Пресса о нас

03.10.2012  «Нравственность оценкам не подлежит»: в школах начали преподавать основы религиозных культур (Новгородская интернет-газета "Ваши новости" от 19.09.2012)

С 1 сентября этого года во всех регионах России в обязательную школьную программу 4 класса средней школы включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Напомним, новый предметвызвал много споров в обществе. Представители различных конфессий, правозащитники были обеспокоены тем, что разделение детей на группы по религиозной принадлежности может привести к конфликтам в школьной среде.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей:

- основы православной культуры

- основы исламской культуры

- основы буддийской культуры

- основы иудейской культуры

- история мировых религий

- основы светской этики.

Эти модули скреплены общими разделами, что обеспечивает педагогическое единство курса. Родители выбирают один из этих модулей.

В Новгородской области модуль «Основы православной культуры» выбрали 74% родителей, «Основы светской этики» – 23,8%, «Основы мировых религий» – 2,2 %, «Основы исламской культуры» – 0,3 %, и пока никто не пожелал изучать основы буддийской и иудейской культуры.

1 сентября 2012 года позади. Как проходит внедрение нового курса? С какими проблемами сталкиваются учителя? Об этом шла речь на встрече в рамках выставки «Православная Русь», в которой приняли участие учителя из Великого Новгорода и многих районов области, сотрудники НовГУ, представители Новгородского института развития образования.

Круглый стол провели председатель отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской Митрополии протоиерей Александр Ранне и заместитель председателя комитета по образованию, науке и молодежной политике Владимир Шадурский.

Заседание круглого стола началось с выступления отца Александра Ранне, который напомнил участникам высказывания Константина Ушинского, Констанина Победоносцева, Павла Милюкова и других выдающихся российских педагогов и общественных деятелей конца XIX – начала XX века, когда вопрос о нравственном воспитании был особенно актуальным.

«Конечно, мы живем в совершенно другом обществе, - сказал о. Александр. – И мы должны исходить из тех реалий, что сложились к сегодняшнему дню. И, конечно, школа должна оставаться светской, но дети должны иметь право приобщиться к великому наследию тысячелетней православной культуры. И не стоит забывать, что крепость государства зависит от нравственной устойчивости народа».

«Читая «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина», «Войну и мир», «Преступление и наказание», наши дети так или иначе будут задавать себе вопросы – а что же это за нравственные идеи, которые так красиво подают великие писатели? Что же это за вера, что позволила русскому народу выстоять на Бородинском поле? Все это и нужно будет рассказать детям на этих уроках. И преподать это надо таким образом, чтобы ребенок не чувствовал себя на уроке, где ставят оценки, а чувствовал себя в определенной культурной среде, которая учит его чему-то очень важному», - отметил Александр Ранне.

«Предмет является светским и не подразумевает посещение религиозных организаций, стандарт направлен на духовное нравственное воспитание школьников, на воспитание осознанного нравственного поведения, - сказал в своем выступлении Владимир Шадурский. – Чтобы подростки были готовы к диалогу с представителями других культурных мировоззрений в многоконфессиональной стране».

«Задача по подготовке педагогов перед нами была поставлена в конце 2011 года, - рассказала методист Новгородского института развития образования Ольга Михайлова. – За полгода мы обучили 230 учителей. Это очень много. Самое главное, на что мы обратили внимание, что равнодушных людей среди них нет. Среди учителей – в основном педагоги начальных классов, историки, преподаватели технологии, музыки, литературы и даже математики».

Ольга Михайлова отметила, что новый предмет будет «безоценочным» - поскольку нравственность оценкам не подлежит. По ее словам, вопрос «безоценочности» активно обсуждался учителями на курсах.

Важно, чтобы новый предмет не вызывал у детей и особенно у родителей отторжения, - утверждали все участники круглого стола.

Об этом же в своем выступлении говорилаГалина Орлова, декан факультета педагогического образования, искусств и технологий НовГУ. «Мы прошли трудный путь к введению этого курса, - сказала Галина Александровна, - родители сделали свой выбор, и теперь на сцену вышел учитель. И он должен все сделать качественно. Но для этого учителю самому необходимо укрепиться в моральных ориентирах».

«Разумеется, все учителя прошли курсы переподготовки, - рассказала Галина Орлова. – Но насколько хватит их сил и слов, если речь идет о воспитании души? Как научить детей выбирать добро и уклоняться от зла?»

Педагогов нужно поддерживать и после завершения курсов, - считает декан. - К примеру, в Калининграде существует центр сопровождения духовно-нравственного воспитания, который как раз и занимается этим вопросом. Координация усилий НовГУ, Духовного училища, библиотек, культурно-просветительских учреждений, школ могла бы помочь новгородским преподавателям нового предмета чувствовать себя увереннее. Она также напомнила о педагогических научных конференциях, которые проводятся ежегодно в нашем городе - Знаменских и Никитских чтениях и могут принести очень большую пользу новгородским педагогам.

Затем своим опытом поделились учителя, преподающие новый предмет. Для Ольги Александровой из Старорусского района новым его назвать нельзя - на протяжении многих лет она преподавала в воскресных школах, вела кружки по изучению православной культуры. Однако и у нее есть вопросы о преподавании курса в светской школе. Так, она обратилась к отцу Александру с вопросом: может ли класс помолиться в начале урока, если дети сами об этом просят? На это священнослужитель посоветовал педагогам быть осторожнее и внимательнее к законам для пользы дела. «Предложите детям, которые хотят помолиться, сделать это молча, про себя», - сказал он.

Пресса о нас