|
Программа работы секции "Конфессиональные аспекты повседневности: духовные практики"
О том, что было на секции -- студентка кафедры журналистики Диана Федорова
«Духовные практики» на «Новгородике»
26—27 сентября прошла уже шестая конференция «Нвогородика», гуманитарии России и зарубежных стран вновь собрались в стенах Гуманитарного института НовГУ и в этот раз говорили о повседневности. Кажется, понятие простое и конкретное, но, если посмотреть с другой стороны, оно – безграничное.
Заседания секции «Конфессиональные аспекты повседневности: духовные практики» проходили в одном из самых красивых и значимых мест в университете – в центре творческой интеллигенции им. В. В. Сороки. Руководителями секции были Мильков Владимир Владимирович (Москва) и Аванесов Сергей Сергеевич (Великий Новгород). Во вступительном слове С. С. Аванесов. поприветствовал участников и пригласил первого докладчика, которым стал соруководитель секции. Владимир Владимирович. Он затронул тему нравственного состояния новгородского общества по данным Поучения Ильи-Иоанна (1165 - 1186). Выступающего слушали внимательно, задавали вопросы, в какой-то момент обсуждения атмосфера накалилась настолько, что Сергей Сергеевич Аванесов был вынужден сказать: «Чтобы дискуссия не превратилась в кулачный бой, давайте пригласим следующего». Так энергично и живо началась работа секции.
Далее выступил Александр Владимирович Сухарев (Москва) с темой «Специфика ментальности новгородского духовенства и общества в 12 в.». Следующий докладчик Павленко Андрей Николаевич (Москва) привлек особое внимание слушателей: на примере сказки «Царевна Лягушка», он затронул тему «Древнерусская космогония в культовой повседневности новгородцев и её параллели с «Теогонией» Гесиода». Он выдвигал множество гипотез, к примеру, он считает, что сказке «Царевна Лягушка» от 8 до 6 тысяч лет, а Василиса Прекрасная – это дочь Кащея Бессмертного, который, в свою очередь, является олицетворением мира. Это было, действительно, очень интересное рассуждение, продолжение которого еще хочется услышать.
После этого взял слово Александр Ранне (Великий Новгород), клирик Новгородского Софийского кафедрального собора. Он рассуждал о возможном использовании в литургической практике новгородских кратиров. Благодаря красивым фотографиям можно было увидеть, какие бывают кратиры, что на них изображено.
В выступлении Анастасии Александровны Симоновой (Москва) речь шла о святительских посохах Древней Руси. Далее Юлия Вячеславовна Колпакова (Псков) затронула такую тему, как «предметы личного благочестия в контексте новых археологических данных». В завершении первого дня слово взял Салоников Николай Вячеславович, который еще в начале выступления сказал, что, по его мнению, его доклад больше подходит к секции «Городская повседневность», но он все-таки выступил и рассказал о повседневной жизни петербургских подворий Новгородского архиерейского дома.
Финальным докладчиком стал Мельников Илья Андреевич (Великий Новгород) с темой «Русские религиозные диссентерские движения Новгородской губернии 19 в.: «духоборчество» и «духовщина», после была самая долгая дискуссия, докладчика хвалили и желали успехов в последующем исследовании.
Второй день секции начался с доклада Ирины Алексеевны Герасимовой (Москва) «Иной мир в понимании древних новгородцев (философская интерпретация споров о рае при Василии Калике)». Далее выступила Алина Сергеевна Алексеева (Москва), которая рассказала о житие Моисея, архиепископа Новгородского. Затем участники секции послушали доклад Ершова Ивана Николаевича (Санкт-Петербург) «Эпистолярное наследие Новгородского митрополита Иова».
Интересный докладчик приехал в Великий Новгород из Рима – это профессор Чезаре Де Микелис. Он затронул вопрос о новгородских еретиках, вызвав интереснейшую дискуссию. Слушатели спрашивали, есть ли труды, выпущенные на русском языке, как оказалось, есть только книга на итальянском, но Де Микелис Чезаре сказал, что перевод панируется, надо только подождать.
После итальянца выступил москвич Денис Витальевич Солодухин, он говорил о смешении христианских и языческих начал как фактор секуляризации: подход В. С. Соловьева (на материалах быта новгородцев 11-12 вв.).
Последний доклад на секции «Духовные практики» был за руководителем секции, но в этот раз выступил Аванесов Сергей Сергеевич (Великий Новгород) и его тема «Акафист преподобному Антонию Римлянину: теологические мотивы в контексте повседневных сакрально-коммуникативных практик».
Подводя итоги, Владимир Владимирович Мильков отметил, что раньше секция называлась «Церковные практики повседневности в Новгороде», он рад тому, что название изменили, тем самым расширился круг обзора на данную проблематику. А на вопрос, какой доклад вы бы отметили, он ответил следующее: «Меня заворожил доклад вашего молодого учителя Ильи, в его аргументации была четкая отсылка к документам. У него большая перспектива для дальнейших работ». Также Владимир Владимирович пожелал, чтобы «Новгородика» продолжалась, но не забыл предложить нововведение «Хотелось, чтобы и Пскова было побольше, а также более узко означенные темы».
Участники секции еще долго не расходились, общались между собой, шутили и конечно фотографировались. Больше всего фотографий сделали с Чезаре Де Микелисом, продолжали хвалить его работу, очень она всем понравилась. Выходя из кабинета, участники секции дружно отправились на кофе-брейк и, кажется, их дискуссия продолжалась и там, а может она продолжается и до сих пор?
Диана Федорова