Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Логика бессловесного или "Вермишель orchestra" в Великом Новгороде

Михаил Бударагин

Музыка - дама очень странная.

Есть логика в любом словотворчества. Логика эстетического, логика этического, пророческого и до бесконечности. Человек (как существо по преимуществу говорящее, читающее и пишущее) склонен считать эту логику наиболее правильной.

Есть иная логическая система - логика бессловесного...


Сайт группы - http://www.vo.org.ru.
Сайт группы - http://www.vo.org.ru.

Идя по стопам Гегеля, но минуя Белинского, можно сказать, что архитектура, скульптура, живопись и музыка - принципиально нелогичны.

Если говорить о музыке, то она - среди этих четырех сестер - подчиняется логике наиболее произвольно. Она может допускать рядом с собой текст, становясь сакральной, ибо текст сам по себе сакрален. Но может и не допускать, оставаясь свободной от твердых умозаключений. Кто в точности может описать словесно идею "Реквиема" Моцарта, кроме Моцарта?

Попытка соединить музыку и текст, придав этому прогрессивное "направление" - рок, бард, хип-хоп, металл и проч. - неудача изначально. Подлог. Позолота вместо золота. Или, как любила говорить Фаина Раневская, "пук в вечность". Музыка может слиться с текстом, отобрав у того формальную логику (как это получилось с "Москвой-Петушками" Венички Ерофеева или последним альбомом "Аквариума" "Песни рыбака"), но тогда мы возвращаемся к сакральному:

Текст может отпасть от своего естества и впасть в музыку. Из этого обычно выходит только опера, где не говорят и не поют, где слова можно пропускать мимо ушей, вслушиваясь в чистоту пения.

Музыка - наиболее чистое искусство. Примеси здесь видны сразу.

"Вермишель orchestra" - явление в этом смысле удивительное. Группа из десяти музыкантов, не оркестр в прямом смысле, не рок, не фолк, не чистый арт. Бог знает что. Виолончель, флейта, ударные, бас, акустическая гитара, перкуссии, дарбука, сплэш, чаймс, тамбурин, коу-белл, мандолина и аккордеон - вместе это выше нормального понимания и логики.

Давать концерт в не очень избалованном знаменитостями Новгороде и оставлять в зале Всеволода Гаккеля - это более чем нелогично. Выступать спокойно и тихо, просто и ясно - это сегодня просто убыточно.

"Вермишель orchestra" - апологеты чистого искусства. "Только музыка" - единственный слоган на афише. Даже названия у композиций кажутся лишними. Музыка группы, рожденная из классики, этники и рока не вписывается ни в одно направление. Она нелогична, потому что слушателю и критику не за что зацепиться. Можно назвать примеси, можно их вычленить. Но дальше делать нечего.

Полифония - на то и полифония, чтобы являться числом большим, чем сложение частностей. Четыре у "Вермишели" больше чем "два плюс два". Вообще, кажется, писать о группе нечего.

Эту статью ни за что не возьмут ни в одну серьезную новгородскую газету, потому что кто будет читать рассуждения о чистом искусстве, когда рядом есть "Руки вверх", рок, рэп и панк, куча ди-джеев? У "Вермишели" вообще никогда не будет толп фанатов. Да группе они и не нужны. Кто будет слушать серьезно композицию "Оркестр Королевских Пингвинов"?

Но "Вермишель orchestra" все равно существует. Но люди на концерты группы ходить будут. Будут слушать музыку, которая не зовет ни к светлому будущему, ни в бой, ни в пляс, ни в кабак.

Есть, видимо, что-то выше логики. Это шестое чувство, кайф от флейты и мандолины и слепая вера в то, что эта музыка всегда была, ты с ней родился, с ней и умрешь, а она будет звучать вечно. Это чувство и отличает человека от животного.

Музыка - шаг в вечность. Как щебет щегла, она бессмысленна, и потому прекрасна.