15.03.2024 В НовГУ состоялся круглый стол, посвященный святителю Тихону Задонскому В НовГУ состоялся круглый стол, посвященный святителю Тихону Задонскому В 2024 году исполняется 300 лет со дня рождения крупнейшего религиозного просветителя XVIII века, духовного писателя, богослова, епископа Русской Православной Церкви Тихона Задонского, прославленного в лике святителей. В миру его звали Тимофеем Соколовым, при рождении — Кирилловым. Он родился в селе Короцко на Валдае, в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. Новую фамилию Соколов ему присвоили в Новгородской духовной семинарии. Судьба святителя была тесно связана с Антониевым монастырем. Здесь он провёл юношеские годы, начинал служение в монашеском и священническом сане, а также педагогическую деятельность. 15 марта в читальном зале научной библиотеки Гуманитарного института НовГУ состоялся круглый стол, посвященный святителю, а также открылась книжная выставка, которая знакомит посетителей с изданиями и публикациями о Тихоне Задонском. Эти события были приурочены ко Дням православной книги. В работе круглого стола приняли участие учёные, преподаватели, студенты и магистранты НовГУ, священники. Открыл мероприятие заведующий кафедрой теологии НовГУ, настоятель университетского храма Сретения Господня иерей Евгений Зайцев. Напомним, именно в этом храме принял монашеский постриг святитель Тихон. Священник рассказал о почитании святителя Тихона Задонского на Новгородской земле и в Антониевом монастыре. Оно началось почти сразу, о чём есть свидетельства. В стенах Антониева монастыря эта память зафиксирована в первую очередь в устройстве храма в честь святителя. И сегодня он сохраняется, это ныне действующий университетский храм, который был пристроен к Сретенской церкви в начале XX века. Также о почитании святителя свидетельствуют воспоминания паломников, гостей монастыря, которые побывали в этой святой обители в прошлые столетия. Известно, что семинарские богослужения в начале и конце учебного года начинались со службы святым Антонию Римлянину и Тихону Задонскому. Один из ректоров семинарии, будущий Патриарх Алексий Симанский в своём слове перед семинаристами отмечал, что им выпала огромная честь учиться в стенах, из которых вышел такой подвижник. Кроме того, здесь был создан проповеднический кружок имени святителя Тихона Задонского. Память об этом подвижнике сохраняется и в наши дни. В университетском храме был освящен придел в честь него. Свидетельством почитания святителя является и современная икона, созданная новгородскими иконописцами. Она рассказывает о связи святого с Новгородской землей. Отец Евгений подчеркнул, что Тихон Задонский всегда с любовью вспоминал Новгород, всегда сохранял связь с нашим городом и селом Короцко. Поэтому он не только воронежский святой, как часто это можно услышать, но и новгородский. Заслуженный работник культуры Людмила Секретарь познакомила участников круглого стола с новгородским периодом в жизни святого. «Личность святителя Тихона Задонского открывалась мне не сразу. И в итоге он стал одним из самых любимых и близких сердцу из всего сонма новгородских святых. Я открывала его для себя постепенно», - призналась Людмила Андреевна. В 80-ые годы исследователь работала над исторической справкой по Антониеву монастырю. В процессе написания ей встретилось проповедь святителя Тихона о покаянии. В своё время она была арестована, в Синоде велось следственное дело после доноса. Текст для XVIII века был очень острым, и он поразил Людмилу Секретарь особым стремлением святителя к социальной справедливости. Это стремление связано с тем, что в детстве и юности будущий владыка пережил настоящую нищету, и это навсегда осталось в его памяти. Святитель писал о том, что многие помещики содержат слуг и крестьян «хуже скотов и псов», при том, что это люди, созданные по образу Божию. Такие помещики заводят богатые дома, пруды, сады, кареты, коней… По мнению Людмилы Андреевны, эти слова и сейчас звучат актуально. А на момент прочтения она подумала: какой это был смелый человек, удивительный, настоящий христианин. Спустя некоторое время исследователь начала работать над большой исторической справкой о малой родине святителя Тихона (к сожалению, она до сих пор не опубликована). Первые 14 лет жизни святителя Тихона Задонского были связаны с Короцким погостом. Людмила Секретарь побывала на берегу озера Короцко, своими глазами увидела древнее и очень красивое место, где родился и провёл детские годы Тимофей Кириллов. Там похоронены его родители, а также дедушка и бабушка. По её словам, история Короцкого погоста – интереснейшая. Впервые он упоминается в 1495 году в Писцовой книге. Тогда там стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVI веке эти земли принадлежали семье Колычёвых. Это очень известный род, из которого происходил Филипп Колычев, с которым жестоко расправился Иван Грозный руками Малюты Скуратова. В XVI веке там также было сельцо, помещичья усадьба. А в XVII веке после 1629 года возник монастырь, и на месте деревянного древнего храма Покрова возвели другой деревянный храм, а рядом церковь Николая Чудотворца. В 1645 году она уже упоминается как существующая. У Никольского храма была красивая двускатная кровля. В нём служил отец святителя Тихона. Там был крещён будущий святитель. Эта церковь простояла до военного времени, либо была разобрана в 30-ые годы XX века. Монастырь существовал в XVII веке при Патриархе Никоне, он был приписан к Валдайскому Иверскому монастырю. А в XVIII веке обитель уже была упразднена, в 1764 году её уже не существовало. На месте Покровской деревянной церкви помещица Стогова возвела в 1823-1825 годах каменную церковь. После того, как святителя канонизировали в 1863 году, помещик Елагин основал в память о любимом пастыре новый монастырь. Он процветал, был огромным. До революции в нём жили более ста монахинь. В советское время там расположилась психиатрическая лечебница, весь архитектурный ансамбль был изуродован. Позже Людмила Секретарь познакомилась с сочинениями святителя Тихона Задонского, нашла в архивах дореволюционные снимки Короцкого погоста. Она напомнила участникам круглого стола «новгородскую» биографию святителя, рассказала о его детстве и юности, полных лишений и испытаний. Людмила Александровна подчеркнула, что, несмотря на нищету и все жизненные сложности, в святом Тихоне Задонском было заложено стремление к образованию, к книгам. Известно, что ему приходилось продавать половину выданного в семинарии хлеба, чтобы купить свечку для чтения. При этом над ним потешались другие ученики, но книги были для него очень важны. К слову, в дальнейшем Тихон Задонский всегда очень хорошо вспоминал Новгородскую духовную семинарию. После выступления Людмилы Секретарь слово взяла кандидат исторических наук Светлана Коварская. Она рассказала о пути Новгородского университета к храму, о том, как в 90-ые годы епархия и вуз начали движение друг к другу. Светлана Александровна поведала о том, как начинались исследования наших учёных, связанные с историей образования в нашем городе, с новгородской книжностью и с Новгородской духовной семинарией. Одной из первых книг, которые дали толчок к этой работе, был замечательный труд Людмилы Секретарь «Дома. События. Люди» (1999), в которой рассказывалось о семинарии и Тихоне Задонском. Также Светлана Александровна рассказала об университетских изданиях, о книжных выставках и о первой научной конференции в 2011 году, посвящённой святителю Тихону. И, конечно же, она напомнила историю открытия университетского храма, в котором чувствуется присутствие святителя Тихона Задонского. «Когда заходишь в церковь Сретения, возникает мысль: тут он был, тут молился, тут стал монахом. Какая удивительная историческая среда, время, которое нас связывает. Я лично чувствую его пребывание. И всегда хочется в молитве его вспомнить и подумать: вот он, рядом», - добавила Светлана Коварская. Завершая своё выступление, исследователь призвала читать тексты Тихона Задонского и помнить его слова: «Разум без просвещения Божия не может существовать». Следующим стало выступление кандидата педагогических наук Елены Орловой, преподавателя кафедры теологии НовГУ. Елена Олеговна посвятила свой доклад актуальности педагогического наследия святителя Тихона Задонского. Она напомнила о том, что на памятнике «Тысячелетие России» святитель находится в группе просветителей. «Хочу заметить, что просвещением можно заниматься на разные темы, и если говорить о Тихоне Задонском, то его просветительская деятельность имела, прежде всего, нравственную направленность», - сказала Елена Орлова. Для Тихона Задонского просвещение было одним из средств нравственного совершенствования человека. В наше время к людям тоже приходит понимание, что безграмотность во всех областях приводит к тяжелым последствиям. Неслучайно произошло возрождение общества «Знание», вводятся дополнительные часы на историю и другие предметы. Елена Олеговна согласна с мнением иеромонаха Гавриила Мельникова, который рассматривает богословскую систему взглядов святителя Тихона Задонского как основу его педагогической концепции. Стержень его педагогики — богословие пути ко спасению, понимаемое как восстановление в человеке образа Божьего на нравственном уровне. По словам Елены Орловой, особым педагогическим воздействием обладают не только книги святителя, но и сама его жизнь, его доброделание. Пережив