Новости

18.05.2024  Состоялась восьмая сессия научного семинара «Человек на границах»

17 мая 2024 г. на базе НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Высшей гуманитарной школы «Антоново» состоялась VIII сессия научного семинара «Человек на границах». В качестве спикера выступил кандидат филологических наук, заведующий кафедрой эстетики и этики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Лев Николаевич Летягин. Выступление было посвящено теме «Аксиогеография Санкт-Петербурга: пограничье реальности и мифа».

 

В своём выступлении Лев Николаевич обратил внимание на различие городских ландшафтов Москвы и Санкт-Петербурга, рассказал о том, в чём состоял замысел Петра I при переносе столицы на берега Балтийского моря, объяснил, как городские мифы заполняют лакуны в наших суждениях об истории и значении городов в культуре России и мира.

Город как постоянно растущая культурная система (Град) не равен городу как административной единице. Град в нашем сознании всегда конкурирует с городом. Город обнаруживает перед нами свою идентичность, когда он дополнен своим образом и своим мифом. Объективное постижение образной структуры современного мегаполиса представляется возможным через уточнение его трёхмерной структуры (хронотопа), понимаемой как единство времени-пространства.

 

Ландшафт города всегда дополнен металандшафтом Града. Металандшафт – это установка на восприятие «горнего» измерения города в контексте большого времени культуры. Взгляд на Москву с высоты колокольни Ивана Великого – высоты птичьего полёта – открывает нам идеальные визуальные координаты, с одной стороны, и пространственную дифференциацию временных планов, с другой. Петербургская «вертикаль» истории (вертикаль равнинного города) предполагает рассмотрение Мирового Града в относительной «одновременности» новых и прежних смыслов.

 

Ансамблевое мышление – одно из зримых, а потому наиболее очевидных слагаемых петербургского мифа. В большом времени культуры оппозиции «мыслимого» и «реального» незаметно, но неизменно подменяют друг друга. Городские легенды и городской миф представляют собой разные когнитивные уровни постижения города и его интерпретации. «Общеизвестное» здесь зачастую расходится с индивидуально понятым. В сохраняющейся системе архитектурных образов и планировочных решений Петербурга произвольность обыденного толкования затрагивает три ключевых аспекта его ценностного бытия: МИФ творения – МИФ европейскости – МИФ регулярности. Спикер подробно остановился на содержании и критике этих мифов Петербурга.

Согласно выводу автора выступления, речь должна идти не о степени «правдоподобия» сохраняющихся исторических подстрочников (поскольку каждый «читатель» города имеет право «читать» его по-своему), а о текстуальных характеристиках города как семантического пространства, в котором глубинные ценности национальной и мировой культуры получают своё пространственное воплощение. Так город формирует свою аксиогеографию. Петербургский городской ландшафт ориентирован на воспроизводство множественных «неконтролируемых подтекстов», в которых находит специфическое визуальное преломление история национальных и мировых идей.

Доклад вызвал искренний интерес участников семинара и сопровождался оживлённой дискуссией.

НОЦ "Гуманитарная урбанистика"