04.06.2011 Не убили — и слава Богу (газета «Новгородские ведомости» от 04.06.11).
Как люди смогли выжить в нечеловеческих условиях нацистской оккупации? Над этим вопросом и многими другими рассуждает доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права НовГУ Борис КОВАЛЕВ в своей новой книге «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации».
По словам самого автора объемного тома, написанного в жанре научно-популярной литературы, им сделана попытка раскрыть трагедию простого человека, которому пришлось в буквальном смысле бороться за свое существование на оккупированной территории. В книге, посвященной жизни населения России в целом в годы войны, описана и специфика оккупационного режима в Новгороде с августа 1941-го по январь 1944 года. Забегая вперед, скажем: тема повседневного существования людей, живших под нацистским ярмом, оказалась, как ни парадоксально, малоисследованной, сложной, и различные сведения ученому пришлось собирать по крупицам. Но обо всем по порядку.
Неизвестная жизнь
В XXI веке в Европе и России критерии оценки исторических событий изменились. Если раньше историю творили государственные деятели и полководцы, то теперь основное внимание исследователей обращено на обычную жизнь простых людей. Об этом говорит и тот факт, что в конце прошлого столетия во Франции появилась серия книг под общим названием «Живая история. Повседневная жизнь человечества», повествующая об обычных людях из различных исторических эпох. Подобную же серию с 2000 года выпускает и старейшее российское издательство «Молодая гвардия». В ее рамках и вышла книга новгородского историка «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации», приуроченная к 70-летию начала Великой Отечественной войны.
Рассказывает Борис Ковалев:
- Оказавшись в экстремальных условиях нацистской оккупации, одни оказывали сопротивление врагу, проявляли героизм, а другие соглашались на сотрудничество. Большинство же наших соотечественников просто существовали на грани гибели, пытаясь сохранить жизнь себе и своей семье. Новизна книги в том, что я постарался показать полную панораму повседневной жизни во всей ее сложности - как доставали пищу, ждали родных с фронта, чему верили и не верили. В то же время в процессе работы я столкнулся с определенной проблемой. Поясню - подвиг красив, и ему посвящено много книг, стихов, фильмов. Предательство отвратительно, однако и негатив может служить хорошим материалом для исследователя и публициста. Но как описать по прошествии семидесяти лет то, что было для человека естественным и понятным, о чем не делали записей? Другими словами, как описать повседневность?
По словам исследователя, в страшные годы оккупации каждый день для угнетенных был выживанием. Людей в первую очередь занимали такие мысли, как: «Что поесть?», «Что одеть?», «Не убили - и слава Богу». И в то же время они достигали уровня духовного совершенства, мечтая о свободе и Победе.
Жестокая власть
Новгороду в годы оккупации пришлось особенно тяжело. Дело в том, что город находился практически на линии фронта, и в нем была высокая концентрация немецких войск. А значит, нацистский режим здесь отличался более жестким, беспощадным характером, чем на других оккупированных территориях.
До 1942 года новгородцы жили в основном только на Софийской стороне, где функционировала русская полиция. Торговая сторона полностью находилась в управлении немцев. Как уже было сказано выше, власть захватчиков была жестокой и беспредельной, за малейший проступок следовало суровое наказание. Так, в Духовом монастыре был повешен военнопленный за кражу куска хлеба. При этом роль палача среди гитлеровцев определялась по жребию.
Главная проблема, с которой столкнулись жители Новгорода, - сильная нехватка продовольствия. Молоко выдавалось в городской управе только детям и беременным женщинам по литру на человека, за небольшими пайками хлеба тянулись длинные очереди изнуренных от голода людей. В одной из очередей испанский солдат застрелил бургомистра Новгорода Федора Морозова, выразившего недовольство тем, что из-за солдат «голубой дивизии» женщинам не хватает молока. Кстати, продовольственный паек можно было получить и в качестве платы за тяжелые физические работы. Например, в Солецком районе до сих пор действуют дороги, построенные под немецким руководством в годы оккупации.
На первый взгляд может показаться, что в таких тяжелых условиях лучше всего было пойти на компромисс и помогать противнику с оружием в руках или своими интеллектом, талантом. Однако и к коллаборационистам гитлеровцы относились как к людям низшей расы. По словам Бориса Ковалева, те, кто выполнял физические работы, в награду получали бутылку водки и пять пачек махорки. Старосту могли удостоить подарком в виде патефона или гармони. А высшей наградой считался орден или поездка в Германию на две-три недели. Так, подобная «экскурсия» была организована для журналистов профашистской псковской газеты «За Родину», которая распространялась и на территории Новгородской области.
Оружием или талантом
К сожалению, в то время случаи сотрудничества с противником не были очень редкими. Так, Борис Филистинский, писатель, публицист, имеющий два высших образования, во время войны лично участвовал в массовых уничтожениях соотечественников. Кроме того, он организовал литературный клуб, который посещали немецкие и испанские офицеры. На собраниях часто звучала мысль о том, что европейские ценности, ярким носителем которых выступала Германия, должны спасти и возродить Россию.
Можно привести и другой пример того, как обращались коллаборационисты с соотечественниками. На базе Колмовской психиатрической больницы появился госпиталь, многие пациенты которого были обречены, так как лекарств и медицинского персонала почти не имелось. Правда, оккупанты выделяли больным небольшой продовольственный паек, но комендант Колмовского района Иван Моногаров, чтобы подольститься к «хозяевам», удерживал большую часть и этих крох. При выдаче же он бросал хлеб больным на пол, чтобы подчеркнуть свое особое положение. Позже Моногаров был арестован советскими органами государственной безопасности и посажен в тюрьму.
Однако можно привести и множество примеров человеческого благородства, смелости и силы духа. Например, художницы Наталья и Татьяна Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы серебряного века Зинаиды Гиппиус, жившие в Новгороде, отказались сотрудничать с немцами. Им была предложена работа в реставрационных мастерских. Однако они, дворянки, обиженные советской властью, предпочли голодать, нежели содействовать расхищению русской культуры.
Святые и предатели
Одной из сложных и малоизученных тем Великой Отечественной войны является жизнь православного священника на оккупированной территории. Как пояснил Борис Николаевич, фигура сельского батюшки оценивается исследователями по-разному. Кто-то считает их святыми, а кто-то - предателями.
Как известно, после 1917 года храмы были закрыты. Но нацизм обещал всем свободу религии. Не случайно на пряжках немецких солдат была выбита надпись: «С нами Бог». На оккупированной территории церкви снова открылись. Нацисты не ошиблись в своих расчетах: во время войны, когда близкие ушли на фронт, у людей обостряется религиозное чувство. Священник на селе вновь стал уважаемым лицом и приобрел доверие прихожан. В то же время гитлеровцами подразумевалось, что он будет информировать своих хозяев обо всех событиях сельской жизни, о партизанах, сборе урожая, настроениях местных жителей.
И некоторые священники соглашались сотрудничать с оккупантами. Но многие из них, забыв обиды предвоенных лет, помогали односельчанам и партизанам, не давали упасть духом, вселяли надежду. Такие люди становились настоящими пастырями. Нередко им приходилось расплачиваться за свои подвиги: немцы сжигали их вместе с прихожанами в церквах. Впоследствии те из священников, кто выжил после ужасов оккупации, были награждены медалями и орденами как Советского Союза, так и Русской православной церкви.
Светлана ГОРИНА
Фото Владимира МАЛЫГИНА
и из личного архива
Бориса Ковалева
Пресса о нас