Пресса о нас

07.11.2009  Бунтарский дух(газета «Новгородские ведомости» от 07.11.2009г.)

 Открылась персональная выставка к 70-летию новгородского художника Анатолия Шиманина. С работами мастера можно познакомиться в выставочном зале Десятинного монастыря.

 

Название выставки «Мой взгляд» – не поза, а констатация факта: Анатолий Николаевич, доцент кафедры художественной и пластической обработки материалов Политехнического института НовГУ, член Союза художников России,  автор более 1000 картин, разошедшихся в десятки стран мира, всем своим богатым творческим опытом заслужил право на собственное мироощущение, свое видение бытия. 

Бегом к творчеству

Как выяснилось, юбиляр только что вернулся из Пскова. Он участвовал в легкоатлетическом пробеге Порхов-Красуха, посвященном 65-летию Победы. И не только добежал до финиша 10-километровой дистанции, но и завоевал 2-е место среди ветеранов. Вообще-то он – ежегодный участник многих стайерских забегов и марафонов, проходящих в Петербурге, Пскове, Великом Новгороде. Летом, например, пробежал сразу два марафона: вокруг Ладожского озера «Дорога жизни» и по Петербургу «Белые ночи». Спрашивается, для чего художнику столь солидного возраста такое беспощадное испытание воли и сил?

Шиманин (справа) соревновался в Санкт-Петербурге наравне с молодыми.

– Я строю свою систему здоровья, – заявляет Анатолий Николаевич. – Через день бегу на выносливость от улицы Кочетова до Юрьево, всего порядка 20 километров. А в оставшиеся дни – короткую дистанцию на стадионе на скорость. Бег способствует моему творчеству. В результате я умею работать напряженно, сосредоточено, не тратя время даром. Скажите, какой другой художник может похвастаться, что написал порядка 30 картин за три месяца?

 Джаз на избранную тему

Речь идет о новом цикле картин, который по традиции сначала был показан в НовГУ, а теперь представлен среди других картин на юбилейной выставке. Цикл удивляет жизнерадостными красками и линиями, затевающими своеобразные хороводы и прятки прямо в плоскости холста. Некоторые из картин имеют неопределенные названия: «Композиция №1», «Композиция №2»…

– Анатолий Николаевич, в своих новых картинах вы как искусный ткач переплетаете нити линий…

– Здесь я стремлюсь добиться особой пластичности изображения. Поэтому всякая начатая линия у меня не прерывается, она все время прослеживается.

– Всматриваясь в вашу картину «Ковбой», можно увидеть самого всадника и лошадь. Но совсем непросто различить ноги лошади, копыта…

– Я хотел передать движение всадника, как он мчится. Все эти линии усиливают ощущение скорости, не будет линий – ковбой застынет. В целом, композиция построена на столкновении солнечной и теневой диагоналей, которым подчинены все линии.

– Вот фонтан под названием «Русалка» - это придуманный сюжет или есть прототип? Придуманный. Это фантазия, импровизация, отражающая суть женщины, то божественное, что в ней есть.  Представьте себе, композитор садится за рояль и начинает гонять гаммы, которые в конце концов превращаются в мелодию. Так и я начинаю «гонять» избранную по теме гамму цветов. Цвет – та же нота. Несколько цветов – аккорд. – Так это у вас получается своего рода джазовая импровизация!

– Согласен.

Студенткам НовГУ нравится «Русалка».  

Что дает мыло искусству

Шиманин – настоящий экспериментатор, все время в поиске новых форм подачи изображения. Посетители его выставок обязательно отметят новизну каждой из них. Те самые «нитяные» картины он рисует темперой, которую сверху покрывает тончайшим слоем масляной краски. Ранее у него была серия картин, выполненных крупными разноцветными круглыми пятнами. Этакий гигантский пуантилизм! Сюжеты осязались лишь на очень большом расстоянии, когда пятна начинали сливаться.

Или появилась серия в стиле, названном им «ассоциативной акварелью», где краски позволяли искать художнику эти самые ассоциации прямо на холсте, благодаря добавленной к ним эмульсии. Ведь с чистой акварелью не побалуешь! Точный рецепт эмульсии автор пока держит в секрете, но обязательно «расколется» перед учениками, которых очень любит и с которыми постоянно делится накопленным опытом.

