18.09.2022 Ведущий научный сотрудник НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Дарья Терешкина приняла участие в юбилейных Болдинских чтениях С 12 по 16 сентября 2022 г. в Нижнем Новгороде проводилась юбилейная международная научная конференция «Болдинские чтения», посвящённые творчеству А.С. Пушкина. История чтений начинается с 1968 года, с тех пор знаменитое Большое Болдино Нижегородской области ежегодно (после небольшого перерыва) становится местом собрания учёных со всего мира, занимающихся творчеством и биографией А.С. Пушкина. Организаторами Пятидесятых юбилейных Болдинских чтений стали Министерство культуры Нижегородской области, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». Более 50 исследователей из России, Молдовы, Беларуси, США, Японии, Киргизии, Казахстана, Украины, Германии, Канады посетили имение А.С. Пушкина Большое Болдино, представили свои доклады, приняли участие в оживлённых дискуссиях об интерпретации творчества поэта, ставших для носителей русского языка выразителем национального сознания, своеобразным кодом национальной идентичности. Этому был посвящён и доклад ведущего научного сотрудника НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Дарьи Борисовны Терешкиной «Пушкин и пушкинская цитата в анимационном творчестве Юрия Норштейна». Творчество и личность А.С. Пушкина стали предметом художественной рефлексии Юрия Норштейна ещё во время его работы (в качестве художника-мультипликатора) в составе группы под руководством А. Хржановского, трудившейся над фильмом-трилогией по рисункам Пушкина «Любимое моё время» (1977–1982). В собственном анимационном, во многом автобиографичном, фильме «Сказка сказок», ставшем мультфильмом всех времён и народов, Юрий Норштейн не только изображает Пушкина как полноценного героя одной из сюжетных линий картины, но и возводит его образ до уровня почти библейского. В поэтике фильма используется пушкинская цитата в самом широком смысле: в изобразительных средствах (параллели в рисунках Пушкина), в мотивах странничества, передачи лиры от поэта к поэту, с помощью визуализации словесных цитат в анимационной форме и др. Пушкин для русских стал своего рода мерилом смысла и этического самоопределения – именно это, как показала Д.Б. Терешкина, становится «ключом» к пониманию фильма. Доклад вызвал живой интерес слушателей и согласие с предложенной интерпретацией, поскольку аргументация предложенных трактовок неочевидного присутствия Пушкина и его творчества в фильме Норштейна была убедительной. Содержание доклада развивает и конкретизирует тему стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности», реализуемого в рамках программы «Приоритет 2030». По итогам международной конференции ежегодно выходит в свет сборник статей. НОЦ "Гуманитарная урбанистика" |