Пресса о нас

30.04.2015  Все сказки мира - от "Царь-сказки" (издание "Соседи. Люди и город" от 24.04.15)

Вот и отгремел, отпел, отговорил, отплакал и отсмеялся XIII Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» в Великом Новгороде. Такое бывает только раз в два года: лучшие постановки России и Европы для детей и взрослых привозят в небольшой город и на пять дней превращают его в культурную столицу. В этом году мозаику фестиваля сложили 17 спектаклей, 7 стран и 3 сценические площадки.

На этот раз гостями фестиваля были театры из России, Латвии, Финляндии, Италии, Австрии, Германии и Франции. Несомненно, среди читателей найдутся и те, кто хоть раз в жизни побывал в одной из перечисленных стран, но если спросить их: «А видели ли вы театр в…?», то, скорее всего, ответом будет лёгкое смущение и отрицательный кивок. 

С 17 по 21 апреля всё самое интересное и свежее, отобранное лично организаторами, само приехало к новгородскому зрителю. Россию на фестивале представили города Москва, Тюмень, Петрозаводск и, конечно же, Великий Новгород. Но обо всём по порядку.

В этом году как никогда разнообразным было детское направление. Впервые в афише «Царь-сказки» появились возрастные метки «1+», что для России в целом пока – явление новое, в то время как в Европе так называемый беби-театр или театр для самых маленьких имеет историю не в один десяток лет. Особенно преуспели в работе с детишками итальянцы, что и продемонстрировали сразу две постановки, «Домик» известного итальянского театра Ля Баракка (Болонья) и «Брум» театра Dramatico Vegetale (Равенна). Их отличала особая лёгкость и воздушность действия, практически полное отсутствие слов и декораций, фантазийный сюжет и особая, почти  волшебная работа с предметами. Спектакли появлялись буквально на глазах маленькой публики: клочки бумаги превращались в цветы, из теней рождались люди, а переливы обычной краски создавали особую пятнистую вселенную, интуитивно понятную ребёнку. 

Природа многих спектаклей была такой, чтобы её можно было без труда продолжить дома. Например, австрийский театр «Mininmus Maximus»  преодолел тысячи километров, чтобы показать спектаклем «Шёпот из банки», как из самых обычных жестянок может родиться череда забавных сюжетов. Ведь разве банки не могут влюбиться, или поиграть в футбол, или подружиться?  

Очаровательную сказку, в самом прямом смысле навеянную обычным полиэтиленом, представил и Новгородский театр "Малый" в невесомой постановке «Где живёт ветер?». По окончании действия актёры обязательно зовут маленькую публику всё потрогать и попробовать. Обычные пакетики, баночки и мыльные пузыри вдруг вызывают дикий восторг – важен момент контакта, сближения пространств сцены и зала. 

Зрители чуть постарше, от 3 лет, уже не только смотрели, но и слушали «Песочные сказки» Латвийского театра кукол – необычного сочетания песочной анимации и рассказа-"сторителлинга". В одно мгновение появлялись и исчезали чудесные и простые истории про девочку-плаксу, малышку, боявшуюся темноты под мягкими, но точными движениями артиста и художника. Едва ли такое сочетание может оставить равнодушным не только детей, но и их родителей. Возможности интерактива с ребёнком прямо во время спектакля продемонстрировало Творческое объединение 9 и театр «Практика» из Москвы. Их интерпретация рождественского сюжета «История одного чуда» на сорок минут превратила новгородских детишек в жителей Вифлеема. Каждый вышел на сцену, чтобы поучаствовать в той самой переписи, на которую спешили Иосиф и беременная Мария. Техникой исполнения удивил и стар, и млад свалянный из шерсти спектакль «Спасите маму» финского театра Quo Vadis. Актриса в огромном шерстяном платье развернула на подоле целую историю с пустыней, горами, кораблями и нескончаемыми приключениями. Нашлось место и поучительным рассказам Андрея Усачёва, настолько цветным, что они превратились в яркий спектакль Тюменского молодёжного театра «Ангажемент» о правилах хорошего тона для маленьких собачек «Умная собачка Соня».

Взрослую программу фестиваля сформировали спектакли в рамках международного  проекта «Театры городов-побратимов». Городской театр Билефельда (Германия) показал нам, как вписать в современный контекст далёкую, но близкую «вечными» вопросами «двух огней» между любовью и благополучием немецкую классику Гёте «Страдания юного Вертера». Затем дополнили анти-дарвинистическим манифестом уже современной литературы –  монологом школьной учительницы биологии, оказавшейся под ударом искусственного отбора, по роману Юдит Шалански «Шея жирафа». А театр из Французского города Нантер и вовсе удивил зрителя перфомансом на грани концерта «Одна гитара в Америках». Под звуки струнных инструментов публика путешествовала по маршруту первопроходцев-конкистадоров к неизведанной латинской земле. 

«Малый» театр тоже нашёл, что представить: иностранные делегации с замиранием наблюдали, как в спектакле «Вдребезги» по всему свету разлетается поэзия Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Даниила Хармса и многи-многих других, кто покинул Россию в горькие годы. 

Приоткроем секрет: «Царь-сказка», как и любой статусный фестиваль, не исчерпывается театральными показами. Существует и специальная программа, призванная сформировать театральное сообщество на разных уровнях: это и мастер-классы со студентами, и встречи-презентации директоров фестивалей, и театральные дискуссии для всех желающих. Главная их цель – общение, знакомство друг с другом. Одно из таких событий – творческая лаборатория «Молодая критика – театральное будущее», в этом году собравшая студентов из Латвии, Литвы, Эстонии, Москвы и Санкт-Петербурга под руководством неизменного модератора Алексея Гончаренко, главного специалиста Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, члена Комиссии по исследованиям Международного союза деятелей театра кукол. Здесь возможно всё: высказывания, споры, острые вопросы и критика, равно как и похвалы, благодарности и восклицательные знаки в каждой произнесённой фразе. Главная цель лаборатории – дать практику будущим профессионалам театра, научить их высказывать свои мысли и грамотно выстраивать аргументацию.  

Необычным опытом поделилась с новгородцами и театральный педагог из Билефельда Беата Бриден, проведя две театральные дискуссии со студентами Гуманитарного института НовГУ и всеми желающими после спектакля «Страдания юного Вертера». Подобный формат, по словам педагога, очень популярен в Германии, потому ей было вдвойне интересно изучить реакцию на современный театр зарубежного зрителя. Несмотря на то, что лишь небольшая часть аудитории осталась на разговор, он получился на редкость оживлённым и непринуждённым. 

Помимо зрителя и театрального сообщества существует ещё и третий массовый участник огромной фестивальной коммуникации – волонтёр. Уже много лёт «Царь-сказка» сотрудничает с Новгородским Государственным университетом, а тот, в свою очередь, поставляет фестивалю переводчиков, сотрудников пресс-центра, фотографов, координаторов, администраторов по зрителю и многих-многих других. Взамен волонётры получают проход на все фестивальные спектакли, незабываемые воспоминания на всю жизнь и гарантировнно крепкий сон на несколько дней после окончания масштабного театрального события. Работать приходится много,  но и отдача от проделанного труда огромна. 

Театральный пробег по городам России и Европы закончился для «рядового» зрителя днём 21 апреля. Приоткроем секрет номер два: для участников фестиваля он завершился на несколько часов позже церемонией закрытия с вручением сразу двух премий: приза молодой критики «Другой взгляд» лучшему, по мнению молодых умов спектаклю (на «Царь-сказке»-2015 им стал итальянский «Брум»), и традиционным «Красным призом» от постоянного партнёра фестиваля «Красной избы» (её очаровала постановка «Спасите маму» театра Quo Vadis из Хельсинки). И, чтобы быть совсем честными, весёлой театральной импровизацией-пародией на спектакли-участники. В общем, иногда бывает так, что воспоминаний пяти дней хвататет на целых два года. До следующего фестивального всплеска. 

Узнать больше

Пресса о нас