18.05.2024 Состоялась восьмая сессия научного семинара «Человек на границах» 17 мая 2024 г. на базе НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Высшей гуманитарной школы «Антоново» состоялась VIII сессия научного семинара «Человек на границах». В качестве спикера выступил кандидат филологических наук, заведующий кафедрой эстетики и этики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Лев Николаевич Летягин. Выступление было посвящено теме «Аксиогеография Санкт-Петербурга: пограничье реальности и мифа».
В своём выступлении Лев Николаевич обратил внимание на различие городских ландшафтов Москвы и Санкт-Петербурга, рассказал о том, в чём состоял замысел Петра I при переносе столицы на берега Балтийского моря, объяснил, как городские мифы заполняют лакуны в наших суждениях об истории и значении городов в культуре России и мира. Город как постоянно растущая культурная система (Град) не равен городу как административной единице. Град в нашем сознании всегда конкурирует с городом. Город обнаруживает перед нами свою идентичность, когда он дополнен своим образом и своим мифом. Объективное постижение образной структуры современного мегаполиса представляется возможным через уточнение его трёхмерной структуры (хронотопа), понимаемой как единство времени-пространства.
Ландшафт города всегда дополнен металандшафтом Града. Металандшафт – это установка на восприятие «горнего» измерения города в контексте большого времени культуры. Взгляд на Москву с высоты колокольни Ивана Великого – высоты птичьего полёта – открывает нам идеальные визуальные координаты, с одной стороны, и пространственную дифференциацию временных планов, с другой. Петербургская «вертикаль» истории (вертикаль равнинного города) предполагает рассмотрение Мирового Града в относительной «одновременности» новых и прежних смыслов.
Ансамблевое мышление – одно из зримых, а потому наиболее очевидных слагаемых петербургского мифа. В большом времени культуры оппозиции «мыслимого» и «реального» незаметно, но неизменно подменяют друг друга. Городские легенды и городской миф представляют собой разные когнитивные уровни постижения города и его интерпретации. «Общеизвестное» здесь зачастую расходится с индивидуально понятым. В сохраняющейся системе архитектурных образов и планировочных решений Петербурга произвольность обыденного толкования затрагивает три ключевых аспекта его ценностного бытия: МИФ творения – МИФ европейскости – МИФ регулярности. Спикер подробно остановился на содержании и критике этих мифов Петербурга. Согласно выводу автора выступления, речь должна идти не о степени «правдоподобия» сохраняющихся исторических подстрочников (поскольку каждый «читатель» города имеет право «читать» его по-своему), а о текстуальных характеристиках города как семантического пространства, в котором глубинные ценности национальной и мировой культуры получают своё пространственное воплощение. Так город формирует свою аксиогеографию. Петербургский городской ландшафт ориентирован на воспроизводство множественных «неконтролируемых подтекстов», в которых находит специфическое визуальное преломление история национальных и мировых идей. Доклад вызвал искренний интерес участников семинара и сопровождался оживлённой дискуссией. НОЦ "Гуманитарная урбанистика" |