Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

БесСильные мира сего

Михаил Бударагин

Есть писатели "молодые" и "прогрессивные". Есть просто очень популярные. Есть старые и забытые. Все они так или иначе формируют вкус сегодняшнего читателя.


Но есть писатели не такие уж молодые и совсем, кажется, не популярные. Все эти слова ничего не значат, потому что это писатели культовые.

Сергей Витицкий - литературный псевдоним Бориса Натановича Стругацкого. А такое имя - хочет этого его владелец или нет - накладывает на человека невероятно большую ответственность. Оно очень давно заслужено, это имя, и теперь все действия Бориса Стругацкого просто обязаны соответствовать уровню.

В данном случае ситуация усугублялась тем, что имя зарабатывалось вдвоём; пишущих было двое, но писатель был один. После смерти же Аркадия Стругацкого в 1991 году, Борис Натанович как писатель оказался в крайне трудном положении: теперь ему нужно было не только писать в одиночку, но также за двоих удерживать и имя. Или же - не писать вовсе.

Долгое время события разворачивались по второму сценарию. Борис Стругацкий (С. Витицкий) в 1995 году дописал давно уже начатый роман "Поиск предназначения", после чего надолго замолчал. За это время успело вырасти целое поколение новых писателей, многие из которых без особенных затруднений строчат по несколько книг в год, несмотря на то, что иногда им нечего сказать. Однако человек с именем Борис Стругацкий не может позволить себе написать пустышку и выпустить книжонку в мягкой обложке.

Витицкий ждал восемь лет. Восемь лет он работал над романом, который в первую очередь удовлетворил бы его самого. В "Комментариях к пройденному" он написал об этой работе, да и о жизни в целом: "...представьте, что много лет подряд вы с напарником пилите двуручной пилой огромное бревно, но теперь напарник ушел, вы остались в одиночестве, а бревно и пила никуда не делись, надо пилить дальше..".

Одиночество Витицкого разрешилось только в 2003 году, и разрешилось книгой "БесСильные мира сего", вышедшей в издательстве "Вагриус".

Главный герой романа, петербуржец Вадим Данилович Христофоров по прозвищу "Резалтинг-форс", попадает в ситуацию, хорошо знакомую современной "модной литературе". Внешняя канва сюжета очень похожа на сюжет нашумевшего в конце 90-х романа японского прозаика Харуки Мураками "Охота на овец". Христофоров - человек исключительный, но исключительности своей не понимающей. У него есть дар "делать будущее". Вадим называет это просто "умением". Каждый может, только суметь надо и захотеть научиться. Однако то, что в 94-м году президентом чуть не стал Жириновский, делает Вадиму честь, потому что это - полностью его работа.

Сюжет крутится вокруг выборов губернатора Петербурга. Год, как можно предположить, 2004-й. Есть два кандидата на высокий пост: Генерал и Зюзючник. Христофоров знает, что победить должен Генерал. Не такой уж это непредсказуемый факт, но Вадим не предугадывает или анализирует, он именно знает, что будет так, а не иначе.

Но появляются три человека, которые хотят, чтобы было именно иначе. И чтобы на выборах победил Интеллигент, который пока даже не значится в списках. Сильные мира сего хотят, чтобы Христофоров сделал им губернатора. Но Христофоров слишком хорошо знает, что нельзя идти против будущего:

Он думает, что это шахматная партия, которая движется к цейтноту. Но, оказывается, что на самом деле Вадим не умеет играть по навязанным правилам. Да и какие могут быть правила, если пешка играет против шахматиста. Ощущение бессилия выливается в запой, из которого героя выводит только дзенский коан сэнсея.

Вместе с Вадимом и сэнсеем, по эту сторону "добра" в романе существуют маги. У них есть клички: Тенгиз, Ядозуб : Они могут очень многое, но остановить черных людей, которые пытаются навязать сэнсею в ученики "Злобную Девчонку", чтобы "чернолицый дьявол" смог запустить в мир "всеизлечающее зло".

И предотвратить этот ужас не может никто. Добро с кулаками, уничтожив Владимира, должно прийти в мир:

За внешним, слишком современным антуражем романа, за разборками мафии и жаргоном, мистикой Востока и Кавказом скрываются, как и во всех романах поздних Стругацких, "проклятые" русские вопросы. Имеем ли мы право вмешиваться в чужую жизнь и коверкать ее ради благих целей? Где пролегает грань между честностью и корыстью, правдой и ложью? Как дорого в теперешней Росси стоит жизнь человека? В чем сила и в чем бессилие человека пред лицом истории?

"Бессильные мира сего" - одно из наиболее ярких событий в отечественной фантастике за последнее десятилетие. Роман предельно актуален, и не только потому, что полон "примет современности". Он фиксирует те изменения в отечественной морали, к которым нельзя относиться однозначно. Можно притвориться и не заметить их, но тогда обижаться потом будет не на кого. Только на себя. Настроение близкого финала всей нашей странной судьбы, пронизывающее текст, относится ко всем сферам общественного бытия - к культуре, политике, искусству.

Но гуманизм Стругацкого, выпестованный в отнюдь не такие "теплые" 60-е, восстает против мрака. И пусть слабый, но все же немеркнущий огонек надежды заставляет читателя верить в будущее. Пускай, не светлое. Хотя бы какое-нибудь: