Пресса о нас

13.09.2012   Перо императрицы (газета «Новгородские ведомости» от 11.09.2012)

 

Что объединяет Рюрика и Екатерину II

Исследователи НовГУ разработали научный проект «Новгородский тип государственности в памятниках российской словесности».

— В ходе нашего исследования мы пытаемся понять, как Новгород и новгородская история отражались в памятниках русской литературы XVIII— XIX веков, не только составивших золотой фонд, но и малоизвестных.

Эта тема сейчас особенно актуальна, ведь в этом году мы празднуем 1150 лет  Российской государственности. Отмечу, что Россия всегда была сильна разными формами государственности, и литература осмысливает и художественно преображает их. Поэтому русские писатели зачастую по-своему трактовали роль новгородского веча, Новгородской народной республики, — рассказывает кандидат филологических наук, руководитель проекта Ирина АБРАМОВСКАЯ.

Так, в литературе XVIII века доминировала идея сильного правителя.   Историки этого периода старательно избегают слова «республика», называют ее «своеволием», «народным», «общественным», «демократическим» правлениями. В трагедии Александра Сумарокова «Синав и Трувор» прозвучала мысль о целесообразности призыва инородных князей, чтобы   «окончать несчастливых беды…». Идея государственная противопоставлена в трагедии идее личного счастья и свободы.  

В эпоху правления Екатерины II идея самодержавной власти как единственно возможной формы правления на Руси стала особенно актуальной, что вполне объяснимо: русское общество было потрясено событиями пугачевского бунта и Великой французской революции. В «Записках касательно Российской истории» Екатерина высказала идею о том, что и в глубокой древности на Руси были «начальники».

В русском фонде Российской национальной библиотеки хранится пьеса Екатерины II «Историческое повествование из жизни Рюрика». Это произведение малоизвестно и скучно широкому читателю. Между тем для историка русской литературы оно представляет огромный интерес. В своей пьесе императрица доказывает, что России нужен сильный правитель, и в качестве аргумента приводит пример из древней истории, оригинально трактуя факт призвания варяжских князей. В пьесе обосновывается необходимость призыва князей в речи одного из героев, который увидел опасность в отсутствие согласия между князьями, разорявшими Новгород. Екатерина четко обосновала законность и необходимость абсолютизма: разумный государь способен обуздать зависть и несогласие, он служит «общему добру».

С появлением Санкт-Петербурга Новгород потерял значение политического, торгового, культурного центра. И в литературе второй половины XIX века именно малоизвестные памятники — путевые заметки, воспоминания, дневники — помогают зримо представить, как жили новгородцы в то время.

 

Жизнь провинции тоже может быть интересной

— Сейчас никто не читает путевые очерки Александра Круглова, посетившего Новгород и имение Гавриила Державина Званку во второй половине XIX века, — продолжает разговор Ирина Сергеевна. — В своих заметках Круглов подробно рассказал о повседневной жизни имения, в частности, женского монастыря в Званке. Благодаря усилиям умной, талантливой матери-настоятельницы монастырь процветал. Здесь действовала школа для девушек. При этом они не обязательно становились монахинями. После окончания выпускницы могли добровольно оставить монастырь. Сейчас, к сожалению, усадьба поэта не сохранилась, но благодаря свидетельствам разных частных лиц мы можем понять, как были организованы жизнь монастырская, быт имения при жизни Державина.

 

Новгород Круглову показался скучным провинциальным городом, хотя он отмечал, что здесь много старинных церквей и памятников архитектуры. В Новгороде путешественник не мог найти ни одного путеводителя, не было здесь ни хорошей библиотеки, ни театра. В городе, делает вывод Круглов, не была развита общественная жизнь, не существовало культуры развлечений, общественных гуляний. Но завершает свои «путевые негативы» Круглов призывом, обращенным ко всем, кто любит свое Отечество, посетить его историческую колыбель, так как только знание прошлого может научить пониманию настоящего.

 

Пресса о нас