29.05.2017 «Словеснейшие» братья Лихуды создали регулярные среднюю и высшую школы (издание "Новгородские ведомости" от 24.05.17) Сегодня, 24 мая, — День славянской письменности и культуры. Это в первую очередь праздник просвещения, родного слова, книги, литературы. И новгородцам есть кем и чем гордиться в этом плане. Недавно в НовГУ в рамках работы исторического лектория прошла лекция об Иоанникие и Софроние Лихудах и созданной ими в 1706 году в Новгороде при архиерейском доме греко-славянской школе. По словам лектора, одного из создателей Лихудовского научно-исследовательского центра НовГУ, заместителя директора Государственного архива Новгородской области Николая САЛОНИКОВА, публичные выступления ученых для широкой аудитории нужны, поскольку, как показывает практика, школьники и студенты очень многого не знают из новгородской истории. — В том числе и о деятельности иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов, которые основали в Новгороде школу, — начинает разговор Николай Вячеславович. — А ведь они, по сути, совершили прорыв и в сфере образования России на рубеже XVII–XVIII веков. — Лихуды, приехав в Москву из Греции в 1685 году, создали Славяно-греко-латинскую академию. Но ведь в Москве и до Лихудов были школы. Они что, новую учебную модель применили? — Образование и сейчас — одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Что уж говорить о том периоде. Лихуды в России применили ту модель, которую наблюдали в Европе и по которой сами обучались — Иоанникий, а он был старше брата, — в Венеции, а после оба — в Падуанском университете, который являлся одним их главных центров итальянского аристотелизма и схоластики. Созданная Лихудами в Москве Славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса или школы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Обучению в академии предшествовала учеба в подготовительном классе, где проходили элементарную славянскую грамоту. Затем шел академический курс, который Лихуды читали сами. Его основой было, как и в Европе, изучение семи свободных искусств, прежде всего — грамматики, риторики и диалектики. Заканчиваться все должно было в обязательном порядке изучением «высших» наук — философии и богословия. Курс дисциплин носил схоластический характер. — Но ведь гуманисты ругали схоластов за то, что те не к первоисточникам — текстам Священного Писания — обращаются, а к его комментаторам, например, Фоме Аквинскому... — Да, и не только гуманисты. Если помните, основатель протестантизма Мартин Лютер активно выступал за обращение к первоисточнику и перевел на немецкий Новый Завет. Однако когда началось обучение в протестантских университетах, преподаватели предпочли пойти по пути схоластики. Потому как это наиболее подходящая форма с точки зрения подготовки учеников — она давала хорошие результаты. И братья Лихуды схоластику выбрали исключительно как действующую образовательную модель. — Некоторое время назад были обнародованы результаты сравнительного анализа тех лекций, что братья записывали, когда сами учились в Падуе, и тех, что читали воспитанникам в России. Лихуды упрощали свой учебный курс. И закономерно возник вопрос: можно ли в таком случае считать Московскую Славяно-греко-латинскую академию высшим учебным заведением? — Действительно, братья Лихуды несколько упростили свои лекции. Но тут важно учитывать политическую расстановку сил того времени. Основатели школы были несвободны в принятии решений, ведь их в Россию послал патриарх Иерусалимский Досифей, который имел свои виды на Москву и вел упорную борьбу с латинствующими. Лихуды не сокращали структуру учебного курса, не упрощали содержательную часть, но они, дабы не раздражать грекофилов, в том числе и Досифея, убирали из своих текстов ссылки на авторитетных латинских авторов, популярных в Европе. Только и всего. — Так каков все же формат учебных заведений, созданных Лихудами в России? — Что касается Московской Славяно-греко-латинской академии, то это однозначно высшая школа — уровнем не ниже, чем в Европе. Но главное то, что Лихуды в России ввели систематическое обучение классическим языкам и «высшим» наукам. До них в Москве, конечно, были школы, но не на регулярной основе и не такого уровня. — Что представляла из себя школа братьев Лихудов при архиерейском доме в Новгороде? — В наши края иеромонахи Иоанникий и Софроний были переведены в 1706 году по инициативе митрополита Новгородского Иова и по указу Петра Великого. В школе с самого начала были открыты два класса — славянский и греческий. А в 1724 году еще и латинский. При архиепископе Феодосии (Яновском) в Новгородской епархии создается также сеть партикулярных школ, учителями в которые назначаются уже ученики Лихудов. Таким образом, была создана система обучения, начинавшаяся с изучения Часослова и Псалтири, чтения, письма, букваря и заканчивавшаяся грамматикой и риторикой. Братья Лихуды на протяжении десяти лет возглавляли школу. В 1716 году, после возвращения Иоанникия в Москву, руководство учебным заведением приняли на себя их московские и новгородские ученики. — Вы давно занимаетесь изучением деятельности в Новгороде Лихудов. Что за последние годы удалось нового узнать? — К сожалению, в Государственном архиве Новгородской области сохранилось не очень много документов о школе — нет ни одного свидетельства, связанного с ранним периодом деятельности учебного заведения, но имеются документы, относящиеся ко времени, когда Лихуды уже не преподавали. Например, дело об одном из руководителей школы иеромонахе Иове — как он вел занятия, как, будучи в преклонных годах, уклонялся от работы и как в конце концов был отстранен от школы. Имеются и ведомости учеников, правда, в нашем архиве они представлены отдельными годами. А вот более подробная подборка за 1725/26 годы есть в архиве Санкт-Петербургского института истории — она позволяет узнать не только имена учеников, но и проследить их успеваемость. — Если о самих братьях Лихудах информации собрано прилично, то о тех, кто потом руководил школой, не так много... — В 1716 году школу возглавил тот самый иеромонах Иов, о котором только что шла речь. А затем иподиакон Софийского собора Федор Максимов, автор грамматики церковно-славянского языка, изданной в 1723 году в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре огромным по тем временам тиражом — 1200 экземпляров! Долгое время считалось, что эти двое и были руководителями школы в послелихудовский период. Однако нам удалось найти еще одного. С 1723 года новгородское учебное заведение возглавил архимандрит Филимон. Он, как и Лихуды, — грек и прибыл в Россию в поисках денег для своего монастыря. Сначала поселился в Москве, но был выслан оттуда на Соловки за то, что якобы выдавал себя за того, кем на самом деле не являлся. В общем, так бы и находился он в ссылке, но митрополит Новгородский Иов, возведенный в сан в 1697 году, приметил его и призвал к себе. А в нашем архиве сохранилась сказка Филимона, другими словами — биография. В ней он пишет, что у Иова служил по лечебным делам. Следующий же новгородский владыка назначает Филимона экзаменовать поступающих на церковное служение юношей, чтоб отсеивать неграмотных или не знающих литургию. В 1723 году, как он сам указывает в сказке, его назначают учителем греческого класса. Сам себя он высокопарно именовал профессором. В архиве Санкт-Петербургского института истории мы нашли его доклад архиепископу Новгородскому Феофану (Прокоповичу) с просьбой освободить Лихудов корпус Кремля (на фото), где и находилась школа, от учеников славянского класса, которых много и они шумят, а занятия греческим требуют «уединения». Филимон просит отдать под учебные нужды весь первый этаж здания, второй же отвести для его личного проживания. Ну а для славянского класса, которым руководил иподиакон Федор Максимов, подыскать другое место... К сожалению, не удалось установить точную дату окончания его работы в школе, но известно, что в 1729 году он еще преподавал. — Есть гипотеза, что на базе новгородской школы Лихудов позже был создан целый учебный комплекс, и не только по гуманитарному направлению подготовки. Вы разделяете эту версию? — Действительно, есть подтверждения тому, что в Новгороде в первой трети XVIII века, до 1740 года, когда по указу Анны Иоанновны была открыта духовная семинария, вокруг школы Лихудов формируются и другие учебные заведения. Так, в архивных документах есть упоминания о немецком классе. Но пока не удается найти более подробные сведения по этой теме. Интересны документы и о цифирной школе. По указам Петра I в российские города были посланы учителя для преподавания арифметики и геометрии в цифирных и навигацких школах. В Новгороде цифирную школу возглавил учитель Василий Залуцкий, в обучение к которому должны были поступать не только посадские дети, но и дети из семей священнослужителей Новгородской епархии. Более того, был издан высочайший указ о соединении цифирных школ со школами при архиерейских домах. Однако епархиальное начальство пыталось всячески избежать этого объединения. Сохранилась «Отписка» викария Новгородской епархии епископа Корельского и Ладожского Аарона (Еропкина), в которой он упирает на уникальность школы Лихудов, пишет, что, мол, в других епархиях, где нет учебных классов с такими традициями и отличными результатами, и можно объединять школы разной направленности, а Новгород следует освободить от этого. Для исследователей перспективна и тема обучения в Новгороде дворянских недорослей. По инициативе Петра I детей дворян со всей России, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга, отправляли в новгородскую школу для обучения. Имеются документы, в которых описывается, как и чему их учат. Как они, не желая постигать науки, по полгода добирались до места, оправдываясь тем, что то болезнь случится, то какая другая напасть... — Так в чем, по вашему мнению, значение братьев Лихудов для российской науки и образования? — Лихудовская деятельность дала России образованное духовенство. Кроме того, позволила воспитать отечественное сословие интеллектуалов, которое впоследствии сыграло значительную роль в становлении и развитии Петровской академии наук и Московского университета. Пресса о нас |