|
Программа работы секции "Городская повседневность"
На секции была студентка кафедры журналистики Арина Шамова, которая представила свои впечатления о работе секции
Повседневность нашего города
«Повседневность как «плавильный тигель», некий нарратив, ее не стоит понимать «календарно», как повторяемость, а повторяемость как рутинность» – такую мысль высказал во время своего выступления Константин Федорович Завершинский (Санкт-Петербург). Выступление профессора, озаглавленное «Символическая репрезентация политической повседневности средневекового Новгорода в национальной памяти современной России», закончилось дискуссией о мышлении современного студента и о том, в какой повседневности он живет. Ей не случилось разгореться под «прессингом» пятнадцатиминутного регламента.
Вслед за ним Елена Рэмовна Симонова (Москва) поведала о «Политической повседневности Великого Новгорода XIV века в уникальных документах Архивного фонда РФ». По степени ценности архивные документы делятся на уникальные и особо ценные, они хранятся в музейных и библиотечных фондах. Так, например, Лаврентьевская летопись, одна из древнейших русских летописей, хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и является наследием мирового значения. Столь же ценными являются и документы о политической повседневности Великого Новгорода, например, договорная грамота великого князя Юрия Даниловича и Новгорода с тверским великим князем Михаилом Ярославичем о мире. Но вот вопрос: как донести это богатство до пользователя? Ответ полностью соответствует запросам современного человека – иметь важное и нужное в быстром доступе, в электронном виде. Для этого сейчас производится оцифровка документов, создание электронных описей и развитие архивных информационно-поисковых систем.
Самое большое впечатление на меня произвело выступление Людмилы Андреевны Секретарь (Великий Новгород), посвященное роли Софийской площади в жизни новгородцев. Она представила фото чертежей и застройки Софийской площади. Как оказалось, сегодня, вдоль и поперек исхоженная, родная новгородцам площадь могла вовсе называться Торговой – это ее первоначальное название. Могла быть и овальной, и круглой формы, а в центре бы мог находиться протестантский храм с высоким шпилем. Не укладывается в голове такая картина, по крайней мере, в моей.
Второй день конференции продолжился с большим запалом, свободных мест в аудитории, где проходила секция «Городская повседневность», становилось все меньше. Марина Борисовна Бессуднова (Великий Новгород) рассказала об организации проведения досуга новгородцев, про их отношение к ганзейцам. Оно, как выяснилось из ганзейских писем, дающих представление о пребывании ганзейцев в Новгороде, было не самым лучшим. Все потому, что газейцы часто наведывались в кабаки, где ввязывались в драки, в эти же кабаки сбывали пиво, что вызывало недовольство администрации подворья. Яблоком раздора стал женский вопрос – поиски и знакомства с дамами определенной профессии, попытки соблазнения замужних женщин, все это сохранилось в грамотах.
Гостья из Стокгольма Элизабет Лёфстранд рассказала о повседневной жизни Новгорода и Смоленска во время Смуты. Столь неоднозначный выбор городов для сравнения имел простое объяснение. Оказывается, в Стокгольмском университете существует два архива: Новгородский оккупационный архив 1611-1617 г. и Смоленский архив 1609-1611 г. И вот прекрасная новость – в конце текущего года будет готов цифровой каталог Смоленского архива, поэтому желающим увидеть редкие документы, хранящиеся в Швеции, не составит труда.
Сложно вникать в тему на ходу, когда ты с ней вовсе не знаком, слышишь о чем-то впервые, и естественно, спотыкаешься на незнакомых словах, а иногда, по-честному, вовсе не понимаешь, о чем идет речь. Тогда остается с завистью наблюдать за тем, с каким воодушевлением ученый рассказывает о своем исследовании, как увлечен своей темой и насколько в ней компетентен. Он может, даже лишив слушателей зрительного контакта, просто читать с листа, все то, что уже явно прочитано и выверено не единожды. Однако даже в этом случае невозможно было не заметить импульсивной жестикуляции и мимики, выдающей не погасающий интерес к своей исследовательской работе.