Я добиваюсь нужной мне фактуры, – разъясняет художник. - Например, мыло дает фактуру мелкую и мягкую, клей ПВА или обойный клей – свою, закрепляющую, фактуру. А если добавить в акварельные краски определенное количество глицерина, то можно три дня писать и исправлять картину!

Как не вспомнить также удивительные настенные скульптурные композиции, которые Анатолий Николаевич создавал вместе с учениками из… туалетной бумаги и клея.

Откуда берутся новые идеи? Автор уверен, что дело не в логике, которая неизбежно «упирается в стену», а в умении использовать случайность:

– Любое открытие - это случайность. Вот я писал картину, а работа не получалась. Тогда я разозлился, повернул кисть обратной стороной и стал рисовать черенком. И  получилось!

 К вопросу о лестнице в небо 

– Анатолий Николаевич, какое место в искусстве, по-вашему, занимают экспериментаторы?

– В изобразительном искусстве всегда есть бунтари, которые восстают против традиции, пытаются опровергнуть устоявшееся. Их мало, но без них нет движения. Я знаю многих художников – хороших мастеров, прекрасно знающих технологию изготовления картин, но в то же время они в большинстве своем простые ремесленники, так как ничего нового не открывают ни себе, ни людям.

– Но согласитесь, что работы таких бунтарей нередко находятся за гранью реализма. Есть ли предел их поискам? Не исчезнет ли в какой-нибудь момент взаимопонимание между художником и зрителем?

– Лестница творчества бесконечна. Художник в определенное время своей жизни стоит на определенной ступеньке. Если зритель по своему мировоззрению близок к художнику, то значит, что они стоят на одной ступеньке. Если же художник поднялся выше, а зритель остался на предыдущей ступеньке, то понимание уходит.

– Дело только в зрителе? Но вот на некоторых выставках современного искусства мы видим разрисованных голых людей, а на кого-то одели ошейник и он тявкает… Как вы к этому относитесь?

Заниматься этим я, может быть, и не буду. Но не могу и отрицать. Там другое понятие, своя философия.

– Что же тогда следует считать «не искусством»? 

– Когда человек перестает творить и ставит свою работу на поток. Это уже не искусство.

  Откуда все пошло

То, что Анатолий Николаевич «родом из детства» видно каждому, кто бывал на его выставках. Настолько радужно его творчество, излучающее искренний восторг открытия окружающего мира. Но мало, кто знает, что художник родился и вырос в Харькове. Здесь же пошел учиться в художественное училище. Почему? Может быть потому, что отец рисовал на досуге любительски. А может быть потому, что в школе нравились его карикатуры. Но, скорее всего, виноват студент-квартирант, учившийся в Харьковском художественно-промышленном институте на скульптора.

Дело было так. Захотелось этому студенту поучаствовать в конкурсе, посвященном воссоединению России и Украины (предполагалось украсить новый мост скульптурами на эту тему). Стал он дома делать эскизы. Юный Анатолий присмотрелся и тоже стал лепить свой проект из пластилина: фигуры русского в кафтане и украинца в шароварах, обнявшихся и держащих над собой герб СССР. И вот пришел к студенту профессор отбирать работы и сразу обратил внимание на эскиз Анатолия. Квартирант обиделся и решил в виде шутки анонимно подать эскиз мальчика на конкурс. Эскиз занял 1 место! Но, когда открыли конверт, где были указаны данные 14-летнего автора, свернули этот конкурс и объявили новый – среди профессионалов.

Но такая, пусть и отнятая, победа определила юношу в выборе пути. В 1968 году он окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Вскоре по направлению вместе с женой приехал в Новгород работать в качестве дизайнера в конструкторское бюро объединения «Комплекс».

Прошло уже больше 40 лет с начала его новгородской жизни. Сегодня он ни о чем не жалеет, продолжает заниматься живописью, графикой, скульптурой, имеет многочисленных учеников и не гонится особо за деньгами:

У меня нет желания иметь много денег. Важно только, чтобы не прервался творческий процесс, чтобы в любое время можно было купить холсты да краски...

 Владимир Исаков 

Пресса о нас