22.02.2024 Более 50 творческих проектов представили школьники на областной олимпиаде по технологии Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников 9-х, 10-11-х классов по технологии проходил в Великом Новгороде 20 и 21 февраля 2024 г. Более 50 учащихся, ставших победителями на городских и районных олимпиадах, проводившихся по предметной области «Технология», демонстрировали свои технологические компетенции и творческие проекты на базе Образовательного центра «Онфим», в мастерских кафедры технологического и художественного образования (ТХО) Педагогического института НовГУ и в Центре адаптивного обучения. В олимпиаде приняли учащиеся из школ, гимназий и лицеев Великого Новгорода, а также образовательных организаций Старой Руссы, Демянска, Неболчей и др. Содержание и порядок проведения олимпиады были определены методическими рекомендациями, подготовленными Центральной предметно-методической комиссией по технологии (г.Москва). Руководство подготовкой и проведением олимпиады обеспечивал оргкомитет, утвердивший предметное жюри из преподавателей кафедры ТХО.Олимпиада нацелена на повышение уровня теоретического и практического освоения традиционных и новейших технологий современного производства, привлечение учащихся к выполнению практико-ориентированных, социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества, выявление и поддержку наиболее талантливых школьников в области технологического образования. Олимпиада по технологии организуется по типу конкурса профессиональных компетенций «Джуниор скиллс» и состоит из 3-х этапов: теоретического (для оценки технологических знаний учащихся), практического (для оценки технологических умений обучающихся) и защиты творческих проектов (для оценки проектных умений школьников).В связи с различиями в содержании обучения юношей и девушек по предмету «Технология» в школе, олимпиада проводилась на всех этапах по двум номинациям: «Техника, технологии и техническое творчество» и «Культура дома, дизайн и технологии». На теоретическом этапе школьники выполняли задания, содержащие вопросы по школьному курсу технологии. На практическом этапе, проходившем в мастерских кафедры ТХО и в Центре адаптивного обучения, участники олимпиады демонстрировали свой уровень практических умений, выполняя моделирование и технологические операции поузловой обработки швейных изделий (девушки), а также изготавливая столярные и токарные изделия из древесины (юноши).Так, на практическом этапе олимпиады ученицам 9 классов необходимо было смоделировать и сконструировать блузку, а также изготовить съёмный карман на двух пуговицах. Школьницы 10 классов проектировали модное платье и выполняли обработку накладного кармана с косым входом и с вышивкой. Девушкам 11 классов предлагалось смоделировать стилизованное платье и изготовить нагрудное украшение – колье-воротник.
Юношам 9 классов в качестве практического задания необходимо было спроектировать и изготовить оригинальную стойку для куклы школьного краеведческого музея, а учащимся 10 и 11 классов - спроектировать, составить технологическую карту и выточить на токарном станке по дереву, соответственно, пестик для ступки и мельницу для специй.Наиболее интересной и зрелищной была защита школьниками творческих проектов. Анализ проектов, представленных на олимпиаду в этом году, показал вариативность направлений проектной деятельности учащихся. Учебное проектирование выполнялось школьниками в основном в рамках следующих разделов предметной области «Технология»: «Технология обработки конструкционных материалов», «Художественная обработка древесины», «Технология обработки тканей», «Электротехника и электроника». Так, например, юношами были представлены проекты: «Подводный робот-исследователь», «Настольный гидравлический манипулятор», «Декоративная ключница», «Модель механических часов из древесины», «Настенные неоновые часы», «Ультрафиолетовый фонарик», «Традиционные настольные игры», «Глиняный сувенирный набор «Старая Русса»», «Универсальный стул для детей» и др.Большинство творческих проектов девушек было связано с разработкой изделий из текстильных материалов: «Платье для сцены», «Развивающий коврик для детей», «Брючный костюм», «Подарочный набор «Мой винтаж»», «Игрушка «Хранитель леса»», «Комплект украшений из эпоксидной смолы», «Интерьерная игрушка» и др.
Необходимо отметить, что в этом году на защите творческих проектов один из участников – юноша, обучающийся в 11 классе, продемонстрировал жюри самостоятельно изготовленный вязаный костюм, а девушка из 9 класса представила настенное панно из древесных материалов, выполненное на цифровом фрезерном станке.
Большинство проектов были выполнены учащимися в соответствии с логикой проектировочной деятельности. Представленные изделия соответствовали конструкторской и технологической документации, были качественно изготовлены, содержали большое количество декоративных элементов, отличались оригинальностью конструктивных решений. На защите проектов школьники показали эрудированность по теме разработки, демонстрировали преимущества своих конструктивных решений. Суммарные баллы, полученные участниками олимпиады за 3 тура, позволяют сделать вывод о хорошем уровне знаний и умений, сформированных у учащихся в области проектирования и технологии.Необходимо отметить, что кафедра технологического и художественного образования, ежегодно обеспечивающая проведение городской и областной олимпиад по технологии, непрерывно совершенствует учебно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей, развивает материально-техническую базу. Так, в предыдущие годы на кафедре были открыты два технологических центра, оснащенных современным оборудованием для обработки древесины и тканей. Всё это необходимо для того, чтобы выпускники университета, придя в образовательные организации региона, могли на современном уровне развивать у школьников проектные и технологические компетенции.Кафедра технологического и художественного образования |