нищету, Тихон Задонский определял бедность как грех падшего мира. Реакция на этот жизненный опыт может быть разной. Например, человек может озлобиться, может дойти до такой жажды богатства, что будет готов перешагнуть ради денег через что угодно. А у святителя Тихона этот опыт вылился в сострадание к таким же обездоленным. Он раздавал все деньги, всю пенсию, брал в долг под пенсию, покупал коров и лошадей для неимущих (то есть старался не просто дать денег, но и изменить жизнь людей). Он грустил в те дни, когда не было возможности кому-то помочь. День без помощи обездоленным был для него не в полноте своей состоявшимся. Жизнь святителя — воплощение любви к ближнему, - подчеркнула Елена Олеговна. По её мнению, рассказ о доброделании Тихона Задонского, как и о жажде к обучению, могут вызвать отклик у современных молодых людей. Она также отметила, что для святителя корнем всякого зла был недостаток любви, нелюбовь. И современный мир демонстрирует правоту его слов. Тихон Задонский видел в христианской любви средство от человеческих бедствий. Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ Николай Салоников представил обзор архивных документов на тему «Святитель Тихон Задонский и Новгородская духовная семинария». Работа по поиску и расшифровке этих материалов ведётся совместно с кандидатом исторических наук Константином Суториусом. Учёный отметил, что источники, увы, довольно скудны и не дают исследователям всей той информации, которую они хотели бы получить о повседневной жизни святителя Тихона Задонского. Со времени первой конференции 2011 года удалось найти всего несколько документов, связанных с Тихоном Задонским и его семьёй. Один из найденных документов связан с учёбой братьев Тимофея — Ефима и Захара — в школе в Иверском монастыре. Настоятель монастыря упоминает в письме архиепископу Феодосию Яновскому о том, что в школе учатся дети дьячка Кириллова из Короцко Ефим да Захарий… По словам Николая Салоникова, это одно из маленьких открытий, из которых складывается картина, связанная со святителем, его учёбой и семьёй, с биографией его родных. Учёный рассказал о том, что известно на данный момент об обучении Тимофея. Учёба у него пошла не сразу, он достаточно быстро стал отставать от сверстников, но потом нагнал и перегнал. В сохранившихся ведомостях мы видим хорошие оценки – «преизряден», «понятен». Мы знаем, что брат Тимофея Ефим стал дьячком в Короцко. Есть документ 1746 года, автором которого он является. Ефим писал, что в семинарии пишется его своекоштный брат (то есть находится на собственном коште – содержании), и что он может его содержать и просит перевести на казенное содержание. Это довольно большой документ с «рукоприкладством» - подписями свидетелей. Таким образом, мы знаем, что 1738-1746 годы были самыми тяжёлыми для Тимофея. Брат не мог много ему посылать. Сохранился также документ 1755 года, где святитель предстаёт уже в качестве преподавателя. Это доношение семинарского правления, которое ставит консисторию о перемене по классам в связи с отъездом Василия Бузановского в Киев. Здесь упоминается преподаватель риторики и поэтики Тимофей Соколовский. Конечно, очень интересно, сохранились ли записи курсов, которые Тихон Задонский слушал в Новгородской духовной семинарии. Пока это неизвестно. Увы, нам не достаёт источников, которые расскажут о том, как он учился. Николай Салоников также сообщил, что последний документ, связанный с Тихоном Задонским, Константин Суториус обнаружил в Минске, в библиотеке Академии наук. Там хранится несколько новгородских рукописей, в одной из которых есть слово, написанное рукой святителя. Завершился круглый стол выступлением библиотекаря Натальи Ивановны Морылёвой, которая представила книжную выставку «Святитель Тихон Задонский. Подвижник, посвятивший жизнь служению Богу и заботам о духовном воспитании людей. К 300-летию со дня рождения». В качестве слушателей в работе круглого стола тоже приняли участие известные новгородские учёные: доктор филологических наук, профессор Татьяна Шмелёва, кандидат исторических наук, завкафедрой истории России и археологии НовГУ, руководитель Старорусской археологической экспедиции НовГУ Елена Торопова, доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии НовГУ Владимир Заика, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Галина Гиржева, кандидат педагогических наук Михаил Раненко и другие уважаемые гости. Добавим, что скоро святителю Тихону Задонскому планируется посвятить одну из духовно-просветительских встреч в университетском храме. Также прозвучат выступления, связанные с ним, на предстоящих этой весной Лихудовских и Никитских чтениях. Текст, фото: Ольга Лаврова Кафедра теологии |