целевые направления, которые абитуриенты получают в районных администрациях.

При этом университет не может проводить кадровый мониторинг, так как вся необходимая информация у комитетов образования.

 

Пресса о нас